Али – Баба и компания
- В первой нашей беседе Вы говорили, что не раз могли остаться за границей. Что помешало?
– Это действительно так. Трудно было сделать последний шаг, оставляя родину, друзей, да и привычки менять не хотелось. Но самое главное – не бросать же здесь дело всей моей жизни.
- Вы имеете в виду гремевший в те годы по Союзу «На десятом этаже»?
- Группу «На десятом этаже» мы основали с друзьями. Работали впятером – в пустующей мастерской на крыше Академии. Именно это помещение облюбовал Мамука Цецхладзе для работы над дипломом. Ну, а мы - Нико Цецхладзе, Мамука Джапаридзе, Карло Качарава и я, как могли, поддерживали нашего выпускника. Идея основать группу возникла спонтанно. Понабрали картона, накупили красок, запаслись всем необходимым, и два месяца ходили на крышу, как на работу. Затем перебрались в Театр Марджанишвили, где Мамука Цецхладзе начал работать художником. «На десятом этаже» организовывала выставки – здесь и за рубежом, а также различные акции. О нас заговорили. До сих пор мы остаемся близкими друзьями, жаль, видимся нечасто.
- Недавно проходила выставка ваших работ в Баку. Говорят, картины были приобретены неким бизнесменом еще до ее закрытия...
- Экспозиция, написанная в восточном стиле, была открыта в выставочном зале «Kichik QalArt».Поработать над «Ali Baba» мне предложил крупный бизнесмен и знаток в области искусства г-н Оливье. Мы познакомились с ним на моей предыдущей экспозиции «Сфинкс - хранитель ценностей» в галерее «Гала». Нас представили друг другу Гурам Цибахашвили и Кока Рамишвили. Оливье тогда пожелал скупить все выставленные картины чуть ли не в первый же день после открытия. Владелец галереи отказался разбивать выставку, да и цена оказалась неподходящей. Все-таки «опт»! С «Али Бабой» накладок не возникло - Оливье скупил всю серию заранее, даже не видя работ. Такая вот авантюра. На все про все мне дали месяц – иначе выставка выпадала из плотного галерейного графика. У меня был страшный цейтнот, работал сутками. Самая маленькая работа – 1 метр 70 см. на 2 метра!
- Почему такие размеры?
- Так галерея то трехэтажная, 300 кв. метров заполнить надо.
- Огромные панно за месяц – не халтура ли все это?
- Я не щадил себя. «Путешествие», «Драгоценные камни», «Сказочная птица», «Гарем», и, конечно, Али Баба – этот незабываемый герой арабских сказок. Выставка имела успех, так что работал на износ не напрасно.
- Вы часто и активно выставляетесь.
- За исключением, пожалуй, Италии. Кстати, на Западе и в Европе я не выставлял живопись. Почему? Иностранному зрителю интереснее инсталляции и коллажи. Активнее всего работал в годы перестройки. На советское искусство в то время был большой спрос. В Грузию зачастили кураторы и искусствоведы из Франции, Германии...
«Выбраться из политических лабиринтов под силу только народу»
- А как дела обстоят сегодня? Политика жить мешает?
- Русско-грузинская беда... Обидно и больно думать о политических событиях недавних лет. Опаснее же всего тот факт, что прошлое не «закрыто» - негатив продолжает всплывать. Несмотря на то, что всех, кто нормально мыслит – будь то грузин или русский, такие отношения не устраивают в корне. Конечно, я имею в виду нас, простых смертных. Тех, кого не спросили! Что касается политиков – в их играх и лабиринтах разобраться невозможно. Четыре года назад мне по работе пришлось побывать в Москве, удалось и с друзьями пообщаться. К слову, отношения уже тогда были напряженные. Но никакой неприязни ко мне, тбилисцу, я не ощутил. Недавно в гости из Питера и Москвы приезжали друзья – художники. Встречали их здесь с поистине кавказским гостеприимством, а как иначе! Ничего не изменилось! Ни с их, ни с нашей стороны. Друзья успокаивали, говорили с улыбкой - это абсурд! И хотя искусство всегда стоит особняком, политика коснулась и нас. Мы в большом ущербе от вынужденного вакуума, контакты-то прерваны.
Августовская война смешала все планы - пришлось отложить запланированную выставку в Москве до лучших времен, а их все нет! Меня и сейчас приглашают в Россию – грузинское искусство продолжает интересовать нашего северного соседа. Известные искусствоведы и концептуалисты Леня Бажанов, Андрей Ерофеев, Виктор Мезианов, Лена Романова предлагают совместные проекты. И это не будет нашим первым опытом. Мы с ними неплохо поработали в Черногории, в Монтенегро во время югославской войны. Летели на военном самолете. А затем в течение месяца делали общее дело, плечом к плечу – грузины и русские. Такое не забывается. Вот, что значат близкие отношения, и их не нарушить, несмотря на все старания политиканов. Сейчас я могу поехать в Россию только по официальному приглашению или визе от близкого родственника. Вот только двоюродная сестра или крестник, как оказалось, и близкими то уже не считаются! Но я верю, что со временем все утрясется. Ведь остались дружба и совместная работа, а они объединяют. Уверен, назло многим, наши судьбы еще пересекутся.
- Информационно – аналитическое агентство «ГРУЗИНФОРМ», которое я сейчас представляю, возрождено «из пепла» – после того, как в 2006 году его ликвидировали, чтобы продать принадлежащее ему престижное здание на проспекте Руставели. Что бы вы могли пожелать нам?
. – Желаю, чтобы вы интенсивно работали, чтобы ГРУЗИНФОРМ не притесняли, чтобы была в стране свобода слова... А что еще нужно журналисту?..
Беседовала Диана Шерешашвили