Ну что, в очередной раз приходится мне нарушить свое слово твердое, купеческое, и обратить внимание на жизнь и невероятные приключение бывшего грузинского президента, затем одесского губернатора, затем киевского уличного крикуна, а ныне - безпризорника мира.
Будь я наделен литературным даром, написал бы толщенный роман с выразительным названием «Проходите мимо или жизнь прохиндея». Но нету у меня дара ни Рабле, ни покойного Сервантеса и ни Ярослава Гашека. Если и начинаю что-то литературное писать про экс-президента, то через абзац-второй, из меня лезет ненормативная лексика.
Итак, снова Мишка!
(Хор за сценой: «Мишка, Мишка, где твоя улыбка, полная задора и огня»).
В фольклоре, религии, мифологии, есть архетип «трикстер», это такой «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника». Им может быть божество, дух, человек, антропоморфное животное, которое не подчиняется общим правилам поведения, совершает противозаконные действия. В литературе трикстеры часто выступают в роли отрицательных героев.
В фольклоре - это Хитрый Петр, Тиль Уйленшпигель, Фигаро, Гершеле Острополер, Робин Славный Малый и др.
В мифологии, это Локи, паук Ананси, Азазель, Кицунэ, Амагук и др.
В литературе – Швейк, Коровьев, Панург, Бендер, Квачи Квачантирадзе и др.
А у нас, в реальной жизни, это - Михаил Саакашвили.
Ей богу, если б его существование и годы правление не сопровождались кровью и должностными преступлениями, за которые в бывшей родине ему уже впаяли срок, то наблюдать за этим плутом было бы одно сплошное удовольствие.
В нем есть все задатки вышеупомянутого трикстера – лживость, бахвальство, авантюризм, трусость, нетерпение и невероятная гиперактивность, что само по себе - не очень здоровое психическое качество. Он - этакий Иван-дурак. Но в отличие от Ивана, он персонаж злобный, деструктивный.
Куда бы его не бросала нелегкая, он начинает навлекать смуту и неприятности. Всё, до чего он дотянулся, он изгадил. Ну, да черт с ним, но он за собой увлекает человеков, которые зомбируются и начинают следовать за ним, как мухи за котлетой.
Ей богу, жалко этих людей, которые уже никогда не смогут обрести свой прежний человеческий облик, не смогут приносить пользу обществу и не пойдут по дороге, ведущей к храму.
В который раз удивляюсь - неужели по его жуликовато-нездоровому хабитусу не видно, что все, что он говорит, это бред?
Ну, как можно серьезно относится, к примеру, к фразе, которую он выдал, что после Давида Строителя, только он создал в Грузии настоящее государство?! А ведь находятся приспешники, которые соглашаются с ним и говорят, что он прав, и что он прав даже тогда, когда не прав.
Обидно, честное слово!
По идее, во время всех его выступлений, за кадром должен звучать механический смех, как в комедийных сериалах, когда авторы нам подсказывают - где они сделали смешно.
Когда я увидел, как вооруженные стражи украинского правопорядка его за волосы выволакивали из киевского ресторана «Сулгуни», куда он пришел откушать, то мне хотелось посмеяться, но, как говориться, это было бы смешно, если бы не было так стыдно.
(Хор за сценой: «Ты весь день сегодня ходишь дутый, даже глаз не хочешь поднимать»)
Стыдно, что этот человечек был нашим кум-королем, вертел все на свой дурной вкус, перекрашивал здания в аляповатые цвета, строил фонтаны и сдал сотни городов и сел вражьей силе. А потом еще и заявлял, что не стоит горевать о потерянной куче ненужных камней, зато весь мир увидел - какой агрессор Россия. И это все благодаря его усилиям!
Да, мир увидел и всполошился. Ну, а потом успокоился, как это обычно бывает с миром, когда дело не касается его лично. А мы остались без груды т.н. «ненужных камней», которыми Михаил С. называл потерянные города и села.
Все его похождения напоминают нескончаемый сериал - когда думаешь, что все, уже можно ставить точку, фильма закончилась, но вместо точки ставиться многоточие, потом берется пауза, сценаристы в спешке пишут продолжение - аляповатое, нелогичное, не имеющее ничего общего с началом, и потом также быстро снимаются новые серии. И пускаются в эфир. И вот снова на экранах неистовствует главный герой, для одних он - герой, для других - злодей, а для третьих - шут без палочки, и этот герой-шут снова творит неталантливое шоу!
Слава Создателю, в Грузии он постепенно теряет свою значимость, свою популярность. Даже его бывшие соратники, готовые в свое время лечь костьми на его кости, и те начинают посмеиваться и подтрунивать над бедолагой. Даже близкое к его телу телевидение «Рустави2», в издевательском ключе начинает освещать неугомонность своего некогда духовного и душевного папы. Приспешники и сторонники, глядя на цирковые выкрутасы своего лидера, в спешном порядке, как крысы с тонущего корабля, покидают судно под названием «Михайло Саакашвили». И правда, уже совсем зазорно стало считаться его подельником, так как действа его очень схожи с поступками тяжелобольного человека, тяжелобольного душевно, чья болезнь прогрессирует.
Все, что он делает и говорит, все идет против логики, все ложь и бравада, и, я уверен, недалек тот день, когда он объявит себя верховным божеством и заявит, что он создал Землю и все живое на ней! И все - за один день! Почему - за один, а не за канонические шесть? Да потому, что он и тут должен быть «Citius, Altius, Fortius!», т.е. «Быстрее, Лучше, Сильнее».
Неисповедим ход мыслей, которые копошатся в его воспаленном воображении, хотя, может и не настолько это воображение воспалено, может все это - гениальные ходы сложнейшей игры, процесс которой нам, простым смертным, непонятен, и только сильные умы и проницательные души, которые стоят за ним и дергают его за ниточки, понимают суть содеянного и знают, что придет время, когда он на крылатом белом скакуне ступит с небес на землю, воткнет трезубец в нечернозем и провозгласит:
Слушайте и повинуйтесь! Аз есмь Альфа и Омега!
И мы все падем ниц!
Ну, трикстер чистой воды, что сказать?
Я уверен, не сегодня, так завтра найдется достойный литератор уровня Манна (Томаса), или Скотта (Вальтера), или может самого незрячего Гомера, и он опишет жизнь и страсти лыцаря потешного образа Михаила Н. Саакашвили.
(Хор за сценой: «Город спит под крышей ночи белой, от обиды сердце успокой.
Ну скажи мне, что могу я сделать, если ты злопамятный такой?»)
Грузия, Тбилиси
Февраль 2018