Грузия, 28 августа, ГРУЗИНФОРМ. В Грузии недавно побывал Антон Викторович Бредихин - российский политолог, кандидат исторических наук, научный руководитель Центра этнических и международных исследований. На встрече с представителями Института Евразии, которая имела ознакомительный характер, Антон Бредихин изложил свое видение основных моментов грузино-российских отношений и свое впечатление от увиденного в Грузии.
ГРУЗИНФОРМ предлагает вниманию читателей небольшой комментарий российского политолога.
Антон Бредихин: «К сфере моих научных интересов относятся как вопросы государственной национальной политики в Российской Федерации, так и проблемы взаимодействия этносов на постсоветском пространстве. Несмотря на то, что большая часть моих исследовательских работ посвящена вопросам российского казачества и украинистике, я имею ряд исследований по грузинской проблематике, в частности - по деятельности таких религиозных сект, как баптисты и духоборы, аспектам развития азербайджанского меньшинства в Квемо Картли, проблемам турок-месхетинцев, проживающих как в Грузии, так и в южно-российских регионах, деятельности запрещенного в Российской Федерации «Исламского Государства» в Панкиси, а также этнокультурному развитию православных вайнахов-бацбийцев. С последней тематикой меня пригласили выступить на I Международном нахском научном конгрессе «Этногенез и этническая история народов Кавказа», который состоится в сентябре этого года в Грозном (Чеченская республика). Однако в Тбилиси я получил приглашение выступить на Sputnik Грузия в рубрике «Грузия глазами иностранцев», чтобы рассказать о своих впечатлениях и предложениях по развитию актуальных сфер российско-грузинского сотрудничества.
Касательно отношений между грузинами и русскими, на мой взгляд, народы, имеющие столь мощную единую историю - начиная с подписания Георгиевского трактата 1783 года Ираклием II вплоть до 1991 года - были переплетены общностью судеб, которая не утратилась с распадом СССР. В Российской Федерации проживает более 157 тысяч грузин, у которых всегда были и есть условия для сохранения их этнокультурной идентичности. И неспроста в XVIII веке был сделан цивилизационный выбор для Грузинского царства. Русских и грузин объединяет единый культурный код, единство православных церквей.
Отношения между странами, несмотря на сложный характер, продолжают развиваться и сейчас, пусть и не в достаточной степени. Приведу пару примеров. Это во многом видно по отношению к российским туристам со стороны грузин. Оно благоприятное, что разительно отличает Грузию от «всероссийских здравниц» Турции и Египта. Туристический поток из России весьма значителен, несмотря на многочасовые пробки на Верхнем Ларсе. Весьма полезной является программа Россотрудничества по бесплатному обучению грузинских студентов и аспирантов в лучших российских университетах, в частности РУДН.
В последнее время на территории Грузии активно ведут экономическую экспансию турецкий, иранский, арабский бизнес. Но наряду с бизнесом усиленно идет распространение радикального ислама. Он распространяется в Аджарии, в Квемо Картли, а вот Панкисское ущелье выступает местом вербовки для боевиков «Исламского Государства». Поэтому, на мой взгляд, в Грузии сейчас существует угроза возникновения межконфессиональной напряженности, переходящей в конфликтные и сецессионистские ситуации. Россия и Грузия могли бы сотрудничать на этой основе общей угрозы».