ПУБЛИКАЦИИ
Вопрос принятия Грузии в НАТО не имеет простого и быстрого решения

     Грузия, 7 мая, ГРУЗИНФОРМ. PenzaNews. Форум общественной дипломатии НАТО-Грузия, проходивший в рамках организованных информационным центром о Североатлантическом альянсе «Дней НАТО», завершился в Тбилиси 1 мая. Главным темами мероприятия стали вызовы международной безопасности, роль народной дипломатии, традиционных и социальных СМИ в современном мире, а также вопросы сотрудничества стран в сфере стратегических коммуникаций.

Среди почетных гостей форума — президент Грузии Георгий Маргвелашвили (Giorgi Margvelashvili), премьер-министр Георгий Квирикашвили (Giorgi Kvirikashvili), глава парламента Ираклий Кобахидзе (Irakli Kobakhidze), помощник генерального секретаря НАТО по вопросам общественной дипломатии Таджан Илдем (Tacan Ildem) и помощник госсекретаря США по делам Европы Уэсс Митчелл (Wess Mitchell).

«Вы активно продвигаетесь вперед на пути институциональных реформ. Это очень сильный и тяжелый путь. Это усиливает демократию, инвестиции и веру в душе каждого жителя Грузии. Грузия в этом регионе закрепила за собой имя демократической страны. Мы призываем правительство и парламент Грузии усилить систему правосудия и независимости судов. Обязательным должно быть не только осуществление реформ, но и их реальное воплощение на практике»,
— сказал Уэсс Митчелл, выступая на открытии форума.
Кроме того, он заверил, что Соединенные Штаты поддержат шаги Грузии по выстраиванию системы безопасности.

«Правительство Грузии работает для усиления военной системы и тесно сотрудничает с Вооруженными силами США. Мы поддерживаем обязательство Грузии по созданию сильной военной базы и системы. Это важно не только для оборонных возможностей Грузии, но и для глобальной безопасности. Я говорил с американскими военными офицерами, и они высоко оценивают Грузию как партнера. Исходя из общей численности населения, Грузия вносит самый большой вклад с военной точки зрения. Мы благодарим страну, каждого солдата и семьи солдат, кровь которых пролилась. Мы готовы работать в этом регионе еще больше для усиления безопасности. Чем сильнее вы, тем сильнее Запад», — отметил помощник госсекретаря США.

Комментируя прогресс, достигнутый страной на пути к североатлантической интеграции, руководитель программы по вопросам России и Евразии лондонского Королевского института международных отношений (Chatham House) Джеймс Никси (James Nixey) обратил внимание на успехи Грузии в военной сфере. «По сравнению с другими [стремящимися в НАТО] странами Грузия демонстрирует впечатляющие результаты: проведена реформа вооруженных сил, государство стало более «совместимым» с системами НАТО, членство в альянсе по-прежнему широко поддерживается населением. С другой стороны, в нынешней ситуации это отнюдь не означает, что такие же позитивные настроения в отношении ее вступления в НАТО испытывают страны-члены альянса. Это объясняется двумя причинами: во-первых, нежеланием, как они считают, лишний раз раздражать Кремль; и что, возможно, еще более существенно — этот шаг не рассматривается как нечто способное однозначно усилить безопасность НАТО, а это — обязательное условие членства», — сказал он.

Кроме того, по словам эксперта, проблема «ампутированных» территорий — Абхазии и Южной Осетии — делает ситуацию довольно сложной. «Грузия сегодня действительно ближе [к вступлению в альянс], чем когда-либо раньше, но все еще очень-очень далека от этого шага», — подчеркнул Джеймс Никси. Анализируя последствия потенциального принятия Грузии в состав НАТО, он отметил, что Тбилиси от этого получит значительно большую выгоду, чем Запад.
«Вступление Грузии в НАТО — я говорю о теоретическом и гипотетическом вступлении — будет означать, что страна более полно и явно интегрирована в евроатлантические структуры. Труднее понять, какая выгода в этом для Запада. НАТО имеет политику открытых дверей и явно нуждается в том, чтобы действовать на основе собственных принципов, а не на основе того, что говорит Россия. Поэтому я считаю, что выгода для Запада заключается в возможности принять в свои ряды любую страну, соответствующую «правилам клуба». Тем не менее польза для Грузии в конечном счете существенно выше», — пояснил Джеймс Никси.

По мнению Главного редактора информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» Арно Хидирбегишвили (Arno Khidirbegishvili), Тбилиси является беспрекословным исполнителем всех инструкций, предусмотренных существенным пакетом НАТО-Грузия (Substantial NATO-Georgia Package-SNGP), принятым на саммите в Уэльсе в 2014 году.
«Учения «Проворный дух» (Agile Spirit) и «Достойный партнер» (Noble Partner), совместный военный учебный центр НАТО и Грузии на базе в Крцаниси, закупленные за 100 млн. долларов ПТРК «Джавелин» (Javelin) и расходы на оборону и вооружение, превышающие требования НАТО, а главное — участие в миссии НАТО в Афганистане «Решительная поддержка» (Resolute Support Mission) с самым большим для стран-контрибуторов контингентом до 900 военнослужащих и участие в миротворческой миссии в составе сил быстрого реагирования Евросоюза в ЦАР и Мали, а также ведущая роль в натовской доктрине черноморской региональной безопасности — вот неполный перечень, ярко свидетельствующий, что власти Грузии максимально стараются выполнить и даже перевыполнить нормативы соответствия стандартам альянса», — сказал эксперт.

По его словам, у НАТО нет никаких причин не принимать Грузию в свои ряды, за исключением опасений по поводу ответной реакции России. «Если лидер и главный спонсор НАТО — Вашингтон, окрыленный безнаказанным ударом по Сирии и успехом санкций против России — даст добро на прием Грузии в альянс, тогда это произойдет по плану директора Центра международных исследований американского фонда Heritage Foundation Люка Коффи (Luke Coffey). Он заключается в том, чтобы принять Грузию в НАТО без Абхазии и Южной Осетии, на которые не будет распространяться действие 5-й статьи устава [альянса] о коллективной безопасности», — пояснил Арно Хидирбегишвили, подчеркнув, что в этом случае обе республики тут же войдут в состав Российской Федерации.

Между тем риторика самих властей Грузии, на его взгляд, «напрочь лишена логики», что делает любые прогнозы ненадежными. В качестве примера журналист привел ситуацию, когда постоянно декларируется исключительно мирное решение грузино-абхазско-осетинской проблемы и широко обсуждается новая инициатива премьер-министра Георгия Квирикашвили «Шаг к лучшему будущему», где перечислены блага для жителей Абхазии и Южной Осетии, но при этом также заявляется, что Россия — это главная опасность для Грузии, которая ведет против нее гибридную войну всеми возможными способами. «С одной стороны, неприсоединение [Грузии] к экономическим санкциями США и ЕС против России, выгодная торговля с РФ и гостеприимный прием миллионов российских туристов, а с другой — постоянное шельмование России на всех международных площадках и высылка российского дипломата в знак солидарности с Великобританией», — продолжил Арно Хидирбегишвили.

В свою очередь заместитель председателя Евразийской комиссии Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) по иностранным делам и экономической политике, директор проекта по азиатской безопасности в ПИР-Центре Вадим Козюлин (Vadim Kozulin) отметил, что НАТО поощряет руководство Грузии за выполнение требований, необходимых для реализации процедуры принятия в альянс.

«При этом всячески подчеркивается, что это собственное решение Грузии, не навязываемое извне. Думаю, что в целом это действительно так. Грузия участвует в некоторых миссиях НАТО за рубежом, то есть вносит небольшой в военном отношении вклад, но политически это означает готовность держаться в фарватере блока, а это более существенно», — сказал эксперт.
По его словам, формальное вступление в НАТО для Грузии в настоящее время затруднено даже теоретически — это связано с существующим территориальным спором, однако власти стремятся заручиться поддержкой могучего союзника, который будет решать проблемы безопасности.

«НАТО выглядит для Грузии именно таким партнером. В реальности стремление в альянс стало для Грузии одной из главных причин конфликта с Россией. Этот конфликт интересов не исчезнет. Поэтому, наверное, торопиться не стоит, если власти страны хотят развивать отношения с Москвой»,
— пояснил аналитик, добавив, что «из Тбилиси ситуация может выглядеть иначе».

Вместе с тем, по его мнению, в отношениях народов России и Грузии на сегодняшний день наблюдается очевидное потепление. «Грузия стала местом притяжения для российских туристов, грузинские вина популярны в нашей стране. Кажется, возникает новая модель потребительского добрососедства при относительно прохладных политических отношениях. Россияне пользуются грузинским гостеприимством, а предприниматели Грузии имеют возможность получать прибыль на туристическом и продовольственном рынке России. Это неплохая тенденция», — сказал Вадим Козюлин.

Между тем старший сотрудник научно-исследовательской группы по проблемам Европы и Евразии берлинского фонда «Наука и политика» Уве Хальбах (Uwe Halbach) отметил, что членство в НАТО является приоритетом внешней политики Грузии. «68% респондентов опроса в 2017 году одобрили присоединение страны к альянсу, 21% — высказались против. Большинство из тех, кто был за, ожидали, что членство в НАТО обеспечит большую безопасность для страны, остальные — что оно улучшит шансы на восстановление территориальной целостности и защитит Грузию от России. Большая часть тех, кто выступил против североатлантической интеграции, думали, что это вызовет конфликт с Россией. Последнее мнение также распространено в евроатлантических государствах», — привел данные аналитик.

При этом, на его взгляд, пока неясно, насколько возможное вхождение Грузии в НАТО будет выгодно для США или других членов альянса, таких как Германия и Франция, которые 10 лет назад голосовали против плана действий по подготовке Грузии к ее принятию в Организацию Североатлантического договора на саммите в Бухаресте. «Вместе с тем [на Западе] широко распространено мнение об углубленном и расширенном сотрудничестве между НАТО и Грузией с использованием различных инструментов укрепления партнерства. Представители НАТО по-прежнему привержены принятой в Бухаресте декларации саммита 2008 года о том, что Грузия станет членом НАТО. Двери открыты. Но нет четкого графика вступления страны в альянс. Появились новые подходы, такие как недавний план фонда Heritage Foundation, в котором обсуждался альтернативный сценарий присоединения Грузии к альянсу без применения коллективной обороны — 5-й статьи устава — к Абхазии и Южной Осетии. Однако они являются предметом спора в самой Грузии», — сказал Уве Хальбах.

Тем временем профессор кавказских языков в Школе восточных и африканских исследований, член Британской академии по содействию историческим, философским и филологическим исследованиям, почетный консул Абхазии в Великобритании Джордж Хьюит (George Hewitt) выразил мысль, что необходимость существования НАТО теоретически должна была исчезнуть после распада СССР и прекращения действия Варшавского договора. «Однако организация никуда не делась и позволила втянуть себя в регионы за пределами своей прямой зоны ответственности, следуя за неразумным стремлением некоторых государств принять участие в войне в Афганистане. И поскольку альянс все еще существует, неудивительно, что членство в НАТО, как и в ЕС, кажется привлекательным для стран бывшего Варшавского договора. Но разумно ли ведет себя НАТО, нарушая данное Горбачеву обещание о том, что организация не приблизится к границам России и не позволит этим странам пополнить свои ряды?» — задался вопросом аналитик.

«После вполне справедливого признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии Грузия постоянно представляет себя жертвой и использует любую возможность, чтобы получить международную поддержку в вопросе своей «территориальной целостности», не существовавшей в данном виде даже при советских границах, а также требует принятия законности ее требований о том, что значительная часть «грузинской» земли находится под российской «оккупацией». Грузии удалось заручиться такой международной поддержкой и, если считать это «достижением» в процесс североатлантической интеграции, то страна показала большой успех», — отметил Джордж Хьюит, добавив, что это может оказаться пирровой победой, учитывая сохраняющуюся в регионе напряженность.

На его взгляд, членство в НАТО не относится к долгосрочным интересам ни Грузии, ни Украины.
«Очень жаль, что безрассудные представители организации все еще заставляют их думать иначе. Как только Киев однозначно повернулся в сторону Запада — особенно после вмешательства США в политику Украины, и появилась реальная опасность, что главная военно-морская база Черноморского флота ВМФ России в Севастополе может попасть в орбиту Запада или НАТО, стало очевидным, что Москва этого терпеть не будет», — сказал почетный консул Абхазии в Великобритании.

По его мнению, Тбилиси стоит выучить урок недавних событий на Украине и навсегда отказаться от «медвежьей травли». «Если лица, принимающие решения в Вашингтоне, позволят себе забыть о прямой угрозе, которую Тбилиси представляет для абхазского и осетинского населения, и будут считать эту страну региональным «маяком демократии», США, скорее всего, продолжат оказывать Грузии поддержку, включая военную, которую она будет приветствовать всем сердцем. Конечно же, Грузия представляет для Вашингтона удобную базу для любых будущих операций в Иране и против Ирана, но, учитывая близость к южному флангу России, а также нынешние тесные отношения Москвы с Тегераном, снова нужно спросить: действительно ли такое политиканство разумно?» — вновь задал вопрос Джордж Хьюит.

Он предположил, что грузинские лидеры, как прежде, будут продолжать изливать свой гнев против «российской агрессии» и ее так называемой «оккупации» территорий. «В обстановке антироссийской истерии, которая сложилась за последние годы и значительно усилилась после дела Скрипаля, они вполне могут продолжить пополнять свой список «достижений» в данном вопросе. В качестве примера я мог бы упомянуть, что глава комитета по международным делам палаты общин британского парламента Том Тугендхат (Tom Tugendhat), которого часто цитируют наши СМИ, почти всегда ссылается на «оккупацию Грузии» Россией, критикуя поведение Кремля. Тем самым он — наряду с теми, кто разделяет данную позицию, а таких немало — демонстрирует отсутствие знаний истории грузино-абхазских отношений в XX веке. Те, кто знает историю, должны стараться просветить таких, как Тугендхат, чтобы помочь западным друзьям Грузии лучше понять, что действительно необходимо стране в долгосрочной перспективе», — сказал эксперт.

«Если говорить об атмосфере в регионе, то я вижу мало шансов на перемены — до тех пор, пока грузины не смогут заставить себя отказаться от бредового и ими же выдуманного подхода, которому следуют уже четверть века, и признать независимые государства — Абхазию и Южную Осетию, наладив с ними и с Россией добрососедские отношения», — подвел итог Джордж Хьюит.