ОТ РЕДАКТОРА
КОНФЕДЕРАЦИЯ, ИЛИ СОВМЕСТНЫЙ ПРОТЕКТОРАТ? - РОССИЯ ГОТОВА К КОМПРОМИСУ С ГРУЗИЕЙ ПО АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ - Арно Хидирбегишвили

     Какие последствия для Грузии будут иметь прошедшая 16 июля в Хельсинки и предстоящая осенью в Вашингтоневстречи президентов РФ и США, а также три заявления по Грузии подряд за одну неделю, сделанные Владимиром Путиным и официальным представителем МИД РФ Марией Захаровой? Постараюсь ответить на эти вопросы максимально открыто и просто, учитывая огромный интерес широкой читательской аудитории.

14 июля, в прямом телеэфире программы «Мнения» с Сергеем Веселовским агентства News Front, а также в публикации на Sputnik «Уроки Брюссельского саммита НАТО для Грузии» я заявил, что вопрос приёма новых членов в альянс, в том числе – Грузии, единолично решает президент США, а не консенсус стран-членов, что лишний раз доказал Брюссельский саммит 11-12 июля, где Дональд Трамп от лица НАТО отказал Грузии в членстве («Шанс будет, но не сейчас»).

Этим оправдался и другой прогноз - от 22 июня, когда в интервью радио «Sputnik» я заявил, что «вступление Грузии в НАТО – это миф, никто ей этого на саммите не пообещает», и что «не Грузия вступает в НАТО, а НАТО вступает в Грузию, что беспокоит Россию, потому что НАТО хочет открыть в Грузии и на Украине военные базы и разместить там элементы противоракетной системы США». Это практически повторил Путин 16 июля в интервью телеканалу Fox News, заявив, что кроме консенсуса, «НАТО работает с отдельными странами на двусторонней основе, как с Польшей и Румынией, где сейчас размещаются элементы стратегической противоракетной обороны США. Поэтому продвижение инфраструктуры НАТО к границам России представляет прямую угрозу её безопасности» и Россия отнесётся к приёму Украины и Грузии в НАТО «крайне отрицательно».

За этим последовали два заявления по Грузии в один и тот же день, 19 июля, сначала - в интервью официального представителя МИД РФ Марии Захаровой телекомпании «Рустави 2», а потом – в выступлении Путина на совещании с послами и постоянными представителями РФ, которые грузинский политистеблишмент почему-то воспринял как противоречащие друг другу. На самом деле, это лишь «две стороны медали», «пряник и кнут», на чём стоит остановиться более подробно.

Для начала – чем они были вызваны? Ведь ещё пару недель тому назад, 3 июля, я завил, что полномасштабное урегулирование российско-грузинских отношений пока не стоит в московской повестке дня, но может встать в контексте договорённостей между Трампом и Путиным в Хельсинки по глобальным проблемам - таким, как Сирия, противодействие терроризму, безопасность Израиля, Украина, Северная Корея, санкции против России, выход США из договора по РСМД, выход США из ядерного соглашения с Ираном и т.д.

Как видно, какие-то договорённости между Трампом и Путиным в Хельсинки состоялись, хотя публично о Грузии не было сказано ни слова. «Дональд, 4 дня назад, на саммите НАТО в Брюсселе Вы отказали Грузии в членстве в обозримой перспективе. Пожалуйста, не размещайте там американские ПРО, не вынуждайте меня доставать «Кинжал»! Зато Россия в обмен на это…», - наверное, что-то подобное сказал Путин Трампу тет-а-тет, и Трамп, очевидно, предоставил Путину такую гарантию. Никто не знает - что было написано в той, переданной Путиным Трампу, записке, но в Хельсинки всё могло измениться в любую минуту из-за высокого Трампа, в первый раз вынужденного смотреть на оппонента не свысока. Это вынудило Путина пребывать в постоянном напряжении, чтобы донести положительные результаты переговоров до самого конца и не дать бесцеремонным американским журналистам спровоцировать Трампа на необдуманные эмоциональные высказывания. Вспомните совместную пресс-конференцию: если выше трибуны это был спокойный, остроумный и доброжелательный Путин, то ноги мастера дзюдо часто проверяли устойчивость позиции, как перед броском!

Так или иначе, определённая договорённость в отношении Грузии была достигнута, если в Москве решили взять «быка», то бишь, Грузию, за её упрямые «рога» и побыстрее вернуть «на путь истинный», 1 - пока Трамп не передумал, 2 - пока Трамп - президент, 3 – пока не пришла пора сбора осеннего урожая фруктов в Армении, требующей открытия альтернативного Ларсу маршрута через Цхинвали, а в перспективе – железнодорожного через Абхазию. Вот чем были вызваны 2 вышеуказанных заявления по Грузии в прошлый четверг, утром – Захаровой, а к вечеру – Путина.

Мария Захарова в интервью грузинской телекомпании «Рустави 2» от 19 июля, практически, возразила мне, 3 и 14 июля на ГРУЗИНФОРМ и в прямом телеэфире News Front заявившего, что «полномасштабное урегулирование российско-грузинских отношений пока не стоит в московской повестке дня». Мария Захарова, напротив, заявила: «Россия заинтересована в полномасштабной нормализации добрососедских отношений с Грузией. Полномасштабная нормализация отношений двух стран соответствует коренным интересам и России, и Грузии, и народов обеих стран. Прогресс в процессе нормализации отношений двух стран зависит от политической воли и реализма Тбилиси, со стороны России в этом процессе нет каких-либо препятствий».

Но что подразумевает официальный представитель МИД РФ под «полномасштабной нормализацией»? Захарова не может не понимать, что полномасштабная нормализация российско-грузинских отношений будет возможна лишь тогда, когда Грузия сама будет полномасштабной – с Сухуми и Цхинвали. Именно это соответствует коренным интересам грузинского народа, но этому процессу до сегодняшнего дня препятствовала Россия. Значит, подходы Москвы начали меняться?

А что означает «политическая воля и реализм Тбилиси»? Разворот во внешней политике с Запада на Север и признание независимости республик Абхазии и ЮО? Но Захарова, несомненно, понимает, что такой «реализм» плохо мотивирует Тбилиси к диалогу с Москвой с целью «полномасштабной нормализации добрососедских отношений».

Далее: «Мы все знаем, что на Западе существуют мощные политические силы, которые борются за расширение и сохранение антироссийских санкций. Их мотивы в это время никак не связаны с защитой интересов Грузии… Если Грузия будет названа одной из причин санкций, это будет хорошим поводом, чтобы грузины задумались – не используют ли другие их страну для своих геополитических игр? Грузия уже превратилась в элемент западной стратегии, которая ставит целью сдерживание России в Черноморском регионе и Южном Кавказе… Грузинские политики должны помнить, что действие в чужих геополитических интересах вместо защиты национальных интересов – неблагодарное и неблагородное дело», - заявляет Захарова в том же интервью.

Позвольте, но здесь тоже не совсем понятно – в Грузии обижены на США как раз за то, что США не объявили санкции против России из-за Абхазии и Цхинвальского региона, а из-за Крыма - объявили! Так что, если причиной санкций США против России объявят и Грузию, то это как раз наоборот – будет свидетельствовать о защите её интересов, признанием их достойными обсуждения между сверхдержавами, а не об использовании теряющей территории и православие страны «втёмную», «в чужих геополитических интересах».

Что касается «неблагодарного и неблагородного дела»: неужели в Москве не знают, что в Грузии сформировалось опасение – мол, Россия полностью аннексирует Грузию из-за её геостратегического положения, в том числе - чтобы открыть «дороги жизни» своему стратегическому союзнику - Армении - через Абхазию и ЮО? Запад Грузию в этом уверяет, а Россия - не разуверяет, разве это благородно и благодарно по отношению к единоверной стране, с которой собираешься восстанавливать давние «полномасштабные добрососедские отношения»?! В результате, когда Россия не снисходит для доверительного разговора, Грузия хочет в НАТО, но не для войны с Россией за возвращение территорий, а в целях защиты от России! Это – позиция официального Тбилиси, по которой «НАТО в Грузии – это не против России, более того – стабильный и сильный сосед в лице Грузии - в интересах России».

Теперь напомню вышеупомянутый фрагмент из выступления Владимира Путина на совещании с послами и постоянными представителями РФ: «На агрессивные шаги, которые представляют прямую угрозу России, будем реагировать соразмерно. Нашим коллегам, которые играют на обострение, стремятся включить, в том числе, Украину или Грузию в военную орбиту альянса, следовало бы подумать о возможных последствиях такой безответственной политики! Ключ к обеспечению безопасности и стабильности в Европе - именно в том, чтобы расширять сотрудничество и восстанавливать доверие, а не развертывание у российских границ новых баз и военной инфраструктуры НАТО, что сейчас и происходит».

На языке простых смертных это означает следующее: «На Брюссельском саммите НАТО Трамп отказал Грузии, а я предупредил Дональда о возможных последствиях в Хельсинки. Поэтому хватить кормить грузин «завтраками» и мучить учениями, морочить голову существенными пакетами, «джавелинами», совместными центрами, кибербезопасностью и контрмобильностью! Не провоцируйте Россию применить соразмерные меры, как в августе 2008 года! Обуреваемая ложными надеждами на НАТО, Грузия пострадает вновь, как 10 лет назад».

А теперь вернёмся к упомянутому в самом начале прямому телеэфиру программы «Мнения» агентства News Front от 14 июля, за 2 дня до встречи Путина с Трампом в Хельсинки, в которой её ведущий Сергей Веселовский задал мне пару неслучайных вопросов:

- на 6:30 мин: «Македонию поставили на четвереньки, заставили изменит историческое название и сказали – всё, заходите в НАТО! Черногорию оторвали от Сербии и тоже затянули. А вот с Украиной и Грузией почему-то так не получается… Может, корень зла – Россия, которая подковёрно объяснила – что будет, если Украина или Грузия попытаются войти в НАТО? Может, ракеты, нацеленные на Россию, - это до определённого предела, а потом может и надоесть это безобразие?!»

- на 10:20 мин: «Я ни разу не слышал даже намёков от руководства Грузии, чтобы оно призвало Россию, Абхазию, Южную Осетию к взаимодействию, к переговорам за круглым столом с целью достижения взаимоприемлемого варианта соглашения, которое устроит всех! Южная Осетия вообще хочет объединиться с Северной и войти в большую Аланию в составе РФ, но Россия не позволяет. То есть, возможности компромиссов присутствуют. Россия говорит – давайте говорить о конфедерации, как в Швейцарии, в крайнем случае, есть же такое понятие, как совместный протекторат?».

К сведению тех, кто не в теме: Сергей Веселовский – высокопрофессиональный журналист, ведущий популярной авторской телепрограммы, который, как сказал Путин о Трампе, «всегда в материале», и которого я глубоко уважаю за любовь к Грузии. Не знаю, был ли это месседж, адресованный грузинскому руководству, но что слова Сергея не были случайными, вне всякого сомнения. А раз так, значит, варианты конфедерации или совместного протектората для Абхазии и ЮО всё же витают в Златоглавой? Вот, оказывается, почему Российская Федерация столько времени не принимает в своей состав ЮО и не присоединяет её к Северной! Значит, если Грузия откажется от НАТО, то Россия вернёт Абхазию и Цхинвальский регион? В конце концов, что для нас важнее - вступление в НАТО, или целостная Грузия вместе с Абхазией и Цхинвальским регионом?! Может быть, это и имела в виду Захарова, говоря о политической воле?

P.S. Вышесказанное вовсе не означает, что так оно и будет. Но желанного результата можно достичь, если мандат вести переговорный процесс с грузинской стороны получат грамотные люди, которые - «в материале» и не обеременены должностью или обязательствами перед Западом и Севером, а только лишь руководствуются грузинскими национальными интересами. Главное - опять не остаться в дураках, как при Саакашвили, который отдал голос Грузии за членство России в ВТО в обмен на Соглашение о мониторинге грузов, практические признающее «границы независимых республик - Абхазии и ЮО»! А то, что дотационные «республики» - Абхазия, опустевшая от туристов после невиданного разгула криминала и расцвета Крыма; Южная Осетия, которую оживляют лишь российская военная база – «висят на шее» России тяжёлым бременем, от которого она не прочь освободиться достойно и под громкие аплодисменты, неоспоримый факт.

Главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Арно Хидирбегишвили

По материалам Sputnik – Georgia
22 июля 2018 года