Грузия, 20 мая, ГРУЗИНФОРМ. Институт социального исследования и анализа по поддержке Фонда "Открытое общество - Грузия" опубликовал результаты исследования об участии представителей этнических меньшинств в политической жизни страны.
Согласно исследованию, этнические меньшинства, проживающие в Грузии, больше всего доверяют своим религиозным организациям. На следующем месте Евросоюз, полиция Грузии и СМИ. Этнические меньшинства проявили четкое недоверие к властям Армении, Азербайджана и России. В ареал недоверия попали также: существующие в Грузии политические партии, власть Турции, парламент, правительство и президент Грузии.
(По пятибалльной шкале 1 означает – "вообще не доверяю", 3 балла - "доверяю настолько же, насколько не доверяю", и 5 баллов - "вполне доверяю". Нейтральной оценкой является 3 балла, средний показатель ниже него попадает в поле негативной оценки, а выше него - позитивной оценки).
В то же время, внутри этнических меньшинств выявляются небольшие отличия тенденций к этим системам/организациям/властям стран. Например, представители армянской общины проявляют резко низкое доверие к власти Турции. Респонденты азербайджанской общины негативное и самое низкое доверие проявляют к власти Армении, кистинцы - к власти России. Представители осетинской общины меньше всего доверяют власти Армении и Азербайджана. А представители малых урбанистических этнических общин меньше всего доверяют азербайджанской власти.
Согласно исследованию, на уровне центральной власти самое адекватное и пропорциональное представительство этнических меньшинств встречается в парламенте созыва 2016 года. Они представлены 11 членами, что составляет 7,3% от общего количества депутатов. По словам 74,5% участников исследования, они приняли участие в парламентских выборах 2016 года и их 65,5% выразили готовность проголосовать в президентских выборах 2018 года. Однако следует отметить, что 91,2% респондентов никогда не принимали участие в планировании избирательной кампании.
Исследование показывает, что в грузинском политическом пространстве нет политических партий, выражающих интересы этнических меньшинств, нет также практики квотирования, которая бы поощрила пребывание в партиях представителей этих групп. Около 70% респондентов либо не слышали, либо отрицают сотрудничество партий с этническими меньшинствами в каком-либо контексте. Только 12,6% респондентов заявляет, что доверяет политическим партиям.
С точки зрения функционирования местного самоуправления в тех 8 муниципалитетах (Гардабани, Марнеули, Болниси, Дманиси, Цалка, Ахалцихе, Ахалкалаки, Ниноцминда), в которых проживает большая часть этнических меньшинств, в среднем у 779 этнических грузин есть один представитель в городском собрании, тогда как у 1 116 армянского и 2 945 азербайджанского населения есть по одному представителю в этом органе. Опрос показал, что в течение двух лет только 14,4% респондентов обращались к местной власти для урегулирования какой-либо проблемы. Подавляющее большинство респондентов (83,6%) не принимало участия в мероприятиях, организованных самоуправлением (планировка годичного бюджета, присутствие на заседаниях городского совета, определение рабочих приоритетов и др.).
Что касается неправительственных организаций, согласно исследованию, им доверяет только 24,3%. 54,8% респондентов не знает рабочую тематику местных неправительственных организаций, или о самом их существовании в своем регионе.
Чем выше уровень знания грузинского языка, тем выше информированность и участие респондентов в политических процессах.
Средний показатель индекса владения государственным зыком выше всех среди кистинцев (22,11 из 25 баллов), затем среди осетин со средними баллами 21,67, урбанистических малых этносах армян – 10,56, и азербайджанцев- 9,67.
По гендерному признаку в основном те же тенденции проявляются в отношениях респондентов, но все равно есть определенная разница на уровне действия. Например, социальный капитал и возможности мужчин быть включенными в осуществление местного самоуправления, выше. Касательно возрастных групп респондентов, специфически характеризуются представители возрастных категорий 18-24 и 25-34 года. Они более критичные, информированные, и заинтересованные в отношении ряда вопросов, чем представители другой возрастной категории. Например, в азербайджанской общине особенно проявляется проблема незнания грузинского языка, что затем обуславливает другие трудности для этой группы.
28,7% опрошенных экономически неактивные, а 23,7% - безработные, что больше общего показателя числа безработных населения Грузии.
Результаты исследования являются первым всеобъемлющим отчетом об участии этнических меньшинств в политической жизни, оценивающие интеграцию этнических меньшинств и включенность в политическую жизнь. С учетом картины, выявленной исследованием, подготовлен рекомендательный документ для государства, чтобы оно разработало эффективную политику с точки зрения интеграции и включенности.
Исследование провел Институт социального исследования и анализа в 2018-2019 годы, и оно включает как анализ официальной статистической информации, исследований и документов, подготовленных до того по вопросам включенности этнических меньшинств в политику, так и данные, собранные методом количественного и фокус групп.
В процессе количественного исследования были опрошены 1 324 респондента методом прямого интервью. По размеру этого отбора результаты исследования являются репрезентативными для представителей этнических меньшинств Грузии с 2,7% погрешности и интервалом 95% надежности. В исследовании преимущественно был сделан акцент на позицию тех представителей этнических меньшинств, которые проживают в компактно населенных регионах.