-Скажите, господин генерал, что наиболее значимого удалось подсмотреть из вашего нынешнего далёка?
- Откровенно говоря, все главные свои впечатления мог бы уложить в одну емкую фразу: к сожалению, наша нынешняя власть повторила в 1992-93гг. и в августе 2008-го ровно те же ошибки, что и меньшевики в 1918-21 годах. А для того, чтобы читателю было ясно, о каких ошибках далекой уже эпохи идет речь, я подготовил подборку высказываний на эту тему выдающегося грузинского военачальника начала XX века генерала Георгия Квинитадзе. Думаю, что не только читателю, а и всей общественности будет интересно познакомиться с этими записями. Убеждён, что они могли бы дать направление и нашей дальнейшей беседе.
Что ж, доводы собеседника оказались весьма убедительны. Итак, 9 причин военного поражения, на которые обращает внимание генерал Георгий Квинитадзе:
1. Главная причина – нынешняя власть, абсолютно отрешившись от общества, перестала быть представительным органом, слугой народа, став маленькой непонятной группой, не осознающей существующей реальности. К сожалению, у нее не оказалось ни четко сформированной цели, ни геополитической стратегии и мышления, а также осмысленной взаимосвязанной, но в то же время размежеванной друг от друга внутренней и внешней политики.
Она, как носительница нулевого интеллектуального ресурса по сей день так и не постигла сути проблем, вытекающих из географических реалий, той жестокой, но объективной реальности, что миром правит единственный фактор – интерес.
2.Власть не сумела реально и трезво оценить процессы, происходящие как в мире, так и в Грузии, не сумев уйти от иллюзий. Напротив, признав главной задачей создание таких систем и военных структур, которые беспрекословно защищали бы их партийные или личные интересы, сформировав «национальную гвардию» с предоставлением ей особого статуса и привилегий. При этом грузинская военная интеллигенция, прекрасно образованная и с боевым опытом за плечами (генералы, старшие и младшие офицеры), лица, отслужившие в т.н. имперской армии, разумеется, не согласились бы на роль защитников партийных или личных интересов. Поэтому и были признаны выразителями «пророссийских» интересов, а таких оказалось несколько тысяч, - были уволены из войск. И этим здорово ослабили обороноспособность страны, фактически уничтожив командирский корпус. Более того, втянулись во все внешние или внутренние войны, потеряв при этом из-за своего невежества территории страны.
3.Но даже тогда, когда страна испытывала тяжкие времена, всегда находились генералы и офицеры, кого можно было бы почитать «золотым фондом» нации, ее стержнем и гордостью. Они самоотверженно боролись за единство Грузии, воссоединение ее территорий. И вот таких почему-то увольняли. И это в то время, когда в соседних странах (Армении, Азербайджане) они и сегодня - во главе строительства и формирования армии. Итоги этого соответственны. Численность их войск в три раза выше нашей с бюджетом в три раза меньшим. Виновно в этом наше правительство, которое следует предать суду.
4.Выученные в русской армии и прошедшие в ней же военные ступени грузинские офицеры там, в той армии, достойно себя проявили и пользовались огромным уважением. Они всегда отличались наилучшими качествами. Да, были офицерами той армии, но оставались грузинами и в их груди бились грузинские сердца. Они были сынами Грузии и в боях гибли во имя Грузии. Они и сегодня остались сыновьями Грузии. Вот этих грузинских молодцов предали те, кто лишил их своего дела. В результате получили проигранные войны, погибшую молодежь, потерянные территории, международный позор, униженное поколение.
5. Ни одна из сформированных правительством систем, править которыми назначались люди, отличавшиеся полным дилетантизмом и невежеством, не выполнила своей функции. Всем и всеми, как известно, правит закон. Для наших же «вождей» закон это они сами. А войско, созданное в соответствии с их умом и сознанием незаконно. Следовательно, и действия такого войска будут незаконны. А это может принести стране только беду. Созданное вождем такое войско предназначено для того, чтобы защищать его, а не для службы на благо народа и отечества.
6. Законы, в том числе законы военные, созданы законодательным органом лишь для укрепления позиций правящей партии или вождя, а не обеспечения обороноспособности страны. Всего для войска необходимы до 300 законов и подзаконных актов, а приняты лишь 23 закона и несколько десятков подзаконных актов.
В стране нет закона о военном образовании. В противном случае не сумели бы назначить без наличия соответствующего образования начальника генерального штаба, его заместителей, командиров и других должностных лиц. В случае же, когда на должности будут назначаться профессионалы, они не позволят Верховному Главнокомандующему принимать бездарное единоличное решение о начале боевых действий или их прекращении.
7.Сколько ни поменялось министров обороны, столько же было проведено военных реформ, а каждый из министров с завидным постоянством начинал реформу с увольнения из армии офицеров, прослуживших в «имперской армии». После этого все, что зовется бездарью, повторялось сызнова.
8.Наше правительство - единственное среди соседних государств, кто является адептом военного искусства. Иной раз они принимают такие военные решения, что вызывает у противника глубокую растерянность своим неординарным «стратегическим талантом». В результате – несчастье страны, бесмысленно погибшие сограждане, деморализованное войско, оставленное врагу оружие и материально-технические средства, невиданный ущерб, и это все за счет народа.
9. Необходимо, чтобы утерянные территории, оружие, потери среди гражданского населения и солдат стали предметом расследования и судебных вердиктов. Безответственность и игнорирование законов рождают сомнения и страх, что ошибки возможно повторятся и в будущем. Если не сказать правды, не признавать ошибок, то они повторятся снова. Повернувшись спиной к прошлому, увидишь впереди могилу.
-Что ж, спасибо вам, Гурам Георгиевич, за ваше интересное исследование, с суровой очевидностью напомнившее нам, что из ошибок прошлого следует извлекать уроки, дабы не повторять их впредь. Думаю, что проблемы военного строительства, на которые указывает генерал Квинитадзе, не утратили своей актуальности и сегодня. Ведь нынешние властители наступают ровно на те же грабли, что и меньшевики в пору обретения страной столь желанной независимости.
Однако мало только лишь признавать ошибки. Их надо уметь исправлять. Есть ли у вас какие-либо практические рекомендации на этот счет?
-Именно это я и собираюсь сделать.
-И с чего по-вашему следует начинать?
-Однозначно с принятия Закона о воинском образовании. Именно закон должен воспрепятствовать назначению на должности людей без соответствующего образовательного ценза и практического опыта. Здесь же скажу и о необходимости Закона об ответственности должностных лиц за принятие противоправных решений или невыполнения ими возложенных на них полномочий. Выступаю я также за строгое разграничение функций и обязанностей должностных лиц в самом министерстве обороны.
-Хотелось бы, господин генерал, узнать ваше мнение о том, кто должен определять, какие меры следует принять или какие новшества внедрять для успешного строительства вооруженных сил?
-Вопрос, разумеется, вы задали непростой, но ответ на него у меня есть. Думаю, что будет оправдано создание, скажем, при Академии наук или Военно-техническом университете авторитетной комиссии, которая и будет определять приоритеты развития вооруженных сил. В любом случае считаю порочной практику, когда министерство обороны единолично определяет, что и как надо делать в войсках. Еще раз повторю, что все в этой области надо делать на основе закона, для чего должен быть незамедлительно разработан перечень законов и подзаконных актов, необходимых армии, а также программа их ввода в действие.
-В начале нашей беседы, Гурам Георгиевич, вы говорили о необходимости улучшения системы военного образования, но не обмолвились о нашей военной академии. Как вам ее нынешний облик, какой приняла в результате, на мой взгляд, не всегда оправданных реформаций?
-Абсолютно с вами согласен. Академии следует вернуть ее первоначальный статус – т.е. готовить грамотных офицеров для различных родов войск, а не прапорщиков. А в соответствии с решаемыми задачами создать современную военно-учебную базу. Надо, наконец, понять, что свои кадры мы должны готовить сами.
-Признаться, не только мне, а и многим не совсем понятно решение, по которому Военно-морские силы были введены в состав Пограничных войск. Что скажете на это?
-Разговор на эту тему может завести далеко. Поэтому отвечу коротко: ВМС должны быть возвращены министерству обороны, а вместе с этим выработана программа их формирования и подготовки кадров.
-Генерал Квинитадзе с горечью говорит в своих записках о том, как прикрываясь якобы патриотическими побуждениями из армии была уволена лучшая часть грузинского офицерства, кто прошел боевую выучку и достойно проявил себя во время службы в имперской, то бишь российской армии. Уверен, что это в немалой степени волнует сегодня и вас. Не так ли, Гурам Георгиевич?
-Попали, как говорится, в самую «десятку». Потому и советую – к сожалению, не могу сказать требую – уделить особое внимание возвращению в войска профессиональных военных и использованию их опыта в целях подготовки молодых кадров. Для этого создать аттестационную комиссию, которая и примет решение о их возвращении на службу.
-По моим наблюдениям человека, еще недавно тесно связанного с повседневной армейской жизнью, наших солдат порой обучали вовсе не тому, что им могло быть полезно в реальном бою. Разделяете ли вы это мнение?
-Разумеется, мы должны учить войска тому, что знаем сами и что пригодится в бою. Помимо этого, было бы разумно изучить особенности всех войн, какие вела Грузия и разобраться в причинах поражений.
-Есть еще что добавить, господин генерал?
-Да, еще несколько рекомендаций в виде тезисов:
а) сформировать четкую концепцию (программу) поэтапного строительства вооруженных сил, расчитанную на 5, 10, 15 и 20-летние временные отрезки с меньшими финансовыми затратами и без реформ, представляемых каждым новым должностным лицом высокого ранга.
б) создавать такие армейские структуры, какими мы способны управлять, а не калькировать вслепую структуры и доктрину таких высокоразвитых стран, как США, Германия и др.
в) избегать закупок новой техники до тех пор, пока не будет подготовлен обслуживающий персонал для этой техники и не созданы боевые уставы по применению этого оружия в едином тактическом или оперативном пространстве.
г) необходимо предусмотреть, что всю эту работу придется проводить под пристальным парламентским присмотром и контролем.
-Спасибо вам, господин генерал-лейтенант, за обстоятельную беседу и, если позволите, вопрос «на посошок»: случись так, что вам предложат вернуться на службу, согласились бы?
-Что ж, внутренне я к этому вполне готов, все будет зависеть от нюансов...
Беседовал Гиви Бакрадзе
ИА ГРУЗИНФОРМ