Религия
Константинопольский Патриарх Варфоломей оказывает давление на Предстоятелей Православных Поместных Церквей в вопросе отрыва Украинской Церкви от Московского Патриархата

      Грузия, 28 мая, ГРУЗИНФОРМ.
Представьте себе ситуацию. Большой семейный клан живёт в огромном общем доме. Но в какой-то момент самый старший в семействе — седовласый дед — начинает чудить: то («седина в бороду») уйдёт в загул, то вдруг начнёт топать ногами и требовать беспрекословного подчинения от остальных членов семейства, включая не менее почтенных стариков. То созывает семейный совет и ставит на нём вопросы таким образом, что большая часть семьи при всём уважении к его возрасту и былому статусу просто не приходит. На что дед безапелляционно заявляет: ну раз так, тогда я сам буду всё за вас решать!

Конечно, былые заслуги старика заставляют родных и близких терпеть его эгоистичные выходки, хотя ропот слышен постоянно. И всем давно ясно: дед не просто ненормален, он во всём ищет свою выгоду, однако и это ему прощают. Но в один момент в доме происходит страшное: одна из внучек деда связывается с соседскими хулиганами и впускает их в дом. Те домогаются её родную сестру, унижают отца и мать. Постоянные скандалы, регулярно переходящие в поножовщину, льётся кровь. Полицейские ничего не предпринимают (с хулиганами они давние собутыльники). Но тут вдруг старик, также давно связанный с упомянутыми полицейскими, становится на сторону уголовников. И говорит: я же тут главный, а потому вправе решать, так что пусть не только меньшая с ними живёт, но и её старшая сестра!

***
Бредово и жутко, не правда ли? А ведь в реальности ещё страшнее. И эта реальность — украинская религиозно-политическая ситуация, в которую вмешался непрошеный «дед»Константинопольский Патриарх (на деле — «Фанарский», поскольку его резиденция находится не в независимом православном городе, а в небольшом стамбульском квартале Фанар). Если же кто-то ещё не разобрался в образах, поясняю. «Внучки» — две части Украины (беспутная младшая — раскольничья и русофобская, благочестивая старшая — православная и помнящая русское родство). «Полицейские» — «наши западные партнёры». «Хулиганы» — весь националистический укрополитикум (включая перекрасившихся в националистов приспособленцев), идеологи, творцы расколов и прочие деятели, чьи руки по локоть в крови народа Донбасса. Ну а остальные родственники — это весь православный мир. Поместные Церкви, которых «дед» и «хулиганы» пытаются привлечь к тому, чтобы оторвать «дочерей» от «родителей».

Ну а для того, чтобы детальнее разобраться в этой «семейной драме», мы обратились за комментарием к ведущему специалисту в украинском религиозно-политическом вопросе, профессору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктору церковной истории Владиславу Петрушко.

***

«Царьград»: Владислав Игоревич, но ведь «дед» не так-то прост? Почему он вдруг так загорелся идефикс мелкого политического временщика эпохи украинской смуты Петра Порошенко о предоставлении Украинской Церкви автокефалии — полной независимости от Церкви Русской, от Московского Патриархата?

Профессор Петрушко: Если воспользоваться вашей аналогией, то у меня ощущение, что у «деда» масса каких-то своих планов. Во-первых, он явно не собирается в ближайшее время заканчивать свою активную деятельность. А во-вторых, он работает на некую большую идею создания «восточного папства» (восточного аналога папства), что, видимо, и вдохновляет на действия, которые ведут к угнетению его же ближайших «родственников», причинению вреда и боли тем, кто входит в его «семью». И это не просто чудящий, а эгоистичный «дед», делающий своё некрасивое дело безо всякой любви к «родным и близким».

«Царьград»: Но если оставить аналогии, то что, на Ваш взгляд, в первую очередь побуждает Константинопольский Патриархат в нарушение церковных канонов и всего церковно-исторического и церковно-политического порядка, складывавшегося веками, заниматься продавливанием идеи автокефалии Украинской Церкви?

Профессор Петрушко: Эта тема возникала уже неоднократно, но каждый раз она благополучно «рассасывалась». В данном же случае она генерируется одним главным обстоятельством: тем, что претендующая на первенство в Православном мире Константинопольская Патриархия, конечно, никак не может смириться с тем, что реальный вес имеет не она, а именно Русская Православная Церковь как наиболее крупная, влиятельная и авторитетная.

Поэтому делается всё, чтобы лишить её этого реального статуса, и «Константинополь» здесь подходит чисто статистически, пытаясь уполовинить Русскую Церковь в плане приходов и паствы, отделив одну из самых значимых её частей — Церковь Украинскую. Мало того, если Украинская Церковь станет автокефальной, то она останется один на один с независимым государством с ярко выраженной антироссийской направленностью, а это неизбежно приведёт к тому, что она будет рассорена с Русской Церковью, как была рассорена Украина с Россией.

Также в нынешней ситуации есть ещё два момента, делающих её особенно опасной. Прежде всего это политический фон. У меня нет сомнений, что церковный вопрос используется как одно из средств общего давления на Россию (в одной ряду с допинговыми скандалами, «делом Скрипаля» и т. д.). В русофобской пропаганде любые средства хороши, лишь бы наносить по России и по её авторитету в мире очередные удары, шельмовать и добиваться отношения к ней на мировой арене как к «государству-изгою». Поэтому не сомневаюсь, что влиятельная греческая диаспора под влиянием Госдепа продавливает эту тему из-за океана через тот же Фанар, который давно находится под тем же самым влиянием и существует в значительной степени на американские средства.

И второй момент — это личная обида и даже озлобленность Константинопольского Патриарха Варфоломея на фиаско Критского собора. Очевидно, этот человек хотел войти в историю как Патриарх, который после долгих десятилетий подготовки смог собрать Всеправославный Собор. Фактически этот собор лишился всеправославного статуса именно из-за амбиций Патриарха Варфоломея, отказавшегося обсуждать по-настоящему серьёзные вопросы, ограничившись собственным бенефисом и достаточно маргинальной повесткой дня. И именно эти амбиции не позволили ему достичь столь долгожданного триумфа и столь чаемого укрепления своего статуса как «Восточного папы». И эта озлобленность распространяется и на Святейшего Патриарха Кирилла, и на всю Русскую Церковь в целом.

«Царьград»: К слову, в недавно распространённой информации греческого информационного агентства «Ромфея» с позиций Константинопольской Патриархии говорится о том, что «у Московского Патриархата была возможность в ходе предсоборного процесса подписать документ о процедуре предоставления автокефалии, но он этого не сделал. В результате Константинопольский Патриархат, поскольку никакое другое действие не было предпринято, может предоставить, согласно сообщению делегации, автокефалию местной объединённой Церкви на Украине». Насколько это соответствует действительности?

Профессор Петрушко: Это абсолютная ложь. На предварительных предсоборных совещаниях в Шамбези было решено, что вопрос об автокефалии вообще не будет рассматриваться на Критском Соборе. «Константинополь» обещал заморозить любые действия и решения, которые касались бы порядка предоставления автокефалии частям Поместных Церквей до достижения общеправославного консенсуса. То есть налицо попытка использовать это как повод для того, чтобы дезавуировать собственные обещания.

И в то же самое время мы видим, что «Константинополь» идёт ещё дальше, оспаривая собственное же решение («томос» 1688 года) о переходе Киевской Митрополии под юрисдикцию Московского Патриархата. Пытаясь изобразить это лишь как некое «временное делегирование» экзарших полномочий Московскому Патриарху. И здесь «Константинополь» играет с огнём: в итоге может случиться грандиозный раскол не только на Украине, но и во всём Мировом Православии. Это очень опасно, и потому особенно удивительно, что со стороны Фанара, если считать информацию греческого информационного агентства «Ромфея» о встрече представителей «Константинополя» с иерархами Элладской Православной Церкви достоверной, предпринимаются активные действия по давлению на другие Поместные Церкви в украинском вопросе. И последствия могут быть катастрофическими.

«Царьград»: И параллельно возникает вопрос, как практически может Фанар предоставить автокефалию Украинской Церкви? Ведь каноническая Украинская Церковь, являющаяся частью Московского Патриархата, с такой просьбой к Константинопольскому Патриарху никогда не обращалась.

Профессор Петрушко: Действительно, прежде об этом говорили исключительно раскольники из так называемого Киевского патриархата (во главе с лжепатриархом «Филаретом»), заявляя, что именно они получат автокефалию. А сам глава раскольников «Филарет» даже заявил, что останется патриархом, но уже законным, признанным «Константинополем». Но из информации того агентства «Ромфея» видно, что речь идёт о создании новой «Киевской митрополии» в юрисдикции Константинополя с последующим дарованием ей автокефалии.

«Царьград»: Примерно так же, как после развала Советского Союза была создана раскольническая «Эстонская апостольская православная церковь» в юрисдикции Константинопольского Патриархата, отобравшая у канонической Эстонской Церкви большинство её приходов? Но кто может возглавить этот новый раскол, «легализованный» Фанаром? Неужели самый одиозный митрополит канонической Украинской Церкви Александр (Драбинко), известный своими автокефалистскими настроениями?

Профессор Петрушко: Для этого ему бы пришлось перейти в Константинопольский Патриархат, а это усложняет процедуру. Но есть архиепископ Иов (Геча), бывший Управляющий Западноевропейским экзархатом Русских приходов Константинопольского Патриархата, с позором изгнанный своей русскоязычной паствой в Париже за авторитарные попытки управления. Как есть «легализованные» Фанаром раскольнические «Украинская православная церковь в США» и «Украинская православная церковь в Канаде», они тоже могут стать поставщиками своих кадров на Украину, также некой «канонической базой», чтобы распространить их юрисдикцию на территорию теперь уже Украины как государства.

«Царьград»: Но что мы, православные люди, как в России, так и в других странах Русского мира, можем сделать, чтобы поспособствовать сохранению канонического единства Русской Церкви на территории той же Украины? Что мы можем противопоставить демаршу Фанара?

Профессор Петрушко: В первую очередь, мы не должны заниматься какой-то партизанщиной, всё-таки с инициативами здесь должно выступать наше священноначалие. Но, на мой взгляд, было бы важно, чтобы как можно больше верующих в России, на Украине и в Белоруссии заявили о своём единстве. И в этом плане было бы полезно организовать массовый крестный ход, который вышел бы из Киева, Минска и Москвы и соединился на границе трёх республик. И это было бы как демонстрацией нашего единства, так и реальной силой совместной, соборной молитвы. И, конечно, показало бы, что мы — не какие-то пассивные участники того, что задумывает в отношении нас Фанар, но активно противостоим этому действу, явно идущему вразрез с канонами, с исторической правдой и с нормой отношений внутри православной семьи.

Источник: «Царьград»
Автор: Михаил Тюренков