ПУБЛИКАЦИИ
Эхо Кавказа: «В Южной Осетии ответили на заявления генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга»

 Грузия, 10 декабря, ГРУЗИНФОРМ. В Южной Осетии ответили на заявления генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о том, что России следует отозвать признание Абхазии и Южной Осетии, а также вывести военные базы «из этих регионов Грузии». В МИДе подчеркивают, что политик не в первый раз делает подобные заявления и они «уже давно приобрели характер необходимого ритуала». Югоосетинские эксперты между тем говорят о том, что эта риторика мало что меняет.

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев считает, что недавнее заявление генсека НАТО направлено против мира и стабильности в Закавказье, которые установились благодаря вмешательству России в августе 2008 года:

«Эта политика НАТО, тем более консолидированная политика НАТО, направлена в первую очередь на выдавливание России из региона. И фактически это попытка помочь Грузии в ее имперских амбициях вернуть свои земли. Вместо того, чтобы каждый раз выступать с обвинениями в адрес России, господину Столтенбергу стоило бы призвать Грузию к началу мирного диалога с Южной Осетией и Абхазией на основании международного права и подписания договора о неприменении силы, то есть начать вот с этого».

Заявления генсека НАТО Йенса Столтенберга Келехсаев связывает с желанием расширить границы влияния альянса:

«Сегодня мы видим, что стремление Грузии вступить в НАТО и приблизить границы НАТО к границам России – для этого западные политики делают все возможное. Я считаю, что связано это со страхом Запада укрепления позиций России на международной арене. Поэтому и идет такое жесткое давление на Россию и ее союзников».

Политолог Дина Алборова рассматривает призывы Столтенберга на фоне того, что произошло в Керченском проливе, событий на Украине и в Крыму. Это то, говорит она, что раздражает Запад, впрочем, как и отдельное существование Абхазии и Южной Осетии:

«Но именно сейчас, когда идет новая фаза обострения отношений с Россией, снова всплывает эта тема. Но мне хотелось выделить главным другое: мы все прекрасно понимаем, что происходят глобальные изменения. И они касаются и изменений всей системы международных отношений. Вот эти все понятия территориальной целостности уже устарели. Это не работает. И конец XX века, и XXI век демонстрируют это. А та международная практика и международное право, которые сами же себе и противоречат, они где-то уже отстали от реальности. Поэтому необходимы изменения, и этого не надо бояться: это факт, свершившийся факт. Люди сделали свой выбор, это волеизъявление народа – то, что произошло в Южной Осетии и Абхазии. И никакие силовые методы, как и мягкие силы, здесь не играют решающей роли».

Дина Алборова еще раз повторила, что все это «игры, у которых одна конкретная цель – ужесточение отношений с Россией, и они нас мало касаются»:

 

«Но дело в том, что Россия признала Республику Южная Осетия, это первое. И у Южной Осетии с Российской Федерацией есть свои взаимоотношения. И на основе договоров, которые заключили две признающие друг друга страны, происходят определенные вещи, в том числе, создание и присутствие российских военных баз на территории Южной Осетии. Это сугубо наши с Россией дела, больше это никого не касается. А там – признает, не видит нас в упор или что там происходит еще – это не наши проблемы, это их проблемы».

Больше 20 лет Южная Осетия живет самостоятельно, продолжила политолог, это в 2008 году Россия признала республику, но все это время «мы не сдавали своих позиций». Этого не произойдет, даже если (что сложно) представить, что Россия выведет свои базы или отзовет независимость, как было предложено Столтенбергом:

«Если даже здесь не будет российских баз и Россия выведет своих военных, это не означает, что Южная Осетия быстренько войдет в состав Грузии. Это означает, что начнется новый виток конфликта с Грузией, если Грузия попытается опять что-то тут решать, а она это будет, видимо, пытаться сделать. Поэтому российские базы для нас – это вопрос нашей безопасности, и поэтому мы этого тоже хотим».

Югоосетинский МИД в распространенном накануне комментарии подчеркивает, что республика оставляет за собой право на обеспечение своей безопасности и укрепление единого с Российской Федерацией оборонного пространства.