Грузия, 28 января, ГРУЗИНФОРМ.
Обращение схиархимандрита Иова (Грищенко), насельника Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря г.Киева, от имени верных чад Украинской Православной Церкви к братской Грузинской Православной Церкви
Возлюбленные во Христе отцы и братья Грузинской Православной Церкви!
Пишем вам мы – православные украинцы, монахи, клирики и прихожане Украинской Православной Церкви, ваши единоверцы и братья во Христе!
Многие из нас часто бывают в Грузии, некоторые в силу разных причин даже живут в ней, причащаясь и исповедуясь в храмах нашей сестринской Церкви. Мы посещаем святые места Грузии, молимся вместе с вами, восхищаемся вашим гостеприимством, культурой, красотой страны и добродушием ее народа!
Украину и Грузию многое связывает – вера, история, родственные и культурные связи, взаимное уважение и любовь двух народов.
Сегодня Украина переживает не простые времена. Об этом знают в Грузии и переживают об Украине, всячески поддерживают нас и мы чувствуем эту поддержку и благодарим за нее.
Но сейчас мы просим вас как братьев наших во Христе, подходящих с нами к одной Чаше – не оставляйте нас.
Скоро Грузинская Православная Церковь будет принимать решение о признании или не признании того томоса, который Константинопольский Патриарх Варфоломей выдал «митрополиту Епифанию» и властям Украины 6 января этого года. Священный Синод Грузинской Православной Церкви обещался принять свое решение после выдачи томоса и огласить его.
Многие в Грузии любят Украину и ее Церковь и считают, что она достойна автокефалии. Поэтому мы точно знаем, что многие из вас настроены поддержать украинскую автокефалию. Но послушайте нас – своих православных братьев: вас обманывают. Нам пытаются насильно навязать то, чего мы не просили – троянского коня раскола и рабства, лживо названного автокефалией.
В Украинской Православной Церкви более 12 000 священников и 97 епископов. И в ней есть разные мнения в отношении автокефалии:
Одни из нас желают получить ее, но не хотят чтобы это был политический проект, организованный с целью продвижения чьей-то предвыборной компании. Политики приходят и уходят – а Церковь остается в веках.
Другие из нас почитают таких авторитетов украинского православия, как святой Лаврентий Черниговский, старец Зосима (Сокур) и других, которые призывали православных Украины не идти в автокефалию будь она «законной или не законной».
Но даже те из нас, кто хочет автокефалии и независимой Церкви не хочет, что бы наша Церковь была отдана в подчинение Константинополю, чтобы Константинополь забирал храмы и монастыри на нашей украинской земле. Именно поэтому и одни и другие едины в одном: сегодняшний статус каноничной Украинской Православной Церкви дает нам всем полные права и свободы. Вместо же этого, нашу Церковь пытаются якобы облагодетельствовать «автокефалией» о которой мы не просили и подчинить Стамбулу и раскольникам.
Мы все хотим уврачевания раскола среди украинских православных, но не пониманием, как он может быть возможен без покаяния раскольников? Как возможно, чтобы самочинное сборище и запрещенные в служении бывшие священники и епископы, примкнувшие к нему, были не только без покаяния приняты в Церковь, но и возглавили ее, подавляя тех, кто был верен своей епископской и священнической присяге и соблюдал святые каноны. А именно это и происходит сейчас, в прямое нарушение апостольских правил и канонов Вселенских Соборов, гласящих «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам» (11-е Апостольское Правило, а также Ап. 10, 12, 28, 32, 45, 46, 48, 65, 65; I Всел. 5; III Всел. 2, 4; Антиох. 2, 4; Карф. 9, 10, Лаод. 6,9,32, 33, 34, 37).
Прочитайте внимательно томос, выданный турецкими греками – в нем новая церковь названа автокефальной, но на самом деле подчинена Фанару, лишена многих прав и свобод, которыми ныне пользуется Украинская Православная Церковь. Украинская Православная Церковь хоть и имеет права автономии в составе Русской Православной Церкви, но абсолютна независима в своих действиях, в самоуправлении, в вопросах имущества и финансов, имеет свой суд и не подвластна ни в чем Патриарху Московскому, кроме духовной связи и литургических молитв. Что же нам предлагают взамен? Закамуфлированное подчинение Константинополю, потерю нашей независимости.
Более того, подобно порабощенной стране, которая платит дань завоевателю, наша Церковь должна отдать более тридцати своих самых значимых святынь – храмов и монастырей в подчинению экзарху Варфоломея под его ставропигию. Эти храмы будут отобраны у украинских православных и отданы в иностранное подчинение. Видано ли подобное? Сегодня в Украине только один-единственный монастырь, который подчинен Московскому Патриарху.
В так называемом «Объединительном соборе» 15 декабря приняло участие лишь двое епископов нашей Церкви. Это менее 3% нашего епископата. За все время после 15 декабря в новую так называемую церковь перешли пара десятков священников, что составляет 0,2% от общего числа нашего духовенства. Никакого объединения церквей на «объединительном соборе» не произошло. Объединились две раскольничьи организации. Произошло не объединение, а по сути лишь переименование не каноничного Киевского Патриархата, признанного ранее раскольниками всеми Поместными Церквями мира, включая Грузинскую Церковь и Церковь Константинопольскую.
Константинополь провозгласил свое главенство, право свой верховной власти над поместными Церквями, выдал томос схизматикам, который мы не можем признать, помня слова апостола Павла «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовестовать вам не то, что мы благовестовали вам, да будет анафема» (Галатам 1:8).
Сейчас представители т.н. «Киевского Патриархата» и «УАПЦ» рассказывают в Грузии о том, что якобы имеют рукоположение от настоящих иерархов различных церквей. Но мы помним о том, что свою историю эти организации ведут с того времени, когда 1921 году в Киеве группа прихожан и священников «рукоположила» в епископы бывшего священника Липковского, возложив на него вместо епископской руки святые мощи, поправ тем самым сам православный догмат учения о Церкви и апостольской преемственности, что многие сочли ересью…
С момента этого «ритуала» к этому сборищу иногда примыкали рукоположенные священники и даже епископы, как в 1992 году это сделал бывший киевский митрополит Филарет (Денисенко), который ранее, до ухода в раскол сам говорил об автокефалии следующее:
«Грехи там, у автокефалистов, отпускаться не могут, потому что мирянин сделать не может этого сделать, но только священник или епископ. Таинство Причащения тоже не действительно, это не Тело и Кровь Спасителя, а простые хлеб и вино. Поэтому никто не должен соблазнятся этой автокефалией, и вообще эта церковь создана не для спасения человеческих душ, а для того, что бы бороться, быть политическим инструментом…» (Митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко). Из проповеди во Флоровском монастыре (г.Киев) 4 ноября 1990 года).
Мы помним первое правило св. Василия Великого, определяющие «…аще кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив кафолическую церковь: сие есть самочинное сборище. О покаянии мыслить иначе, чем как пребывающие в церкви, есть раскол…. Почему, от начала бывшим отцам, угодно было… находящихся в самочинных сборищах исправлять приличным покаянием и обращением, и после присоединять к церкви. Таким образом даже находящиеся в церковных степенях, отступив вместе с непокорными, когда покаются, нередко принимаются паки в тот же чин. Ибо, хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святого Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, сделались мирянами, не имели власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святого Духа, от которой сами отпали…. Всемерно же да будет установлено, чтобы, после их крещения, приходящие к церкви, были помазываемы от верных, и так приступали к таинствам». Как и гласящие о том же правила I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; Лаод. 7,8; Карф. 6, 57, 126;
Перечислять нарушенные автокефалистами правила святых апостолов и священные каноны, которыми пренебрегли не только отпавшие от Церкви, но и принявший их назад в церковное общение без всякого покаяния Патриарх Варфоломей можно очень долго. Здесь и священные установления границ Церкви, и запрет снимать анафему наложенную другими епископами, и многое-многое другое.
Но церковная ситуация в Украине ставит сегодня актуальные вопросы и перед Грузинской Православной Церковью. Например:
1) В начале сентября на Синаксисе архиереев Константинопольского патриархата патриарх Варфоломей заявил, что «для Православия Вселенский Патриархат служит закваской, которая “заквашивает все тесто” Церкви и истории… Начало Православной Церкви – Вселенский Патриархат, “в нем жизнь, и эта жизнь есть свет Церквей”… Православие не может существовать без Вселенского Патриархата… Вселенский патриарх как глава Православного Тела… Если Вселенский Патриархат… покинет межправославную сцену, Поместные Церкви станут “как овцы, не имеющие пастыря” (Мф. 9: 36)». Для нас, православной Главой Церкви, Закваской, без Которой Церковь немыслима является Иисус Христос, а вовсе не Константинопольский Патриархат, сам получивший автокефалию в свое время от Антиохийской Церкви. Готовы ли вы, возлюбленные о Христе наши братья-грузины, признать свою Церковь подчинённой Константинополю? Если нет, то желаете ли этого нам? Ведь в тексте константинопольского томоса прямо сказано: «Автокефальная Церковь Украины признает головой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели…». Разве Грузинский Патриарх когда-либо признавал своим главой Патриарха Константинопольского?
2) В том же томосе сказано: «сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей». Готова ли Грузинская Церковь признать это право за Константинополем, дав ему тем самым право вмешиваться во внутренние дела в том числе Грузинской Церкви, вершить свой суд, восстанавливать в сане изверженных и извергать из сана епископов? Не этого ли добиваются абхазские раскольники, апеллирующие именно к Константинополю?
3) Этот томос, как и инициативы Патриарха Варфоломея продвигаемые на Критском соборе, от участия в котором в 2016 году отказалась Грузинская Церковь, утверждает монопольное право Константинопольского Патриархата на окормление приходов Поместных Церквей в диаспоре. Согласно томосу, новосозданная «Православная Церковь Украины» не имеет права на свои приходы в диаспоре и должна передать их Константинополю. Такие же претензии с разной степень успеха Константинополь ранее выдвигал Элладской, Сербской, Иерусалимской, Александрийской Церквям. Готова ли Грузинская Церковь признать эти претензии Константинополю, дав ему возможность впоследствии претендовать на грузинские приходы за рубежом?
4) Томос не позволяет Церкви Украины варить священное миро и отдает это право исключительно Константинополю. Готова ли Грузинская Церковь признать эту монополию Константинополя и отказаться от собственного права на варение священного мира, чтобы покупать его у Константинополя?
5) Патриарх Варфоломей заявил: «наши братья славяне не могут терпеть первенство Вселенского патриархата и нашей нации в Православии». Как совместим этот этнофилизм со словами Апостола Павла «Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11)? И готовы ли православные Грузии признать превосходство греческой нации в Церкви?
За свое историю Константинопольский Патриархат многократно впадал в ереси, осужденные другими Поместными Церквями, и, похоже, рискует повторить этот печальный опыт, вслед за Римским епископом, претендуя на главенство в Церкви…
Те, кто призывают Грузинскую Церковь признать «томос об автокефалии ПЦУ» апеллируют к истории ГПЦ, вспоминая о том, что некогда Русская Церковь не признавала и восстановление автокефалии Грузинской Церкви. И на этом якобы сходстве попытаются ввести в заблуждение… Однако, Грузинская Церковь имела свою автокефалию еще с 11-го века и лишь временно утратила ее. Провозглашение ее восстановления было совершенно соборным решением епископов Грузинской Церкви, имеющих всю полноту апостольской преемственности, а не самочинным сборищем. Русская Церковь признала это восстановление в 1943 году, спустя 26 лет, но не подвергала сомнению апостольскую преемственность грузинского епископата.
Константинополь же признал восстановление автокефалии Грузинской Церкви лишь в 1990 году. И как показывает попытка Фанара отменить свой томос от 1686 года о передаче Киевской Митрополии Москве – в любой момент это признание может быть отменено.
Сейчас Фанар претендует на 38 храмов и монастырей в Украине назвав это ставропигией. В 2003-2004 году Фанар добился от Элладской Церкви передачи ему новогреческих епархий, вопреки позиции самой Элладской Церкви вплоть до прекращения с ней евхаристического общения… Кто может поручится, что почти не имеющий приходов в собственно Турции Константинопольский Патриарх не обратит завтра свой взгляд на приходы других Поместных Церквей?
Духовенство и миряне Украинской Православной Церкви уже несколько лет подвергаются клевете и давлению со стороны властей и радикалов – «украинских мхедриони». Наши храмы захватывают, поджигают, оскверняют. Наша Церковь, ее миряне и духовенство, клеветнически обвиняют в «работе на врагов» также как это делали большевики во время своих гонений. Последние же годы эти потоки лжи неимоверно усилились. Масс-медиа распространяют фейки и клевету, не имеющие под собой никакой почвы. Священников вызывают в СБУ на допросы. Также, как ранее действовал НКВД-КГБ, нынче проводят обыски у епископов, избивают наших прихожан, включая стариков и женщин. Сейчас у нас грозятся отобрать святые Лавры – Почаевскую и Киево-Печерскую и другие святыни. У нас отбирают храмы, которые были построены или восстановлены после коммунистических гонений за деньги наших прихожан. Теперь власти вместе с националистами привозят автобусами посторонних людей, чуждых нашей Церкви, и те, выдавая себя за прихожан храмов, захватывают храмы и голосуют за их переход к раскольникам. Священников, прослуживших в храмах порой десятилетиями, вместе с их прихожанами выбрасывают на улицу и лживо называют это «переходом общины в новую церковь»
Принцип Конституции Украины невмешательства государства в дела Церкви грубо попран. И не смотря на такое давление и угрозы, от Украинской Православной Церкви перешли в «Православную Церковь Украины» только двое епископов и несколько десятков священников.
Дорогие отцы и братья, мы просим ваших молитв. У нас, в любимой Украине, как и сто лет назад, снова пришло время воплощения слов нашего Спасителя Господа Иисуса Христа «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5: 11–12). Мы уповаем на Божье обетование «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Мы просим вас поддержать своих единоверных братьев во время гонений и вместе с нами свидетельствовать миру, что Христос среди нас! Есть и будет!»