Грузия, 28 июня, ГРУЗИНФОРМ. «Повестка дня Женевских дискуссий не в полной мере отвечает духу времени и тем задачам, которые стоят перед этим форматом», - заявил полномочный представитель главы самопровозглашенной республики Южная Осетия по постконфликтному урегулированию Мурат Джиоев. «Поэтому мы предложили накануне каждого раунда рассматривать повестку. Например, мы неоднократно предлагали исключить из повестки дня, в частности из пункта 3, фразу «и международные меры безопасности», - сказал Джиоев, отметив, что наименование повестки дискуссий - неприменение силы и международные меры безопасности, передает информагентство «Рес».
«Неприменение силы является очень актуальным вопросом и основной задачей Женевских дискуссией, а вторую часть - «международные меры безопасности», мы и наши контрпартнеры и их западные покровители понимаем по-разному. В этой связи мы считаем, что данная формулировка уже не является обязательной и не несет никакой равной нагрузки», - подчеркнул Джиоев, по словам которого «для югоосетинской стороны международными мерами или гарантией безопасности является присутствие российских военнослужащих и российских пограничников в республике»: «Для Грузии такой международной гарантией безопасности являются другие силы, поэтому объединять их в одном вопросе мы не согласны, мы предлагаем снять этот пункт с повестки дня дискуссий».
.
Кроме того, по словам Джиоева, югоосетинская делегация предлагает, и не в первый раз, включить в повестку дня отдельным вопросом поиск без вести пропавших. «Мы это считаем не просто гуманитарной, а важной проблемой, решение которой способствовало бы появлению каких-то элементов доверия между народами».
«Беженцы-осетины, изгнанные из Грузии, до сих пор не получили никакой реституции со стороны грузинского правительства», - также заявил Мурат Джиоев, комментируя итоги последнего раунда Женевских дискуссий. Он подчеркнул, что для Южной Осетии проблема восстановления беженцев в правах существует как минимум с 1920 года. «До сих пор в Северной Осетии есть села, где живут потомки тех, кто был вынужден покинуть свои дома в Южной Осетии в 20-е годы. Благодаря России и Северной Осетии они обустроены. Но за потерянное имущество и за ущерб, который был нанесен им в 1920 году, они до сих пор никакой реституции не получили со стороны Грузии».
Джиоев заявил, что «также не решен вопрос о компенсации ущерба 100 тысячам осетин, изгнанным из Грузии в 1989—1992 годах»: «Поэтому мы каждый раз в Женеве подчеркиваем, что проблема беженцев имеет для нас более важное значение. Есть простор для обсуждения этой проблемы на площадке Женевских дискуссий. Но коль скоро власти Грузии с 2009 года ежегодно выносят на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН резолюцию по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, которая имеет явно политизированный характер и исходит только из грузинской позиции, мы считаем бессмысленным обсуждение этого вопроса в Женеве».
Как отметил Мурат Джиов, Цхинвали и Сухуми по-прежнему настаивают на возможности довести до стран ООН свою позицию, требуя от Грузии прекратить политизацию этой проблемы: «Каждый год власти США отказывают в визе представителям югоосетинской стороны, кроме того Южная Осетия и вовсе не получает приглашения со стороны ООН. Поэтому ежегодно мы посылаем наши обращения, большую справку по проблемам беженцев, которую затем российская делегация в ООН распространяет среди его участников», - добавил Джиоев и напомнил, что «югоосетинская и абхазская делегации сделали совместное заявление об отношении к той резолюции, которая была принята недавно на Генассамблее ООН»: «Мы каждый раз подчеркиваем, что готовы к обсуждению проблемы беженцев на любой площадке, где мы будем равноправно представлены, иначе объективного обсуждения не может быть», - заключил Джиоев.