Общество
Мария Захарова: На границах с Абхазией и Южной Осетией граждан Грузии не похищают, а лишь задерживают, штрафуют и освобождают.

 Грузия, 22 октября, ГРУЗИНФОРМ. Так официальный представитель МИД России Мария Захарова ответила на вопрос журналиста грузинской телекомпании Imedi в ходе видеомоста в Мультимедийном пресс-центр Sputnik Грузия.

"Как представляется, в данном случае существует определенная подмена понятий на тему "похищения людей". Для начала напомню хорошо известные факты: преступная авантюра правительства М.Саакашвили в августе 2008 года привела к тому, что в регионе появились новые государственные границы. Очевидно, правовой статус линии между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией стороны трактуют неодинаково. Но местному населению важно, чтобы эта линия, как бы она ни называлась, была видимой на местности", - сказала Захарова.

После признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии, в августе 2008 года, Тбилиси разорвал дипотношения с Россией и придал этим регионам статус оккупированных территорий. Россия категорически против использования такой терминологии в отношении Абхазии и Южной Осетии, настаивая на том, что руководители этих территорий приняли окончательное решение, а Россия их поддержала.

"Люди, оказавшиеся по разные стороны государственной границы, ни в чем не виноваты и вправе требовать, чтобы новые условия жизнедеятельности были понятными и предсказуемыми. Ведь жизнь продолжается: местные жители, как и раньше, занимаются земледелием, пасут скот, общаются с родственниками. И периодически, чаще непреднамеренно, по незнанию, пересекают линии новых государственных границ. В результате их задерживают, накладывают соответствующие административные штрафы и отпускают. В Тбилиси же, вопреки всякой логике, происходящее называют «похищениями»", - отметила Захарова.

При этом она привела статистические данные. За 9 месяцев этого года общее число задержанных на абхазском и югоосетинском участках "границы" составило 336 человек, в том числе 160 - в Абхазии и 176 - в Южной Осетии.

Последний подобный случай произошел 29 сентября - де-факто власти Южной Осетии задержали 37-летнюю жительницу села Хурвалети (регион Шида Картли) Майю Отинашвили. Местный суд 9 октября признал Отинашвили виновной в "незаконном пересечении границы" и приговорил к 1 году условно с испытательным сроком на 6 месяцев, после чего она покинула тюрьму и вернулась домой.

Задержание и 11-дневный арест Отинашвили вызвал большой ажиотаж в грузинском обществе. К ее освобождению был подключен в том числе международный Красный крест.

По словам Захаровой, для того чтобы это не происходило, людей просто надо максимально подробно информировать "о линии прохождения новой границы" и о согласованных с представителями Абхазии и Южной Осетии правилах пересечения.

"Практика работы грузино-абхазского и грузино-югоосетинского механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) показывает: там, где установлены заграждения и информационные стенды, сокращается число непреднамеренных нарушений, а значит и задержаний. К сожалению, грузинские партнеры по-прежнему не готовы участвовать в этой совместной работе, реально снижающей напряженность в приграничье", - подчеркнула Захарова.

Она отметила, что усилий абхазской и югоосетинской сторон, в одностороннем порядке устанавливающих предупредительные знаки и ограждения, разумеется, не достаточно для того, чтобы эффективно предотвращать все подобные инциденты.

Грузинская сторона, в свою очередь, не раз заявляла о недопустимости протягивания колючих проволок и проведения других искусственных барьеров, что препятствует передвижению на территории жителей так называемых приграничных сел. После протягивания проволок многие остались без своих сельскохозяйственных участков и пастбищ.

Что касается инцидентов на "границах", одной из самых трагичных оказалось судьба гражданина Грузии Арчила Татунашвили.

Инцидент произошел с Татунашвили, когда он отправился навестить бабушку в неподконтрольный властям Грузии Цхинвальский регион. Его задержали де-факто власти региона в Ахалгорском районе по подозрению в разведывательно-диверсионной деятельности и причастии к убийству мирных жителей в период войны августа 2008 года.

В тот же день, 22 февраля, он попал в цхинвальскую больницу, где и скончался. Этому предшествовал инцидент с силовиками. Де-факто власти пояснили, что сотрудники органов правопорядка применили силу, когда Татунашвили попытался сбежать. Задержанный упал и скатился по лестнице, после чего ему стало плохо.

Причиной смерти Татунашвили изначально назвали сердечную недостаточность, что спустя месяц подтвердил российский судмедэксперт. Только после этого тело покойного, но без органов, передали властям Грузии.

Проведенная в Грузии экспертиза показала, что он погиб насильственной смертью.