Политика
Проект «Бессмертного полка» в Грузии позорно провалился! – эксклюзивное интервью ГРУЗИНФОРМ с руководителем Института Евразии Гулбаатом Рцхиладзе

       Грузия, 24 мая, ГРУЗИНФОРМ. Статистика, цифры… Они подчас красноречивее романа «Война и мир». Раньше это были миллионы, десятки миллионов - живых и погибших, но не побеждённых! Сегодня разговор - уже о сотнях, к примеру, в Грузии их осталось 676...
Жива ли в Грузии память о Победе в той Великой Отечественной войне и что для этого делает Россия? – эти темы корреспондент Грузинского информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» попросил прокомментировать руководителя Института Евразии (Грузия), политолога Гулбаата Рцхиладзе.

- Господин Гулбаат, как, по Вашей оценке, хранят память о Великой Победе в Грузии?

- К сожалению, память об истинном значении Победы в Великой Отечественной достаточно быстрыми темпами меркнет, причём - не только в Грузии. Победа 1945 года была для всех народов Советского Союза, для всей Европы, для всего мира! На постсоветском пространстве этот момент единства забывается, практически все бывшие союзные республики акцентируют свои националистические мифологемы, как будто война 1941-1945 гг. была войной отдельно взятых народов против абстрактного врага. Во многих республиках запрещено использование советской символики - той самой, которая имеет прямое отношение к истории Победы над нацизмом. В Беларуси, к примеру, это не так, но зато там по указке властей отказались использовать относительно новый символ Победы - Георгиевскую ленту. Сама по себе лента не так важна, важно то, что таким отказом от Георгиевской ленты, в действительности, дистанцировались от российского образца празднования 9 мая. Такое разное восприятие символики Победы обязательно распространится (там, где ещё не распространилось) и на содержательную часть восприятия Великой Отечественной войны в тех, или иных бывших советских республиках.

Единственным местом на земле, где государство (пока еще) поддерживает память о Великой Отечественной в контексте истинного интернационализма («наша общая Победа»), - это Россия. Вместе с тем, история ВОВ является и объединяющим идеологическим проектом Москвы. Российское государство выделяет средства на благоустройство братских захоронений за рубежом, время от времени оказывает знаки внимания пожилым ветеранам, Президент России шлёт поздравительные телеграммы своим коллегам и гражданам соседних государств - бывших союзных республик... Но, несмотря на всё это, праздник 9 мая постепенно превращается в чисто российский праздник, а за пределами России - в чисто русский праздник. И это - очень печально и тревожно.

- Что Вы имеете в виду? Ведь во многих городах мира состоялись шествия «Бессмертного полка»? Разве это не показывает, что очень многие народы солидаризируются с Россией?

- Отнюдь нет! Даже наоборот. Участие в шествиях «Бессмертного полка» в городах мира, в основном, принимают русскоязычные граждане - выходцы из бывшего СССР. В Грузии же и русскоязычных не очень-то видно на таких мероприятиях. В Батуми, например, организаторы такого «шествия» останавливали прохожих, совали им в руки портреты фронтовиков и просили их сняться с этими портретами на камеру организаторов. То есть, «шествие», состоящее из одного десятка заинтересованных лиц, имело целью ввести в заблуждение московских функционеров, которые и заказали организовать в Грузии шествие «Бессмертного полка» по российскому образцу. В Тбилиси, в бывшем парке Победы, который уже давно переименован в парк Ваке, собралось несколько русскоязычных граждан с портретами. Но это тоже зарегистрировано в Москве как «шествие «Бессмертного полка»»! Более того, организаторы «грузинского «Бессмертного полка»» отрапортовали Москве, что «шествие» успешно состоялось в еще одном городе Грузии - Гори. А там про такое «шествие» никто не слышал и знать не знает по сей день.

- А можно ли более детально, с чем мы имеем дело? ГРУЗИНФОРМ не раз публиковал материалы на тему коррупции с участием некой Лики Захаровой, она же - руководитель «Бессмертного полка». Данную ситуацию Вы как-нибудь прокомментируете?

- Ну, с чем или с кем - пусть судят читатели. Ситуация же такова: упомянутая Вами персона в былые годы приходила ко мне в офис Института Евразии, просила сотрудничать и, как говорится, «дружить домами». Я очень этому обрадовался, так как всегда рад общению с русскими людьми, тем более - с политическими единомышленниками. Я даже дал согласие, что Институт Евразии вступает в т. н. «Антифашистскую коалицию», созданную Захаровой, хотя я знал, что «коалиция» существует лишь на бумаге и реальной силы за ней нет. Но относиться «прохладно» к Захаровой с её «коалицией» я стал после того, когда она фактически отказалась от исполнения своего гражданского долга.

- Что Вы имеете в виду?

- Вы, конечно, помните, что года три-четыре назад ведущий телеканала «Рустави 2» Дмитрий Оболадзе в прямом эфире оскорбил русских, весь русский народ, назвав их - уж извините, что повторяю! - «свиньями». Ни этот ничтожный журналюга, ни его «контора» не извинились перед общественностью - в целом, и ни перед русской общиной Грузии - в частности. Я был полон решимости засудить этот телеканал и сказал об этом г-же Лике. Я предложил ей, чтобы она, как русская по национальности, внесла иск против Оболадзе и «Рустави 2». Я бы обеспечил юридическую и связанную с ней финансовую поддержку. Она с уверенностью подхватила эту идею, вроде привлекла адвоката, начала готовить иск, но всё это оказалось ложью! Я сам - не представитель русской общины, а то бы обратился в суд, но я посчитал, что требовать у суда защитить честь и достоинство русских в Грузии должен был представитель русской общины. К сожалению, Захарова растянула процесс и иск так и не был подан в суд.

- Но почему, по-Вашему, проведение такого ответственного мероприятия, как шествие «Бессмертного полка», доверили именно ей?

- В конце 2016 года в Москве, на юбилейном мероприятии фонда «Русский мир», один из лидеров «Бессмертного полка», депутат Госдумы Николай Земцов в кулуарах мероприятия сказал гиперактивной г-же Захаровой, которая «достала» его просьбами провести в Грузии «Бессмертный полк», буквально следующее: «Лика, ты русская, ты мне не нужна! В Грузии «Бессмертным полком» должны заниматься грузины, настоящие грузины, вот такие, как он!» - указав при этом на меня пальцем. Я рассмеялся и сказал Земцову, что он внешне тоже несколько смахивает на грузина, смеялась и г-жа Лика…

Этому факту я не придал особого значения, но, по всей видимости, я невольно «наступил» на чью-то «кормушку». За моей спиной стали распускать злые слухи, попытались переманить региональных представителей руководимой мною организации, обещая им деньги – мол, у Гулбаата – «непрозрачная» бухгалтерия, а мы вам будем платить и финансы будут «прозрачными»!.. Я с иронией отнесся ко всему этому, через разветвленную сеть нашей организации я получал информации как из Грузии, так и из Москвы, но делал вид, что ничего не знаю - просто было интересно, когда закончится этот идиотизм. Но идиотизм не закончился и посредством «женской солидарности» перекинулся и на Москву. Неглупый человек - депутат Земцов - занялся самообманом, и сейчас неважно - кто и как на него повлиял, быть может, скажу в будущем... Факт, что проект «Бессмертного полка» в Грузии позорно провалился!

А ведь Земцов хотел, чтобы идея «Бессмертного полка» была адаптирована к грузинским реалиям, была налажена связь с местными властями и т. д. Женщина, получившая грузинское гражданство от Саакашвили лишь в 2011 году, приехавшая сюда непонятно откуда и с какими целями, конечно же, не могла осуществить такие задачи. Среди представителей грузинского политического истеблишмента её никто не знает и знать не хочет. Максимум, на что она «потянула», - сдружилась с одной второстепенной грузинской «депутатшей»…

Нужен был совершенно иной подход к делу, вместо того, чтобы пытаться скопировать российский вариант «Бессмертного полка». Я уже сказал - насколько бывшие советские республики, в том числе - Грузия, отдалились от России в восприятии Великой Отечественной. Поэтому копировать «Бессмертный полк» не надо было. Земцову я предложил несколько иное название - вместо слова «полк», который на грузинском звучит также, как на русском, использовать слово «войско» - «Бессмертное войско Грузии». Акцентировать надо было и религиозную тематику - единство нашей с русскими веры, единого покровителя Грузии и Москвы - Святого Георгия, и т. д. Идея ему понравилась, однако, как я уже рассказал, он принял ошибочное решение, уже в зародыше загубив идею грузинского аналога «Бессмертного полка».

Чтобы у читателей не возникли какие-либо иллюзии, хочу подчеркнуть: я не претендую ни на какие должности или финансирование с российской стороны, и я не буду участвовать в авантюрах типа «Бессмертного полка Грузии», даже когда Захарову выгонят вследствие очередного провала! Как из Фонда общественной дипломатии им. Е. М. Примакова попросили г-на Каркусова - после того, как Институт Евразии в открытом письме (а мы всегда работаем открыто!) министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову обратил внимание на несоответствие этого, в целом - талантливого человека, с занимаемым им положением. Кстати, я приветствую назначение Дмитрия Лорткипанидзе на его место. Дмитрий имеет хорошую репутацию в обществе и нужные связи среди политического истеблишмента. Он - человек, близкий к народу, и предельно порядочная личность.

- Ну, а какие планы на будущее у Института Евразии?

- Считаю, что свою основную задачу Институт Евразии уже выполнил. Именно нашими усилиями открыли «фронт» на поле общественных организаций (НПО), после в Грузии появилось еще несколько общественных организаций евразийской направленности. С 2009 года мы боремся с русофобией, насаждаемой «саакашистами» (лично я изучаю русско-грузинские отношения и публикуюсь на тему ещё с 1999 года). В 2013 году мы впервые организовали обсуждение русско-грузинских отношений, в котором участвовал почти весь «цвет» грузинской творческой интеллигенции. Это мероприятие произвело эффект разорвавшейся бомбы! Мы также впервые организовали молодежную уличную акцию против НАТО. Наши труды были вознаграждены тем, что произошло изменение общественного мнения в пользу необходимости приоритета сближения с Россией.

Это достижение надо всячески поддерживать, но наши ресурсы ограничены. Я бы хотел, чтобы приезжающие из России туристы знали, что русские солдаты проливали свою кровь за освобождение Аджарии и Самцхе, что Грузия - не только море, солнце, вино и хачапури, а живой свидетель великой дружбы между нашими народами! Поэтому я бы хотел включить в туристические маршруты памятные исторические места, включая некоторые братские кладбища. Но дружить в одностороннем порядке не получится, надо двигаться с обеих сторон. Мне уже много лет обещают помочь обустроить бывшее большое военное кладбище в селе Цихисдзири (Аджария), местные активисты тоже предельно мотивированы, но раз нет обоюдного желания, мы будем заниматься лишь нашими текущими делами.

- Спасибо Вам, господин Гулбаат, за столь откровенное интервью.

Беседовала Майя Джавахишвили
23 мая 2018 года
Грузия, Тбилиси