ОТ РЕДАКТОРА
Арно Хидирбегишвили: СТРАНА НЕРАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, или ущербная кадровая политика как главный недостаток грузинской власти

      «В Грузии кумовство до конца уничтожить не получится, оно будет всегда», - заявил на пресс-конференции Бидзина Иванишвили будучи премьер-министром. И был прав, ведь мы, грузины, великие «ахлобельщики»*, хотя непотизм уничтожить до конца не удалось даже самым передовым странам Запада, взятым властями Грузии за образец. Главное - пропорция, в которой присутствует непотизм в государственных управленческих структурах: когда доля непотизма начинает превалировать, подминая под себя рациональную кадровую политику, или тенденция непотизма приобретает тотальный характер, возникает кризис власти, который, рано или поздно, заканчивается её отставкой, или революцией. Так произошло с зажравшейся советской номенклатурой, что закончилось ликвидацией СССР, так произошло с коррумпированным режимом президента Шеварднадзе, что закончилось «революцией роз», тем же недугом страдает и сегодняшняя власть Грузии, причём – на всех уровнях. «Американскую мечту» ярко иллюстрируют головокружительные карьеры большинства ставленников «Грузинской мечты» в различных эшелонах власти, хотя Грузия - страна не равных, а неравных возможностей по причине протекционизма.
Ладно, оставим западный опыт борьбы с клановостью - разве история не хранит для нас другие, куда более удачные примеры борьбы с порочными методами управления, такие, как жёсткая политика борьбы Сталина с групповщиной?
«Не жёсткая, а жестокая автократия с применением репрессивных методов!» - предвижу искреннее возмущение читателей, находящихся под влиянием западной пропаганды. Да, господа, может даже и жестокая на поворотах истории, но разве соблазны непотизма победишь церковными проповедями и воспитательной работой?! Разве сталинский опыт не был взят на вооружение многими странами, к примеру - Китаем со времён Мао Цзэдуна? Почему в Грузии мы забываем об этом, обсуждая китайское экономическое чудо, передовые технологии и экспорт китайской продукции, заполонившей весь мир? Устанавливая сегодня с Китаем режим свободной торговли и участвуя в проекте «Один путь – один пояс», грузинскому руководству не помешало бы поглубже изучить эту страну, предпосылки её успеха, кроющиеся в методах управления, кадровой политике, борьбе с непотизмом и коррупцией!
«Означает ли это, что единственным методом борьбы против непотизма является страх?!» - опять воскликнут читатели. Нет, господа либерал - демократы, не означает, есть одно «лекарство», рецепт которого оставил нам в наследство опять-таки Сталин: «Кадры решают всё» - справедливо считал великий грузин, потому что правильный подбор кадров, проведение здравой, подкреплённой законодательством кадровой политики изначально сведёт до минимума опасность возникновения непотизма в структурах власти, что одновременно является благодатной почвой для коррупции.
 «Да бросьте пожалуйста, в Грузии всегда всё решалось по знакомству!» -
возразят читатели - скептики и будут неправы. Вредный стереотип, выставляющий непотизм как неотъемлемую черту грузинской ментальности, породил в обществе пессимизм и примиренчество с этим уродливым явлением, с которым бороться, якобы, нет никакого смысла, а грузин Сталин, мол, был исключением.
Напомню этим скептиком Постановление Центрального комитета КПСС «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений ХХ1V съезда КПСС» от 22 февраля 1972 года. Почему нынешнее руководство Грузии не берёт на вооружение опыт той беспрецедентной кампании по борьбе с непотизмом и сопутствующими ему уродливыми явлениями? Почему бы современной грузинской молодёжи не прочесть эту страничку истории своей страны - хотя бы как остросюжетный детектив о том, как 1-ый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе за негативные теневые явления снял с должностей 20 министров, 44 секретаря райкомов, 3 секретарей горкомов, 10 председателей райисполкомов и их заместителей? За 5 первых лет пребывания на этом посту Шеварднадзе освободил с должностей 40 тысяч человек, а арестовал более 30 тысяч, приблизительно 15 тысяч из которых были членами КПСС, ещё 40 тысяч были уволены! Многие ли западные страны – сегодняшние наставники Грузии -  могут похвастаться мероприятиями по борьбе с непотизмом и коррупцией такого широкого масштаба?
Хотя, не буду к читателю слишком строг, ведь в долгий постсталинский период, который принято называть периодом застоя, процент людей, получивших заслуженное признание и продвижение по службе благодаря своим талантам и квалификации, сократился до минимума – должности распределялись лишь по знакомству и за взятки, чем не замедлил воспользоваться Запад, ликвидировав СССР именно их, взяточников, воров и продажных предателей, руками. Со времён Михаила Горбачёва понятия «государственный чиновник», «государственный деятель» окончательно перестали быть синонимами понятий «мыслящий по государственному», «государственными, а не личными, или узко партийными категориями», а поиск перспективных кадров и помощь в их становлении, то есть, создание благоприятных условий, в которых таланты, не обладающие богатством и влиятельными связями, смогли бы раскрыться наиболее полно и принести пользу государству, сменился покровительством по принципу близости – родственной, дружеской, или за взятки через близких по надёжным схемам.
Яркий пример – Грузия в период диктатуры режима Михаила Саакашвили, которого на Западе, в Украине и даже в России некоторые считают великим реформатором, уничтожившим коррупцию в Грузии. Грузин и земляк Сталина действительно уничтожил коррупцию на среднем и низком уровне - так называемую бытовую, а не элитарную коррупцию, но не каким-то там реформаторскими западными «ноу-хау», а рутинным сталинским методом – страхом! Создать систему подбора кадров, подкреплённую законодательством и изначально исключающую непотизм и коррупцию, Саакашвили не смог и даже не пытался по понятным причинам, ведь именно он внедрил в систему власти извращённые понятия «команды» и «командности», что было воспринято неискушённым обществом как западный реформаторский метод управления.
По представлению Саакашвили, управлять государством должна группа людей, сплочённых компроматом - пороками и преступлениями, а потому - легко управляемых и поддерживающих друг за друга по принципу круговой поруки. При этом их партийная общность – номинальная принадлежность к правящей партии – второстепенна, а идеалы и принципы - неподкупность, патриотизм и преданность государственным интересам -  заменяются рабским подчинением лидеру команды, как в секте идолопоклонников. Вот два главных критерия, по которым принимали в надёжно защищённую от случайных людей команду Саакашвили, что делало абсолютно невозможным проникновение туда просто талантливых, перспективных и честных патриотов.
«А кому ещё можно доверять, заняв высокий пост, если не близким в своём окружении?!» - опять возразят мне читатели, которые, уверен, не имеют серьёзного опыта работы в государственных структурах. Иначе они бы знали, что понятия «свой - чужой» на государственной службе должны подразумевать не родственную или дружескую близость, и даже не принадлежность к одной политической партии. Понятия «государство», «государственные интересы» превыше, чем понятия «партия» и «партийные интересы», потому что первые - непреходящи, а вторые – временны. Мы помним в Грузии несколько правящих партий – Компартию, «Круглый стол», «Союз граждан», где они сегодня?! Доживают свои последние дни «Нацдвижение» и её больной лидер... При выборе кадров должны учитываться, в первую очередь, преданность государственным национальным интересам, а не партийному начальству или властному режиму, профессиональные навыки и квалификация, а не партийные симпатии и связи!
Что касается перегибов, к примеру - норма, запрещающая близким родственникам одновременно занимать высокие государственные должности: как поступить, если братья или супруги – оба отличные специалисты, каждый в своей области? Почему один из них должен быть ущемлён? Это же несправедливость не меньшая, чем карьерное продвижение по родственному признаку! Хотя новейшая грузинская история помнит сравнительно незначительное число прецедентов, когда братья или супруги были «равнозначно ценны» для государства по своим «выдающимся способностям», к примеру - братья Бердзенишвили, председатель парламента Усупашвили с супругой и др.
«Довольно вам, разве перед Грузией сегодня нет более острых проблем, чем непотизм?!» - воскликнут некоторые читатели.  Есть, господа, буксующая экономика, безработица, территориальная целостность и странные отношения с Российской Федерацией, которая по документам официально проходит как «оккупант, агрессор и угроза №1», а на деле является главным торговым и экономическим партнёром Грузии. Но все проблемы в области внешней политики и экономического развития страны являются, в конечном счёте, результатом некачественного менеджмента не соответствующих высоким государственным должностям менеджеров, назначенных по знакомству или протекции Запада. С сожалением приходится признать, что в Грузии назначение на высокие государственные должности по протекции извне породило новую форму непотизма – непотизм международный.
Исходя из вышесказанного уверен, что главной проблемой сегодняшней власти Грузии является не «Россия – оккупант» и даже не Саакашвили, грозящийся эту власть скинуть, а непотизм – как местный, так и международный. Контрпродуктивная иррациональная кадровая политика правящей партии «Грузинская мечта», комплектующая своими назначенцами правительство, парламентское большинство и местную власть, стала главной проблемой в государстве, несмотря на бескомпромиссную борьбу правоохранительных органов с коррупцией на доступных им уровнях.
На фоне порочного принципа подбора кадров теряются усилия действительно талантливых руководителей - отмечу на вскидку работу министра по исполнению наказаний Кахишвили, нового мэра Тбилиси Каладзе, который с первого же дня начал решать копившиеся десятилетиями проблемы, и др.
А ещё очень плохо, что «кузницей» - главным поставщиком новых кадров для сегодняшней власти Грузии - остаются т.н. неправительственные организации. В Грузии уже давно не существует высшей школы управления народным хозяйством, где традиционно оттачивались навыки управленцев, уже имеющих высшее специальное образование, а то и учёную степень плюс опыт администрирования - стаж работы по специальности. Не достигшие успеха в своей профессии молодые люди сегодня идут в различные НПО, ресурсами которых укомплектовывают все ветви власти Грузии. поэтому в правительстве и парламенте Грузии не встретишь видных агрономов и инженеров, врачей и юристов, педагогов и высококвалифицированных рабочих, а дипломы о высшем образовании часто даже не соответствуют профилю занимаемой должности (больше дипломов ценится наличие сертификата слушателя любых зарубежных курсов).
Отдельная тема – привилегированная каста советников – экспертов по любым вопросам. Подвизаясь вокруг высших руководителей государства, эти придворные астрологи якобы занимаются аналитикой, а на самом деле решают кадровые вопросы, оказывая протекции и получая от этого серьёзные дивиденды, что гораздо опаснее, чем примитивное мздоимство. Если для Сталина кадры решали всё, то для Саакашвили всё решал пиар («паблик рилейшнз», что часто повторял премьер Жвания, пока его не убил собственный ученик Саакашвили, оказавшийся излишне талантливым в сфере PR-технологий). Сегмент по связям с общественностью в госаппарате Грузии сегодня контролируется авантюристами, которые через своих протеже имеют доступ к совсекретной информации, необходимой для сверхприбыльных политических интриг.
***
Имеет ли партия «Грузинская мечта», 5 лет назад победившая «Нацдвижение» Саакашвили, ресурс и желание отказаться от уродливой кадровой политики и провести фундаментальную чистку своих рядов, как сделала Компартия Грузии после вышеуказанного Постановления по Тбилисскому горкому? Сможет ли правящая ныне партия укомплектовать административные звенья проверенными, отлично зарекомендовавшими себя в деле, и одновременно - креативными кадрами, которые сегодня «отодвинуты в тень» или вовсе выведены из игры, как, к примеру, Ираклий Гарибашвили в канун 2016 года? Не суть важно - как скоро уйдёт премьер Квирикашвили, главное, чтобы изменения на этот раз пошли вглубь, а не закончились очередной каруселью в верхах.
Времени для принятия решения у «Грузинской мечты» осталось в обрез, а по статусу и ресурсу этот процесс может начать только её учредитель и лидер - Бидзина Иванишвили.
Главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Арно Хидирбегишвили
Источники:  SPUTNIK, „საერთო გაზეთი“
25 декабря 2017 года
Грузия, Тбилиси

* «ахлобельщики» - термин придуман автором публикации, производное от грузинского слова «ахлобели» - близкий человек, «ахлоблеби» - близкие люди.