ОТ РЕДАКТОРА
Арно Хидирбегишвили: Абхазия и Южная Осетия вернутся в Грузию, если грузинские беженцы вернутся в Сухуми и Цхинвали!

     В прошедшую пятницу, 28 сентября 2018 года, премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе выступил на 73-й сессии Генеральной ассамблеи ООН с 17-минутной речью, которая вызвала самые различные отклики: ироничные - в Москве, негативные – в Сухуми и Цхинвали, позитивные – в Тбилиси, у правящего большинства от партии Бидзины Иванишвили, и скептические – у оппозиции от партий Михаила Саакашвили. Причины подобного разночтения должным образом не проанализированы ни в грузинских, ни в зарубежных СМИ, поэтому постараюсь хотя бы частично заполнить этот пробел.

     «На Южном фронте без перемен» - наверное, к такому заключению пришли в загадочной сталинской высотке на Смоленской площади после выступления земляка Иосифа Виссарионовича с самой высокой трибуны мира (по крайней мере, таковой её задумал Сталин). «Премьер-то новый, а подходы – старые!», - разочаровались в российском МИДе и в официальном комментарии не смогли скрыть раздражение от выступления Бахтадзе на грузинском языке, которое у них «оставило странные ощущения». Несмотря на то, что с октября 2012 года - после смены режима Саакашвили и по сей день - российское руководство и СМИ, как правило, избегают критики в адрес новой грузинской власти, на этот раз тон МИДа впервые был не мягким (не путать с «мягкой силой»!) и даже отдавал неким цинизмом (текст явно был составлен Марией Захаровой в стиле её известного ответа Борису Джонсону). Политические руководители Грузии были, практически, названы то ли неадекватными идеалистами, то ли лживыми пропагандистами, которые львиную часть своего времени тратят на дезинформацию мирового сообщества, скрывая реальное положение дел. Иначе они не призывали бы Российскую Федерацию «выполнить взятые на себя и подписанные международные обязательства и вывести свои войска с территории Грузии», потому что Абхазия и ЮО – это, мол, давно не Грузия, а независимые государства, с которыми «начать взаимоуважительный диалог в Тбилиси пренебрегают». И со своей «некой «новой мирной инициативой»» тоже, мол, обращайтесь не к России, а к «Сухуму и Цхинвалу» в Женеве, потому что пути в Нью-Йорк, Брюссель и Страсбург абхазам и осетинам заказаны по вашей же милости!    

     Нет, обижаться на Москву за обвинения в пропаганде властям Грузии не с руки, учитывая свои собственные ежедневные заявления о «российской пропаганде» - «мягкой силе» в Грузии, а также непосредственное участие в создаваемых США и Великобританией структурах по противостоянию этому злу. На самом деле грузинское правительство не оторвано от реальности и не только «в свободное от пропагандистских упражнений время» великолепно осознаёт, что давлением на Россию со стороны ООН, ЕС, ОБСЕ или США вряд ли возможно заставить её отозвать признание Абхазии и Южной Осетии. Гораздо большего можно достичь с Россией «по-хорошему», ведь по просьбе президента Шеварднадзе президент Путин вернул беженцев в Гальский район, а по просьбе Католикос-Патриарха всея Грузии Илии Второго вернул Грузии Ахалгорский район, вновь отобранный из-за бахвальства Саакашвили! Москву, несомненно, возмущает и сам факт, что единоверная Грузия, с которой русских связывает многовековая история и у которой в России – самая большая диаспора, разговаривает с ней не напрямую, а через западных посредников с лице вышеперечисленных международных организаций.

     Возникает вопрос - если всё вышеперечисленное в Тбилиси так хорошо понимают, то какими мотивами руководствовался премьер-министр Грузии, произнося в ООН свою острую и, безусловно, заранее продуманную речь?

     Дело в том, что у выступления Бахтадзе была и сверхзадача, поэтому его слова с высокой трибуны предназначалось не столько Москве, Сухуми и Цхинвали, сколько Тбилиси и Вашингтону. Речь премьер-министра Грузии на 73-й сессии Генассамблеи ООН по замыслу должна была иметь эффект, аналогичный введению экономических санкции США против России. То есть, продемонстрировать, что правящая в Грузии партия «Грузинская мечта» и кандидат в президенты Саломе Зурабишвили, которую она поддерживает, не являются ставленниками Кремля - подобно тому, как президент США Дональд Трамп, объявив России беспрецедентную «холодную войну», развеял такие же подозрения в свой адрес.

     Своим выступлением грузинский премьер одновременно продемонстрировал поддержку антироссийским санкциям президента США «из-за оккупации Крыма», проведя параллель с «оккупацией Абхазии и Цхинвальского региона», заодно пожурив ООН и вышеперечисленные международные организации за пассивность и недостаточный вклад в общую безопасность, как это неоднократно делал сам Трамп.

     Кроме США, премьер Бахтадзе косвенно высказал поддержку НАТО – военному альянсу, который шаг за шагом осуществляет Доктрину черноморской региональной безопасности от России с активным участием стремящейся к членству Грузии. «Хочу сегодня выступить с новой инициативой и предложить вам провести «Тбилисский форум», главной целью которого будет, чтобы черноморский регион и Кавказ, которые сегодня являются ареалом противостояния и вызовов, превратились в пространство мира, сотрудничества и развития!», - заявил Бахтадзе. И после этого месседжа уже никто и не вспомнил, что соседи Грузии по двум, указанным грузинским премьером, регионам - Армения и Азербайджан по Южнокавказскому, Турция по Черноморскому – не считают Россию региональной угрозой, напротив – являются её стратегическими союзниками и партнёрами.

     Вот какова была реальная цель выступления Бахтадзе, его «план-минимум», который он, безусловно, выполнил, а вовсе не очередная резолюция ООН в поддержку территориальной целостности Грузии, которых со времён Шеварднадзе набралась тонна с лишним, но которые не сдвинули дело с мёртвой точки ни на миллиметр!

     И наконец – ещё одно обращение в выступлении Бахтадзе – к «абхазским и осетинским согражданам», которые грузин «согражданами», а тем более «братьями» не считают, скорее - исторически врагами (практически все выступление Бахтадзе было построено по принципу обращений - к Российской Федерации, к абхазским и осетинским «согражданам» и молодёжи, к ООН, ОБСЕ. ЕС, к мировому сообществу и людям доброй воли). «С этой трибуны я хочу обратиться к нашим абхазским и осетинским согражданам: каждый успех Грузии – это ваш успех! Нас связывает единое вековое историческое прошлое, которое мы должны взять за основу нашего будущего, что, я уверен, принесет нам мир и благополучие. У властей Грузии есть обязательство защищать и обеспечивать права всех граждан и мы его будем неукоснительно и целенаправленно выполнять!

Вы должны пользоваться всеми благами, которые создала Грузия - будь то права человека, образование, здравоохранение, безвизовый режим с Европой или другое. Хочу обратиться к молодежи: мы вместе, совместными усилиями должны достичь общего успеха. Мы представляем свое будущее только вместе с вами. Сегодня, в XXI веке, когда люди, нации, культуры стремятся к большей интеграции и развитию, всячески неприемлемо создание искусственных барьеров и протягивание колючих проволок», - заявил премьер-министр Грузии. Так почему же столь льготные предложения были восприняты в России с сарказмом, а в Абхазии и в Южной Осетии – с негодованием?!

     Вышеупомянутый комментарий МИД РФ это объясняет «пренебрежением Тбилиси» в отношении «исторического выбора» абхазов и осетин, к которому, кстати, их подтолкнули президенты Грузии - Шеварднадзе и Саакашвили. Менталитет абхазов и югоосетин, особенно старшего поколения, не приемлет «данайских даров» от не признающей их «независимость» Грузии. Поэтому они предпочитают, чтобы их права обеспечивала Россия, даже если это права заключённого, а не гражданина, гуляющего по Европе без виз. Новая программа «Шаг к лучшему будущему», выработанная грузинским правительством, выглядит в их глазах, как подкуп и вызывает недоверие. «Пусть сначала сами достигнут благосостояния, а уже потом завлекают нас своими благами! Грузия, перебивающаяся за счёт российских туристов и родственников в России, не обеспечит нас лучше России! - считают абхазские и осетинские «не сограждане», - и даже в этом случае нам с грузинами - не по пути, потому что они идут в НАТО! И с какого такого похмелья они вдруг озаботились о нас?! «В благодарность», что мы их выгнали отсюда, где они жили зажиточно, и обрекли на нищенское существование?!». В тоже время никто не упоминает тот факт, что осетинские и абхазские «не сограждане» уже давно пользуются высококлассным медицинским обслуживанием в клиниках Тбилиси и других городов Грузии. Большинстве из которых – частные, но несмотря на это, весь сервис медицинских услуг для абхазов – абсолютно бесплатный в любой их них, что невозможно для всех остальных граждан Грузии. Бог всем судья, но будет жаль, что когда изменятся подходы и реалии, абхазская и осетинская молодёжь, к которой недаром обратился Бахтадзе, вместо креатива, окажется зараженной застарелой ненавистью к грузинам. А время перемен наступит обязательно и оно – не за горами…

       Хочу с сожалением заметить, что программа для абхазов и осетин «Шаг к лучшему будущему» заменила требование возвращения грузинских беженцев в свои дома, о чём власть Грузии уже давно не упоминает. Не было об этом сказано ни слова и на этот раз с трибуны ООН. А ведь абхазов и осетин можно вернуть в Грузию только лишь возвращением грузинских беженцев в родные дома, на землю, которая хранит могилы их предков и которую они умеют возделывать! Только тогда Абхазия и Южная Осетия, естественно и без принуждения, вернутся в состав Грузии, иначе быть нам только «дружественными странами», да и то – не факт…

Главный редактор ГРУЗИНФОРМ

Арно Хидирбегишвили

2 октября 2018 года

Грузия, Тбилиси