ПУБЛИКАЦИИ
«ЛЮДСКАЯ ДОБРОТА – ЭТО ТО, ЧТО НАМ ВСЕГДА НУЖНО»

     Грузия, 12 апреля, ГРУЗИНФОРМ. В период с 7 по 11 мая этого года по приглашению Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга для участия в городских мероприятиях, приуроченных к 73-й годовщине Великой Победы, Санкт-Петербург посетят ветераны Великой Отечественной войны – участники обороны Ленинграда, жители блокадного Ленинграда, проживающие в странах мира. Из Грузии едет Леонид Иванович Говор, 80-летний житель города Рустави. Сопровождать ветерана будет молодой активист русского общества «Родник», участник летнего молодежного лагеря «Память сердца» Георгий Бархо. Он попросил ветерана рассказать о своей длинной и интересной жизни, о трудностях, которых пришлось пережить его семье в страшные времена блокады, и о переезде в Грузию после войны.

     - Леонид Иванович, в 2013 году Вы посещали Санкт-Петербург для участия в городских мероприятиях по празднованию 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Расскажите о своих впечатлениях?
     - Это был большой подарок лично мне! Организаторы запланировали большую программу, мы поехали на Пискаревское мемориальное кладбище, где состоялось возложение венков к монументу Родины-матери и к братским могилам. У моих товарищей по поездке оказались там могилы родственников. На Смоленском кладбище зашли в часовню Ксении Блаженной Петербургской.
     Самое главное, что я получил возможность пройтись по улицам своего родного города, хотя город, конечно, очень изменился.
     В Ленинграде я жил по адресу Набережная реки Мойки, д 82, кв. 48. У меня даже есть фотография Синего моста, это самый широкий мост в Ленинграде, он проходит над рекой Мойкой, а метров двести в сторону – наш дом.
     Сейчас я очень рад, что еду – очень скучаю по Ленинграду, пусть даже родных не осталось. Погода в эти дни в городе всегда хорошая, и мы сидим на трибунах, смотрим парад, это красиво. Но есть некоторые моменты в программе, которые не нужны. Например, экскурсия по городу. Гид рассказывает, автобус движется, пока она рассказала, автобус проехал, и ты сидишь, а она командует – посмотрите налево, посмотрите направо, а мы, как флюгера, туда-сюда вертимся. Мы же знаем этот город, мы там жили, экскурсии для вас, для молодых, нужны. Но все равно я рад, очень рад!
     - А куда бы Вы хотели в первую очередь попасть по приезду в Питер?
     - Дойти все-таки до своей квартиры хочу, вдруг там кто-то из блокадников остался, можно поговорить. Вот из детских воспоминаний у меня сохранилось: мы, дети, ходили в общий туалет и недели две спотыкались обо что-то, света не было, даже днём было темно, зима же была. Мама сказала – женщина, соседка умерла, первая в нашей квартире. А зимой кто будет могилу рыть? Были какие-то бригады, которые хоронили мёртвых, но почему-то её тело несколько недель лежало. Вот такие обрывки воспоминаний.
     А когда в 2013-м был в поездке, гулял по городу, подошёл к киоску, газету купить, впереди в очереди передо мной четыре человека, и тут мужской голос, раздраженно: «Да, когда же эти блокадники передохнут?» Я еле сдержался, чтобы не врезать тому мужику. Я хоть и был боксером, но куда мне в моём возрасте драться?
     И ещё один факт. Иду я по Невскому, вижу, напротив Гостиного двора два балбеса играют в футбол батоном хлеба. А ты же знаешь, что для нас, ленинградцев, значит хлеб! Мы в блокаду каждую крошку считали, ведь это даже не хлеб был, подобие. Я, увидев их, опешил, кровь бросилась в голову. А потом успокоился – ну что я могу им сказать, если они так воспитаны? Меня возмутило ещё что – почему окружающие проходят мимо? Десятки людей прошли, никто не сделал замечание. Потому надо вам, молодым, знать историю, уважать людей, которые прошли через войну, через блокаду, мы ведь, коренные ленинградцы, еще живы.
     - После снятия блокады почему Вы уехали в Грузию?
     - Отец погиб в войну. Мы в блокадном городе жили с мамой, в 1944-м заболели туберкулёзом. Нас вылечили и на медкомиссии врач сказала маме: «Не хочешь потерять детей – меняй климат!» Много тогда людей в теплые края уезжало.
     Так впервые мы оказались в Грузии, в г. Кутаиси. Было трудно, голодно. Я чем старше становлюсь, тем больше не понимаю, как мама сумела выдержать. Представь себе, женщина, ленинградка коренная, с двумя детьми, тяжело физически, психологически. Сестра постарше на два года. Мама носила кровь с бойни, мы ее жарили и ели. Тяжело было. Я начал с четырнадцати лет на Кутаисском автозаводе работать, взяли меня учеником токаря, я стал получать 300 рублей, тогда это было очень мало, нам троим едва хватало на черный хлеб. Четыре месяца я учился, потом самостоятельно стал работать. Сестру мама устроила в отдел кадров чертежницей, у нее склонность к рисованию была, потом сестра поступила в техникум в Ленинграде. После окончания учебы переехала в Рустави, вышла замуж, появились дети, мама стала внуков нянчить. Появилась семья. А я уехал в Сталинград в 1953 году. Моряком был, во Владивостоке поступил работать на грузовое судно, в Японию плавали. На советских и российских предприятиях я проработал добросовестно до 2003 года. Потом сестра позвала обратно в Грузию. Купил вот эту квартиру, люди уезжали, срочно продавали, а у меня были какие-то накопления. У меня родственников, считай, и нет. Мой племянник внучатый, например, человек жесткий, бизнесмен, мы и не общаемся практически, он меня и не знает близко. Собачку подобрал, десять лет ей скоро. Иногда мне кажется, что она умнее меня.
     После войны, когда в Грузию приехали, всё было новое. Моё ощущение было, что меня окружает людская доброта везде. Пешком много ходил, наблюдал людей, все доброжелательные, то и дело слышишь «генацвале», «шени чириме», совершенно незнакомые люди здоровались. После войны, хоть и много погибло грузин, люди не потеряли человеческое обличье. А в 2003-м, когда приехал, я не узнал ни людей, ни страну, я же ехал в ту, послевоенную Грузию. Но всё равно тут люди мягче, терпение есть у людей.
     - В 2015 году Вы были на показе спектакля «Нам нужна одна победа», и там в эпизоде про блокадный Ленинград показали Вашу историю. Вам понравилось?
     - Я давно смотрю постановки театральной студии «Родника», ты молодой, недавно пришел, а я после этого спектакля Ане сразу сказал – я режиссуру почувствовал (Анна Кузнецова, режиссёр спектакля). Главное, что неожиданно для меня было – из меня персонажа сделали, слёз я сдержать не смог, конечно, впечатление сильное произвели, дети играли серьёзно.
     - Чем занимаетесь в свободное время?
     - А у пенсионера всё время свободное. Я же один, пока по хозяйству приберусь, в магазин надо выйти, что-то купить. Когда с деньгами было полегче, я покупал модели самолетов, собирал, вот такое хобби. Сейчас на пенсию не разгуляешься.
     - Но вы же гражданин РФ, разве у Вас нет российской пенсии?
     - Российские пенсионеры, приехавшие из России на ПМЖ, пенсию должны получать в грузинском отделе Социального обеспечения, это такое двухстороннее соглашение между Россией и Грузией. А грузинская пенсия в три раза меньше российской. К тому же, поскольку я гражданства Грузии не имею, нет и страховки, лекарства надо покупать за полную стоимость, и анализы необходимые, тоже оплачиваю.
     Спасибо, что русское общество меня не забывает, включают меня в списки нуждающихся, когда в честь 9 мая или на Новый год, Секция интересов РФ дает материальную помощь, перечисляют на пенсионную карту. 18 января в этом году дипломаты в гости приехали, сотрудники Секции, оказали материальную помощь в честь снятия блокады. Такие вот иногда подарки получаются, а иначе было бы очень тяжело. В Грузии пенсионеры пытаются выжить, особенно одинокие.
     Так что свободного времени очень много, я читаю, раньше книги покупал, а теперь нет такой возможности, в библиотеку хожу при русском обществе «Родник» , много у вас книг разных. Вот гири стоят, я раньше борьбой занимался, дважды был чемпионом Сталинграда по боксу. Сейчас тоже иногда поднимаю, сил, конечно, никаких не осталось. Пешком много хожу, полезно. Раньше много на велосипеде катался, летом у меня был распорядок – утром на Куру ехал, пока солнце не сильно жарит. Сейчас уже здоровье не то. По сравнению с другими стариками я еще тот «Геракл», но таблетки уже прочно прописались в моей жизни.
     Конечно, старики любят поучать, и я не исключение, но я вам, молодым, хочу сказать – не откладывайте, захотели изменить жизнь, спешите, потом не останется времени, будете жалеть, что не успели. Жизнь прошла как кино, а титры уже не увидите.

Беседовал Георгий Бархо, записала Анна Кузнецова