Грузия, 8 октября, ГРУЗИНФОРМ. 4—5 октября состоялся официальный визит президента России Владимира Путина в Дели. По итогам проведенных им переговоров с премьер-министром Индии Нарендрой Моди было принято совместное заявление, а также подписан целый ряд документов, включая контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-400 «Триумф» за 5 млрд долл. Проанализировав содержание этого заявления, корреспондент Федерального агентства новостей отметил в нем все самое важное.
Прежде всего, Путин и Моди еще раз подтвердили статус двусторонних отношений России и Индии как особо привилегированного стратегического партнерства и подчеркнули важность сотрудничества двух евразийский держав для формирования более взаимосвязанного и при этом — многообразного, полицентричного мироустройства. Лидеры высоко оценили роль своих стран, которые вместе несут ответственность за поддержание глобального мира и стабильности на нашей планете.
Заявлено о полном совпадении позиций двух стран по проблемам Афганистана, Сирии, Ирана, а также регионов Тихого и Индийского океанов. Признана необходимость реформирования ООН — с тем, чтобы эта международная организация лучше отражала современный мировой порядок и была более эффективной в противодействии возникающим глобальным вызовам. Россия также подтвердила свою неизменную поддержку вхождению Индии в состав постоянных членов расширенного Совета Безопасности ООН. Взят курс на наращивание взаимодействия и координации усилий двух стран на многосторонних и региональных площадках. Кроме того, Индия выразила стремление к расширению сотрудничества с Евразийским экономическим союзом.
Главами государств был отмечен рост взаимного товарооборота в текущем году на 20%, то есть почти до 11 млрд долл. Путиным и Моди поставлена цель достичь к 2025 году уровня 30 млрд долларов, что почти в три раза выше текущего показателя. Приоритетными направлениями экономического сотрудничества двух стран названы космос, логистика в виде железных дорог и трубопроводов, военно-техническая сфера, региональные «точки роста», включая российский Дальний Восток. И, конечно, энергетика — нефтяная, газовая и ядерная.
Кстати, Индия — единственная страна мира, которая продолжает развивать, наряду с «урановой», и «ториевую» атомную энергетику. Дели на собственной технологической базе строит два тяжеловодных реактора на АЭС «Какрапар» и два — на АЭС «Равабхата», мощностью 700 МВт каждый.
Наконец, Путин и Мори утвердили программу создания международно-правовых инструментов в сфере регулирования информационно-коммуникативных технологий. Интересно, что в текст совместного заявления вошел пункт об организации перевозок индийских грузов в Россию через территорию Ирана. Мало того, что Индия не имеет общей границы с Ираном, а следовательно, этот проект неизбежно пересекает южную ветку китайской «Зоны нового Шелкового Пути», идущую через Пакистан, и «накладывается» на нее. Такое решение потребует еще и активного железнодорожного строительства через Азербайджан — скорее всего, на основе российских стандартов… Кроме того, в преамбуле совместного заявления был специально отмечен Договор о мире, дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Индией от 9 августа 1971 года — как прочный фундамент российско-индийского сотрудничества.
Все это, и многое другое, указывает на то, что Индия и Россия сегодня действительно нуждаются друг в друге, а делить между собой им нечего. Поэтому рассчитывать на сколько-нибудь масштабную и серьезную конфронтацию между Дели и Москвой не имеет смысла.
Но это вовсе не означает, что отношения двух держав носят абсолютно идиллический и беспроблемный характер. Это далеко не так, и на общем позитивном фоне путинского визита можно отметить несколько «неровных» мест. В частности, это касается того, что, несмотря на согласованный и подписанный сторонами текст совместного заявления, индийский премьер, говоря о форматах взаимодействия Дели с Москвой, не упомянул такую важнейшую и глобальную организацию, как БРИКС. Он заявил «лишь» о готовности сотрудничать в рамках региональных площадок, например ШОС, и в многосторонних организациях, таких как АСЕАН и «Большая двадцатка».
Вряд ли это был случайный «пропуск». Тем более что Путин сразу же специально уточнил: Россия и Индия придерживаются сходных или близких позиций по ключевым мировым вопросам, поэтому принято решение нарастить кооперацию действий на многосторонних площадках, включая ООН, БРИКС, ШОС и «Группу двадцати». Подобное скрытое разногласие могло появиться, прежде всего, потому, что Индия рассматривает БРИКС в основном как «китайский» проект и не хотела бы делать его главной «точкой опоры» для развития отношений с другими странами, включая Россию.
Кроме того, за пятимиллиардным контрактом по С-400 не должен забываться отказ официального Дели от закупок лицензионных российских истребителей. Индия отвергла их в пользу французских «Рафалей», подписав по ним контракт на сумму 3,6 млрд долл., который в самой Индии многие рассматривают как «коррупционный». Не стоит упускать из виду и стремление индийской стороны выйти из соглашения о совместной с Россией разработке истребителя пятого поколения, поскольку Дели якобы располагает всем необходимым для самостоятельного решения этой задачи.
Разумеется, все это — не более чем небольшие пятна прошлого на восходящем солнце российско-индийских отношений. Но обеим сторонам следует приложить немало усилий и пойти на определенные взаимные уступки, чтобы эти пятна не могли разрастись во что-то более серьезное.