Грузия – Россия, Грузия – НАТО и ЕС, Тбилиси – Сухуми и Цхинвали: чего ожидать на этих направлениях во время нового президента Грузии Саломе Зурабишвили? (из интервью Главного редактора ГРУЗИНФОРМ радио SPUTNIK и агентству NEWS FRONT).
ГРУЗИЯ - РОССИЯ
Улучшений здесь ожидать не приходится, учитывая интервью Зурабишвили ведущим западным СМИ и её инаугурационною речь с «дежурным пакетом» антироссийских месседжей: «Россия – оккупант, причём - исторически, с которым восстанавливать отношения сейчас не время, пока она не исправит своё поведение и не отзовёт признание Абхазии и ЮО вместе со своими военными базами».
Дело в том, что Зурабишвили на все 6 лет президентства вперёд помогли крепко усвоить урок - когда она едва не проиграла президентскую кампанию до её начала, обмолвившись, что войну в августе 2008 года начал Саакашвили, то бишь – Грузия. И хотя это – общеизвестный факт, больше свободных «импровизаций» «грузинская Жанна Д’Арк» вряд ли допустит, «красную линию» не пересечёт.
Впрочем, в российско-грузинских отношениях не стоит ожидать и ухудшений по вине Зурабишвили, которая не будет брызгать слюной и биться в конвульсиях в антироссийской истерике, как Саакашвили. Антироссийская риторика, конечно, останется, как часть нынешнего грузинского политического «этикета», но не будем забывать, что во время предвыборной кампании Зурабишвили имела смелость заявить, что лучшим профессионалом, с которым ей приходилось встречаться в бытность министром иностранных дел Грузии, был Лавров!
Учитывая интервью Лаврова «КП» от 17 декабря с.г., в котором он исключил любые санкции против Грузии несмотря на её евроатлантические устремления и лабораторию Лугара, между Грузией и Россией наступит период относительной стабильности – «не друзья и не враги». Точка! «Прыгать выше крыши» новой президентской резиденции (бывш. Посольства США в Грузии) Зурабишвили не собирается, являясь по своему складу «рамочным», а не публичным деятелем, дипломатом, привыкшим решать дела тет-а-тет за закрытыми дверьми и в кулуарах. Да и по реформированной Конституции нынешний президент Грузии – это больше супер-министр иностранных дел, проводящий внешнюю политику, выработанную правительством и парламентом. Учитывая, что в Конституции с недавних пор внешняя политика Грузии прописана досконально как безальтернативное устремление в НАТО и ЕС, «дар импровизации» Зурабишвили и не пригодится.
ТБИЛИСИ – СУХУМИ – ЦХИНВАЛИ
Исходя из вышесказанного, подвижек не приходится ожидать и на этом направлении, по крайней мере – в ближайшее время. Главное, чтобы президент Зурабишвили через 6 лет не ушла также, как ушёл президент Маргвелашвили – ни разу не позвонив в Сухуми, Цхинвали и в Москву! Жаль, если от новоизбранного президента ускользнул месседж, прозвучавший в вышеупомянутом интервью её бывшего коллеги: «Признать Донецкую и Луганскую области, но потерять всю Украину?! Я против!» - ответил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров «горячей» журналистке «Комсомольской правды» Дарье Асламовой, разъяснив разницу между Украиной и пришедшем к власти режимом Порошенко. «Признать Абхазию и Южную Осетию, но потерять всю Грузию из-за временно пришедшего к власти режима Саакашвили?!» - наверное, так бы сказал Лавров в ретроспективе, если 10 лет назад у России был опыт и алгоритм поведения в подобных ситуациях. Но раз этот однозначно дружественный подход существует сегодня, когда Россия категорически отказывает от экономических и, тем более, военных рычагов давления на Грузию, официальному Тбилиси непростительно не использовать момент...
ГРУЗИЯ – ЕС и НАТО
Тут дитё именитых представителей грузинской эмиграции, французский дипломат грузинского происхождения и бывшая сотрудница МИД Франции, в том числе – 1-ый секретарь постоянной миссии Франции в НАТО, как рыба в воде! Членом Евросоюза и НАТО в период президентства Зурабишвили Грузия станет навряд ли, но «больше Грузии в ЕС» и «больше НАТО в Грузии» будет несомненно. К примеру, ускорится уже начатый процесс официального трудоустройства граждан Грузии в странах Шенгена, а в Грузии продолжатся учения НАТО и боевая подготовка военнослужащих в совместных с НАТО и США учебных центрах. Однако, как справедливо отметил Лавров в интервью «КП», это вряд ли чревато военным конфликтом с российскими вооружёнными силами в Абхазии и ЮО. Учитывая опять-таки слова Лаврова, отметившего в вышеупомянутом интервью «утилитарность мышления» нынешней вашингтонской администрации, их «бизнес-менталитет», который «обнаженно проявляется в американской внешней политике», это объясняется, скорее, желанием побыстрее сорвать политические дивиденды перед приближающимися выборами («недальновидный подход, подрывающий долгосрочные интересы» – Лавров).
Однако НАТО в Грузии – это не только бизнес в политическом и, если хотите, в классическом понимании этого слова. Есть и другая причина, о которой сообщил РИА Новости статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин по итогам очередного раунда женевских дискуссий по безопасности и стабильности в Закавказье. «Грузия превратилась в звено опасной стратегической дуги военного транзита через Каспий и Центральную Азию - в Афганистан», - заявил Карасин 12 декабря с.г.
Главный редактор ГРУЗИНФОРМ
Арно Хидирбегишвили
23 декабря 2018 года
Грузия, Тбилиси
P.S. Два месяца назад, 23 октября 2018 года, когда Саломе Зурабишвили ещё не была президентом, автор публикации «ДЕФРАГМЕНТАЦИЯ КАК МЕТОД ПЕРЕЗАГРУЗКИ ЗАВИСШИХ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ» уже обращал внимание властей Грузии на появление новых возможностей по всему спектру внешнеполитических отношений и предлагал будущему президенту реальный подход к решению существующих проблем.