Как известно, Грузия граничит с Россией, Азербайджаном, Арменией и Турцией. Прикаспийские государства - Россию и Азербайджан - прочно связывают богатства Каспия и магистральные трубопроводы, идущие, в том числе, через Грузию. Армения, куда можно попасть лишь через Азербайджан, Турцию, Иран и Грузию, на стратегическое партнёрство с Россией «обречена» геополитически. А восстановлением дружбы с Турцией Российская Федерация завершила окружение Грузии своими партнёрами.
Визит президента России Владимира Путина в Турецкую Республику 28 сентября 2017 года по приглашению президента Реджепа Тайипа Эрдогана лишний раз доказал, что в политике нет вечных друзей и врагов - постоянны только государственные интересы, чего никак не хотят понять власти Грузии. Власти Грузии как будто не замечают, что ещё 2 года назад Турция сбила российский СУ-24М, была главным перевалочным пунктом для направляющихся в ИГИЛ боевиков, торговала контрабандной нефтью и бесценными артефактами из Сирии, а сегодня стала инициатором создания там зон деэскалации и партнёром России, которая продала ей в рассрочку системы ПВО С-400 «Триумф» и объём торговли и туризма с которой даже превысил досанкционный уровень.
Та же самая история – с Саудовской Аравией, которая после первого визита короля Сальмана бен Абдель Азиза аль Сауда в Российскую Федерацию 4 октября 2017 года по приглашению Владимира Путина превратилась из недруга - в партнёра России, которому тоже, как Турции, продали системы ПВО С-400 «Триумф», с которым подписали многомиллиардные контракты и договорились по нефти и Сирии.
А за «первым кольцом» партнёров России – Турция, Азербайджан и Армения, которым окружена Грузия, её окружает «второе кольцо» партнёров России, с которыми Грузия непосредственно не граничит – Китай, прикаспийские Иран и Казахстан, Сирия, а теперь ещё и Саудовская Аравия.
Да и в самой Грузии мы видим современных мигрантов, которых скоро будет больше, чем автохтонного населения, и это опять - турки, иранцы, китайцы и сирийцы. Кроме природы и климата, их привлекает в Грузии лёгкость, с которой здесь можно жить и делать бизнес, в то время, как половина населения Грузии уехала за рубеж, чтобы тяжёлым трудом заработать себе и своим близким на пропитание…
А кому принадлежат стратегические объекты грузинской экономики и бизнес, в том числе – в области энергетики? России, Турции, Азербайджану, Казахстану и Китаю, которому на позапрошлой неделе продали 75% индустриальной зоны Поти, стратегического морского порта! Нелишне напомнить, что весь импорт в Грузию тоже осуществляется из вышеперечисленных стран, а также про многомиллиардные перспективные проекты и инвестиции из Саудовской Аравии.
Ну и, конечно, две основные статьи дохода государственного бюджета Грузии: 1 - туризм, который процветает за счёт туристов преимущественно из России, а также Армении и Азербайджана; 2 - экспорт грузинского вина, минеральных вод и сельхозпродукции в Россию.
Итак, на лицо – парадокс: все вышеперечисленные страны, кроме того, что являются друзьями и партнёрами России, являются ещё и друзьями - партнёрами Грузии, власти которой считают граничащую с Грузией Россию … врагом, но одновременно делают с ней прибыльный бизнес в сфере энергетики, туризма и торговли! Получается, что друг моего врага – мой друг?! Где ещё в мире у «врагов» есть столько общих друзей, как у Грузии с Россией?!
Но если так, то до каких пор власти Грузии будут упрямо сохранять статус – кво «Россия - враг», если, конечно, Грузия – независимая страна, имеющая собственную внешнюю политику, а не протекторат Запада, если у власти в Грузии – грузинские политики, а не послушные исполнители американских инструкций? Интересно – что посоветовал по этому поводу премьер-министру Грузии Георгию Квирикашвили бывший госсекретарь США Генри Киссинджер 19 сентября 2017 года, на встрече в рамках 71-ой сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке? Наверное, что ему стоит попытаться превратить в друзей вчерашних недругов, как это делает Путин, потому что в политике вечны только государственные интересы, а не друзья и враги! Может потому та встреча Квирикашвили с Киссинджером была единственной, детали которой нам не сообщили – ограничились лишь парой фотографий на официальной странице грузинской премьера в Facebook.
А в прошедшую пятницу Турция в очередной раз доказала, что в политике нельзя верить в вечных друзей и врагов - 13 октября официальная Анкара заявила, что порты Турции не будет принимать корабли под любым флагом, прибывающие из портов Крыма. Это, несомненно, результат визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Киев 9 октября с.г., где он публично пообещал президенту Украины Петру Порошенко, что Анкара будет и в дальнейшем поддерживать территориальную целостность Украины, а воссоединение Крыма с Россией назвал аннексией.
Другой вопрос – продиктован ли новый антироссийский мини-демарш Эрдогана, который Россия, конечно, «возьмёт на заметку», государственными интересами Турции? Ведь сомнительные дивиденды, которые Порошенко наверняка наобещал Эрдогану взамен, вряд ли перевесят блага от недавно восстановленного российско-турецкого партнёрства.
Здесь показателен сам факт: несмотря на то, что своим президентством и жизнью Эрдоган обязан Путину, который во время гюленовского путча предупредил по телефону, что за ним уже вылетела военная спецгруппа мятежников; несмотря на то, что Эрдоган, который в мая 2016 года извинился перед Путиным за сбитый фронтовой бомбардировщик и «с радостью перелетел через море, чтобы встретиться с другом» Путиным в Сочи, несмотря на всё это Эрдоган сохраняет независимость внешней политики Турции. А власти Грузии вот уже 13 лет блюдут рабскую верность «стратегическому партнёру №1» – США, безоглядно следуя противоречащим грузинским государственным интересам «безальтернативно евроатлантическим курсом», теряя по дороге территории и своих граждан - как на этих территориях, так и в эмиграции.
В чём же причина поразительной закомплексованности властей Грузии, профнепригодности грузинских политиков, отвечающих за внешнеполитический курс страны? Маловероятно, что их дилетантство и провинциализм - результат лишь искренних заблуждений по необразованности или неразборчивости в выборе друзей. А может, виной их русофобии является сознательное предательство на почве карьеризма и конформизма?! Обычно ответы на такие вопросы становятся известны лишь слишком поздно, когда изменить что-либо очень трудно, или невозможно...
А ведь от грузинских властителей не требуется, чтобы они возлюбили Путина как Бога или ближнего – всем сердцем и как самих себя! Речь – о малом: использовать партнёрство с великим северным соседом – Россией, контролирующей 22% твоих территорий - в государственных интересах Грузии, чего де-юре власти Грузии делать не хотят и не могут.
Как бы то не было, в этом политическом примитивизме и заключается главная ошибка облечённых властью «грузинских политиков».
Главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Арно Хидирбегишвили
17 октября 2017 года
Грузия, Тбилиси, ГРУЗИНФОРМ