Грузия, 7 сентября, ГРУЗИНФОРМ. В Тбилиси завершился Международный южнокавказский медиафорум«Роль СМИ в укреплении доверия в регионе», призванный объединить на одной площадке ведущих экспертов в области медиаиндустрии, журналистов, представителей власти и блогеров из Грузии, России, Азербайджана и Армении (информацию ГРУЗИНФОРМ о первом дне работы Форума читайте здесь).
Второй день работы медиафорума открыл заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий, пригласивший участников и спикеров медиафорума принять участие в круглом столе«Современная газета как виниловая пластинка: источник информации или носитель аналитики». После нескольких приветственных слов господин Алексей Вишневецкий, в частности, сказал:
«Мы с вами прекрасно понимаем, как работает газетаи что она переживает сейчас не самые лучшие времена. Надеюсь, переживет... Союз журналистов, естественно, пытается осмыслить ситуацию, мониторит происходящее в России с газетой, радио и ТВ. Происходит следующее: часто говорят, что журналистика изменилась, я же думаю, что, в принципе, с ней ничего не случилось. Сейчас я говорю о своем мнении, это не есть истина в последней инстанции, кто-то думает иначе. Журналистика – это профессия, которая будет всегда, она вечная! Есть новости, информация, их нужно получить, проверить, переосмыслить, донести до читателей и зрителей, слушателей.
Мне кажется, не журналистика изменилась, а информационный поток ее подачи. Если 20 – 30 лет назад 99 процентов информационного потока и были журналистикой, то сейчас журналистика у нас занимает небольшой процент этого потока. А все остальное – это сель, который на нас обрушивается, к которому наши граждане еще не готовы. И они не могут разобраться - что в этом селевом потоке есть информация, что - журналистика, что, как сейчас модно говорить, «фейкньюс» и так далее. Что касается той части информационного потока, которая осталась журналистикой, она переживает ряд сложностей, потому что в Россию, уж не знаю, как у вас, приходят в профессию «жертвы» Единого Государственного Экзамена. А значит - люди, не умеющие мыслить самостоятельно, не способные услышать информацию и передать ее, их нужно гораздо дольше учить, чем выпускников журфака 20-30 лет назад. Просто потому, что не смартфоны, не Инстаграмм, а именно система ЕГЭ «выбивает» из человека те самые качества, которые присущи журналисту!».
Круглый стол всегда подразумевает обмен мнениями и общение, среди выступивших на дискуссионной панели «Современная газета как виниловая пластинка: источник информации или носитель аналитики» - профессор МГИМО, политолог, один из ведущих специалистов по проблемам ислама Алексей Малашенко,журналист, востоковед, писатель, участник популярных политических программ на телеканалах «Первый», «Царьград», «ОТР», политический обозреватель МИА «Россия сегодня» Дмитрий Косырев, главный редактор газеты «Чампору»(«Путник»), тележурналист Гоар Айрапетян, журналисты из Грузии, Армении, Азербайджана.С большим интересом было выслушано эмоциональное выступление грузинского журналиста, ведущего программы «Золотое сечение» на телеканале «Объектив»Валерия Кварацхелия, ненадолго посетившего заключительный день медиафорума.
«Добрый день, позвольте мне представиться, я - Валерий Кварацхелия, журналист. Не знаю, что у вас сегодня здесь происходит, но то, как вас вчера встречали – это аморальность и глупость, и больше ничего! Как будто из России журналисты, да и кто угодно, не имеют права приехать сюда и поговорить с грузинами, тем более, у нас - огромные проблемы. У Грузии нет территориальной целостности и вместо того, чтобы говорить об этом, они устраивают дурацкое шоу и этим привлекают внимание! А вы прямо ответить не можете? - я сейчас перехожу к гостям. Вы сказали, что это какой – то советский провинциализм, простите меня, но где вы увидели СССР, когда 30 лет с лишним здесь «не пахнет Советским Союзом», это - не советский провинциализм, а американская наглость и провокация! Почему вы прямо не можете об этом заявить?!
И еще. Когда вам задают вопрос об оккупации, почему вы не ответите, что никакой оккупации не было?! Если подойти к этому вопросу с точки зрения юриспруденции, ее нет! Имеется самопровозглашениереспублик и Россия признала их независимость. Это имеет абсолютно другой юридический статус, а оккупация – другой. Если Россия оккупировала территории, а это то, что мы имеем на сегодня, это называется оккупацией. А значит, тогда выходит, и что американцы и европейцы оккупировали Косово! Не надо бояться говорить об этом, в том числе - и этим провокаторам, которые стоят и устаивают шоу.
Раз вы приезжаете сюда, называйте своими именами все, что есть! Вот, вы вернетесь в Россию, пойдут публикации… Что вы ответите на вопрос - какое настроение у Грузии по отношению к России?! Что вы здесь увидели? Увидели, что, несмотря на то, что после 30-летней травли грузинский народ не может отчуждаться от русского? Вы это не увидели, потому что Россия работает плохо! Много говорят о том, что, якобы, здесь какая – то «мягкая российская сила». Какая мягкая или твердая сила?! Я не вижу вообще никакой силы! Я более сорока лет в журналистике и в политике, никакой работы здесь Россия не проводит, и об этом тоже надо сказать!Если вы хотите иметь друзей, то обращайтесь с нами по – дружески, и никак не иначе!
Вот видите, как американцы работают?! Ведь шоу-то вам американцы устроили, они профинансировали этих дураков, и об этом тоже надо прямо сказать! Два или три года назад американские социологи здесь провели исследование, так 31 процент опрошенных - за дружбу с Россией, и это данные ученых США, сами понимаете, насколько занижена эта цифра. Но даже если так, получается, что одна треть населения выступает за дружбу с Россией. Где-нибудь это видно?! Оставим грузинские СМИ, российские пишут об этом?! Когда мы проводим то или иное мероприятие, мы просим российских коллег присутствовать, но они к нам близко не подходят!Вы не ведете никакой работы. Спасибо, что вы приехали, спасибо, что проводите медиафорум, но как все это освещается и преподносится грузинскому народу? Как будто приехали враги и по второму кругу оккупируют и так оккупированную Грузию, явились причинить нам зло – разве это освещение?! Это происходит потому, что у вас здесь ничего нет, нет даже маленькой группы, которая бы работала над тем, чтобы между нашими странами были добрые теплые отношения».
После устранения некоторых технических проблем с Интернетом, у организаторов медиафорума появилась возможность устроить видеомост с российским политологом, главным редактором газеты «Северная Осетия», историком, экспертом по кавказскому региону Аланом Касаевым. Как известно, Алан Касаев - один из четырех российских журналистов, которых не впустили на территорию Грузии для участия в медиафоруме.
«Рад вас приветствовать, к сожалению, хотя я не всех могу видеть в мониторе, все – таки современные средства связи худо – бедно позволяют общаться, несмотря на странное и порой непонятное поведение государственных органов некоторых стран. Прежде чем продолжить разговор, я, наверное, расширенно представлюсь. Мои имя и фамилия вам известны, в настоящее время я работаю во Владикавказе главным редактором местного официоза - газеты «Северная Осетия», до этого несколько лет возглавлял дирекцию информационного агентства «РИА – Новости» стран СНГ и Балтии, также долгое время занимался этническими вопросами, проблемами стран постсоветского пространства. Так что, в принципе, всю свою сознательную жизнь занимаюсь одним и тем же.
Ситуация, когда человек едет в служебную командировку для участия в конференции или по свое журналистской работе, или просто пытается пересечь государственную границу и у него не получается это сделать, эта ситуация хотя и не очень частая, но скажем так, нередкая. Поскольку, как я понимаю, в нашей аудитории представлены журналисты из трех кавказских государств, я могу сказать, что определенные сложности пребывания в стране начинаются с границы. Так вот, определенные сложности возникали у меня при пересечении всех трех кавказских государств. Правда, сложности эти всегда преодолевались позитивно. Я как никогда быстро переехал российскую границу, как никогда долго, больше часа стоял на пропускном пункте "Верхний Ларс" и в итоге получил какую - то бессмысленную бумажку, на которой было написано, что мне отказано во въезде в Грузию. Причины мне не разъяснили, их затем мне любезно разъяснили коллеги, представившиеся журналистами грузинского телевидения. Не знаю, я в Грузии бывал много раз, последний раз буквально 12 дней назад и под нарушение никаких законов я не подпадал! Но к подобным сложностям надо быть готовым. Каким образом, ну, я не открою секрета – мы в России научились обходить такие сложности журналистской хитростью и смекалкой, в том числе наличием двух паспортом. С одним из них едем, к примеру, в Армению, а другим – в Азербайджан. Что же, не мы создали ситуацию, при которой могут происходить подобные вещи, мешающие нашему журналистскому труду. Как-то преодолевать их надо, тем более, что российское законодательство не запрещает иметь более чем один документ для выезда из страны. Вот мы этим, честно говоря, и пользуемся.
Огромная и отдельная специфика в нашем ремесле – это освещение ситуаций в так называемыхнепризнанных государствах, часть из которых сегодня, можно сказать, считаются частично признанными. Опять же, вы все, коллеги, знаете, что не может человек, который освещает постсоветскую проблематику, не побывать, к примеру, в Нагорном Карабахе, он должен это сделать. Тем более, если это было в прошлые годы, когда ситуация там обострялась. Человек, специализирующийся на освещении макрорегиона или субрегиона, должен ехать в отдельно составляющую его часть. Иначе, какой же он специалист?! И здесь у меня - недоумение и непонимание властей каких – либо государств, которые ограничивают передвижение журналистов по этому признаку. Есть черты, присущие журналисту, это аккредитация, международная пресс – карта, мне кажется, этого достаточно для того, чтобы не дискриминировать, не применять к нам те требования, которые могут быть направлены государственными органами ко всем прочим гражданам. Журналист – профессия специфическая, ее специфика - в том, что для информирования своих и чужих аудиторий у него должно быть право доступа к информации. Если оно ограничивается, вот тут начинаются всякого рода необъективность, препоны, которые прямо влияют на личностное отношение. А оно, как бы мы не хотели, искажает объективность взгляда»
По завершении выступления Алана Касаева, к спикеру возникло множество вопросов, как по сложившейся ситуации, так и по вопросам журналистики, которые он должен был осветить на тбилисской встрече. Видеомост стал завершающим аккордом работы, ставшим традиционнымМеждународного южнокавказскогомедиафорума, который прошёл в Тбилиси в четвёртый раз.
Корреспондент ГРУЗИНФОРМДиана Шерешашвили побеседовали с заместителем Союза журналистов России Алексеем Вишневецким.
- Я приехал сегодня по приглашению организаторов, возможно, тема моего выступления четко не обозначена, это свободное выступление, надеюсь, онокому то из моих южнокавказских коллег будет интересно. Что касается названия - «Современная газета как виниловая пластинка: источник информации или носитель аналитики»,вот нашли цитату из моего старого интервью и в голове «родился» некий образ, мы будем говорить о настоящем и будущем журналистики. Ситуация в ней поменялась, а мы не были к этому готовы, не хотели верить, что у нас появились конкуренты в виде Интернет – изданий. По печатным СМИ было нанесено несколько ударов – объективных и субъективных, в результате многие из них закрылись. За последние 25 лет десятки, сотни газет по России прекратили существование! Что касается ведущих наших СМИ, то они держатся за счет переформатирования, остаются на плаву те газеты, которые поймали струю и выпускают также и региональные вкладыши, это и «Комсомолка», и «Московский комсомолец», и «Аргументы и факты», у них дела идут более – менее нормально. Региональные вкладыши как франшиза, неплохо продаются, приносит доход, в том числе, и на местах. А все остальные попросту выживают.
Корр. ГРУЗИНФОРМ: Выживут ли?..
- Конечно, за счет государственной поддержки. Без нее уже давно все газеты просто закрылись, в данном случае государство несет свою социальную функцию и обеспечивает хотя бы минимальные потребности, в особенности, районных газет. В какой то момент правильно было найдено оправданиеэтим затратам - что люди все таки должны получать информацию из источников, которым они привыкли доверять. Конечно, поддержка государства некоторым образом влияет на «содержание» газет, но многое зависит и от местных «князьков». В Москве этого нет.
Корр. ГРУЗИНФОРМ: А «главный князь»?
- Нет, в Москве нет совершенно никакой цензуры, абсолютно! Я сейчас говорю не о госзаказах и контрактах, хотя, понятное дело, они есть. Это как раз те самые деньги…Вот скажите мне, можно ли считать госзаказом статью об открытии новой станции метро в столице? Нет, конечно, это жителям интересно, но многие так и говорят – это Собянин платит! Но есть определенная договоренность, что помимо очевидно интересных вещей, мы, в том числе и телеканал «Москва 24», даем и скучные материалы о каких- то протокольных мероприятиях, конференциях, встречах. Считать ли их госзаказами? Наверное, да, но это нормальная партнерская договоренность. Ну, а на местах, как я уже отметил, наблюдаются серьезные перегибы, таких даже в коммунистические годы не было! Мы пытаемся этому как-то противостоять, но не все этого хотят. Зачем терять «теплое местечко»?!
На этом Международный южнокавказскиймедиафорум «Роль СМИ в укреплении доверия в регионе» завершил свою работу, участникам форума были выданы соответствующие сертификаты.