- Референдум 1991 года стал основанием для объявления Грузией независимости. Как вы думаете, исполнилась мечта Звиада Гамсахурдия, Мераба Костава и других деятелей национального движения?
- Восстановление независимости Грузии юридически основывалось на итогах референдума от 31 марта. Этот референдум знаменателен тем, что был проведен на территории почти всей Грузии (кроме Гудаутского района). Звиад Гамсахурдия и Мераб Костава представить себе не могли, в каком состоянии окажется Грузия - осколки государства, которые Саакашвили и его клика продолжают продавать. Грузия – вымирающая страна по демографическим, экономическим и политическим показателям. Наши соседи не только захватывают наши территории, но и заставляют население Грузии заниматься проституцией и черной работой. Разве лидеры национального движения 20 лет назад такие цели ставили? В особенности, Мераб, который ради Грузии прошел тюрьмы и ссылки. У всех нас (в том числе у Звиада и Мераба) вырвали из рук нашу родину, и прямо на глазах у нас продали. Нет, мы никуда не сгодились!
- Давайте вспомним памятный день 31 марта 1991 года. Как все начиналось? Что вы считаете самым большим достоянием борьбы за независимость? За что стоило бороться?
- Считаю, что самое большое достояние – это опыт, который пойдет на пользу будущим поколениям. Но нам, и старому, и новому поколениям, еще предстоит бороться, чтобы вырвать Грузию из лап нацистов. Наша борьба в 80-90 –е годы была похожа на хождение слепого по минному полю. Ему очень хочется пройти невредимым, но он не в состоянии самостоятельно это сделать. Много еще хочется рассказать, но в интервью это сделать просто невозможно, может, когда-нибудь засяду за мемуары.
- Возможно ли было избежать в те времена гражданское противостояние и какие ошибки были допущены тогдашним правительством?
- Избежать противостояния в условиях, когда одна из сторон очень желает конфронтации, невозможно. Я помню, как некоторые представители оппозиции в штыки воспринимали каждую попытку стабилизации и урегулирования обстановки. Вспомните письмо, которое Гия Чантурия написал в тюрьме: «Те, кто сделает хоть шаг в сторону стабилизации, будут вне партии». Помню, как многие соратники Звиада Гамсахурдия считали чуть ли не изменой внеочередные парламентские выборы и диалог с оппозицией. Еще я помню дезертирство этих «крикунов» в страшные дни тбилисской войны. По-моему, из-за вмешательства кровавой и коварной силы процесс стал неуправляем.
-Вы ведь следите за происходящими в Грузии событиями. Часть оппозиции выступает за диалог, другая часть готовится к акциям протеста. В чем вам видится выход?
-Невозможно избрать какой-то один способ борьбы с существующим в Грузии режимом, поскольку мы имеем дело с крайне ловким и хорошо организованным преступным синдикатом. Любая схема или моральная категория обречена на поражение.
Мы должны бороться с нацизмом везде и всеми методами, где только это возможно – и в Грузии, и в эмиграции, и на переговорах по улучшению избирательной системы, и на уличных манифестациях.
- Правительство Грузии утверждает, что его поддерживает мировая общественность. Какие на самом деле возможности у Грузии на международной арене, и как относятся в Европе к Грузии и ее президенту?
- В Европе о нем никто не хочет даже говорить. Грузия многое теряет на международной арене из-за того, что у нее такой президент. Пришло время решать – либо распасться на множество молекул, либо жить без Саакашвили. Ждать уже нечего. Здесь таких номеров, которые он выкидывает от имени всего народа, никто не стал бы терпеть. Его поддерживают московские журналисты, подкупленные братьями Бежуашвили, и мелкие американские чиновники, подкупленные базнесменами, вроде Заралы и Тилика.
- Временная парламентская комиссия, изучающая причины смерти первого президента Грузии, завершила свою работу и представила 363 – страничный отчет, согласно которому президент совершил самоубийство. Но часть населения скептически встретила такое утверждение. А вы как думаете, согласны с выводом, что Звиада Гамсахурдия убили?
- Эта комиссия была создана Саакашвили специально для того, чтобы ввести Коко Гамсахурдия в парламент. Я с сомнением отношусь к 363-страничному отчету, который основывается на показаниях Китовани и ему подобных.
- Что вы думаете о бывших соратниках Звиада Гамсахурдия, которые сотрудничают с нынешним правительством? Как они продолжают дело, начатое Звиадом Гамсахурдия?
- В декабре 2003 года я принял решение вернуться в Грузию и в марте 2004-го вернулся. В тот период правительство работало над устранением последствий государственного переворота 1992 года. Я надеялся, что этот процесс будет доведен до конца, юридические результаты путча будут ликвидированы, что будет способствовать установлению гражданского мира.
К сожалению, нацисты свернули с этого пути и выбрали тот, которым шел их предок – Феликс Эдмундович... Все, кто сотрудничает с нацистами, особенно после того, как они стали убивать людей, - государственные преступники. Все депутаты, которые отказались от участия в комиссии по расследованию расстрела мальчиков, - государственные преступники. Все, кто встретил молчанием бойню в Тбилиси в 2007 году, - государственные преступники, не имеющие ничего общего со Звиадом Гамсахурдия и национально-освободительным движением.
Эка Херхеулидзе заявила по телевидению, что Грузия потеряла крохотные территории... Ответьте, что общего имеют такие люди с Звиадом Гамсахурдия и вообще с Грузией?!
- Вы обвинили правительство, в частности чиновников министерства внутренних дел, в «крышевании» контрабанды леса из Грузии. Какие доказательства имеются у вас и где находятся обвинительные материалы?
- Все документы относительно моего преследования и фабрикации дела против меня были
изысканы парламентской группой докладчиков ( в которую входили представители трех фракций) и сшиты в четыре тома. Копии этих материалов хранятся в парламентской библиотеке, у меня, в Берлине, и в Тбилиси, на почетном месте.
- Вас обвиняют в растрате одного миллиона двухсот тысяч лари. Вы разыскиваетесь по красному циркуляру. Ваша жалоба рассматривается в Евросуде. На каком этапе сейчас процесс и какие у вас планы?
- Дело рассматривается Страсбургским судом. Но поскольку я не сижу в тюрьме и не нахожусь при смерти, слушания откладываются. А циркуляров мы не боимся. Мы такие циркуляры много повидали. В 2005 году Саакашвили сказал обо мне, дескать, в кандалах его привезу. Это мы еще посмотрим, кто будет в кандалах.
- Дважды бежавший из Грузии, вы собираетесь вернуться?
- Обязательно вернусь. Сидя в тюрьме, я никому ничего бы не доказал, а отсюда я продолжаю борьбу во спасение моей родины. Поэтому я выбрал эмиграцию.