ПУБЛИКАЦИИ
"Хлеба и зрелищ!" - с грузинским акцентом

erisionГрузинская культура как зеркало "Розовой революции"

"Хлеба и зрелищ!"- ревела римская толпа, требуя от своих повелителей даровой пищи и бесплатных развлечений в награду за ту поддержку, которую она оказывала им. Плебс получал и то, и другое, лишь бы служил верой и правдой.
С тех пор прошли века, а лозунг древних эпикурейцев дожил до наших дней, правда, по пути несколько трансформировался, получил новую смысловую нагрузку. Теперь его используют и для негативного описания подкупа избирателей и популизма в современной политике.
С хлебом, если под ним понимать продукты питания в целом, у нас плоховато: инфляция сделала свое "чёрное" дело. Так что, в отличие от древних греков, нам не то, что на дармовой, даже на умеренно дешевый хлеб не приходится рассчитывать!
Со зрелищами вроде бы проблем нет, власти изо всех сил стараются приобщить местное население к мировому искусству. И за ценой не постоят. Счет идет на миллионы!

Начало грандиозному увеселительному проекту, автором которого, несомненно, является сам президент Саакащвили, положила в 2007 году колумбийская поп-звезда Шакира. Ее концерт на площади Рике обошелся в сумму около 2,5 миллиона долларов, а гонорар самой певицы составил более 1,5 миллиона тех же "зеленых". С тех пор много звезд осветило нашу страну и каждая, по твердому убеждению президента, должна была восприниматься как символ процветания государства, как поддержка существующего режима – назло надменному соседу!
Легендарный музыкант Стиви Уандер, всемирно известный тенор Пласидо Доминго, бразильская певица и пианистка Тания Мария, певец и композитор Крис де Бург... Кстати, на его батумском концерте, который собрал тысячи зрителей и который посетил Михаил Саакашвили со своим высоким гостем - президентом Молдавии Михаем Гимпу, случился конфуз. Крис де Бург поблагодарил за приглашение в Грузию, а потом заявил, что очень любит русскую водку, Россию и с удовольствием приехал бы еще. Вероятно, он решил, что Грузия - регион России… А в довершение словно вбил последний гвоздь в гроб - спел несколько русских песен, в том числе - и про любимую русскую водку!.. 
В течение семи лет уламывали приехать в Грузию популярного британского исполнителя Стинга. И уломали-таки! В июле он прибудет к нам вместе с группой под руководством Криса Ботти. Можно только предполагать, сколько миллионов они увезут из обнищавшей Грузии! Только новогодняя ночь в Батуми, украшенная пением Бочелли, говорят, обошлась бюджету в 20 миллионов долларов…
Так что, зарубежное искусство у нас процветает. А как с отечественным? Не то, что оно полностью отцвело, как в романсе - хризантемы в саду, но явные признаки увядания наблюдаются. Молодым сегодня, даже с талантом в "кармане", трудно себя реализовать. В кармане должны быть и деньги. Раскрученным и тем более - фаворитам власти живется хорошо. Вот, кто "цветет и пахнет"! А некоторые даже получают "шубу с барского плеча".
Молва утверждает, что одна из таких фавориток (не спорю – талантливая!) Нино Ананиашвили за участие в новогоднем концерте получила от президента в подарок участок земли. А уж во сколько обходятся народу ежегодные новогодние празднества, сказать страшно. Заоблачные суммы! Вот бы направить их на реанимацию грузинской культуры, которая испокон веков являлась неотъемлемой частью мировой и отличалась не только профессионализмом, но и высокой духовностью!.. Художники видели высокие цели и стремились их достигнуть, литераторы "выдавали" шедевры, бурлила концертная деятельность...  Уважение к чужому опыту, доверие, способность учиться и передавать культурные достижения другим были визитной карточкой грузинской культуры. Грузинская школа - неповторимая, отражающая яркие эмоции, по – праву считалась гордостью нации. 
Но иные нынче времена! Нелегко приходится "творцам" искусства, впрочем, как и их поклонникам. Не от хорошей жизни многие деятели грузинского искусства подались за границу. Кто куда… Многие наши звезды окончательно осели в России. Одной из очередных творческих потерь станет предстоящий переезд талантливой джазовой певицы и композитора Нино Катамадзе  в Украину, где она с семьей планирует обосноваться.
А резкое сужение пространства русского языка в Грузии ставит под вопрос – будет ли и впредь российская аудитория столь же доступной для деятелей грузинского искусства? Впрочем, несмотря на политические распри и тяжёлое экономическое положение, культурная жизнь, особенно в Тбилиси и Батуми, продолжается. Правда, не с былым размахом... Какой ценой – другой вопрос. Так способно же ли оно, это современное искусство, обеспечить нас пищей духовной, а себя - материальной? 

Фильм, фильм! Фильм?

Грузинское кино занимало особое место в рамках советского кинематографа. Несмотря на "железный занавес" и порой бессмысленную цензуру, именно советский кинематограф принес славу Георгию и Эльдару Шенгелая, Тенгизу Абуладзе, Михаилу Кобахидзе...  И с этим фактом не поспоришь! Многие мэтры сегодня утверждают, что грузинский кинематограф тихо скончался. 
Конечно, слухи о его безвременной смерти несколько преувеличены, но недуг у него серьезный. Посудите сами - свыше 80 режиссеров в Грузии бездействуют! А как им в стране, где 300 долларов считается очень хорошей зарплатой, делать качественное и некоммерческое кино?! Надеяться на помощь государства – дело пустое. Вот, если властям понадобится экранизировать какой-то определенный сюжет, как это было в случае с фильмом режиссера Рени Харлина "Пять дней августа", в который на роль президента Грузии был приглашен известный голливудский актер Энди Гарсия и премьера которого намечена на 5 июня сего года, они, конечно же, раскошелятся! Как утверждают информационные источники, бюджет фильма составляет 50 миллионов долларов (!). Отечественный кинематограф на этом фоне – "сирота казанская"… Кинематограф, чью силу и мощь признали многие зарубежные страны, в том числе - Франция, Италия, США... 
Впрочем, как известно, спасение утопающих – дело рук самих утопающих... В Грузии, вопреки всему,  есть хорошее кино. Алик Цабадзе, Бакур Бакурадзе, Леван Когуашвили – эта новая волна молодых режиссеров вселяет надежду, что наш  кинематограф заработает и будет "выдавать" хотя бы несколько фильмов в год. Только пытаться догнать и перегнать Европу, а в нашем случае - Голливуд, не стоит. Как и искусственно обеднять  жизнь, выискивая в ней самые "ходовые" темы – проституцию и наркоманию, "болезни" всего грузинского общества. 
Излюбленная фишка грузинских сценаристов, мягко говоря, приелась. Нам нужно свое, грузинское кино, которое всегда имело легко узнаваемые черты: национальный колорит, мягкий и неповторимый юмор, доброжелательность к людям. Нам нужны ленты – оригинальные и самобытные, которые сразу после выхода на экран получили мировое признание. Нам нужны фильмы такие, как "Покаяние", "Шерекилеби", "Пиросмани", "Не горюй!"... Увидим ли когда еще такие? При таком отношении к кинематографу - вряд ли. 

 

 

Театр начинается не только с вешалки, но и с … бухгалтерии

Театр в Грузии – больше чем театр. Оставаясь местом культа и поклонения, он по-прежнему не обделен зрительским вниманием. Современные постановки отличает поиск новых тем и художественных средств. Но аплодисменты зала, к сожалению – стали единственным их вознаграждением. 
На самом деле, большой и общей проблемой, как для кинематографа, так и для театра, является сегодня отсутствие средств для полноценного существования. Но приходит новый сезон, и театр оживает. Вот только какими усилиями? Театры Руставели и Грибоедова, Оперы и балета им. Палиашвили, Марджанишвили и "Свободный" работают с большими нагрузками, и - при полных залах. Нет шума и громких реплик, да и мобильники трезвонят все реже, зал заполнен людьми, которым на самом деле интересна сцена. И гораздо меньше – закулисье. А оно, закулисье, печально. 
Немногие, наверно, знают о том, что от нашей гордости - Государственного театра оперы и балета, находящегося сегодня в стадии реконструкции (которая, кстати, неизвестно, когда завершится!) осталась всего лишь небольшая труппа, да и то – бездействующая. Иногда кому-то удается пробиться на сцену благотворительного концерта, съездить с однодневными гастролями, скажем, в Кутаиси, кое-кто поет в ресторанах, а остальные разбрелись по домам. Штат, как таковой, набран – уже, в основном, из новых солистов, в том числе из кутаисского оперного. Но спектакли не ставятся, хотя и анонсируются. 
А знаете, какую зарплату получали солисты в те, еще более-менее благополучные времена, когда театр еще жил? Поначалу она была довольно сносной: самая низкая - 400 лари. Плюс - материальная помощь в размере 200 лари, правда, она выдавалась избирательно. Но так было всего два года. Потом зарплаты резко урезали, и вокалисты вторых и третьих партий стали получать всего 80 лари, первых – несколько больше, но не настолько, чтобы жить в материальном благополучии. Однако не было бы и этого мизера, если бы не меценат Бидзина Иванишвили. Ну, не любят власти оперу, что тут поделаешь! Понять их можно: это ведь не развлекательное шоу. 

Картины под цвет обоев

Чем сегодня хочет украсить стены дома простой обыватель и усладить свой взор? Виды природы – прерогатива тех, кто увлекается туризмом, обнаженная натура – старых холостяков… Иные, выбирая картины, руководствуются исключительно тем, насколько они будут гармонировать с обоями. Настоящий же ценитель искусства, если он не из числа более или менее обеспеченных, редко может себе позволить приобрести произведение искусства. Но решившись все-таки на подобный шаг, из кожи вон будут лезть, чтобы купить задешево. 
Картин на улицах много, причем, не только любителей, но и профессионалов. А что делать? Надо же выживать… Крупных точек реализации всего две - возле метро Руставели и на Сухом мосту. 
Но всем одинаково трудно живется? Представьте себе, нет! И речь - не о маститых и признанных. Удачно вписались в ситуацию именно молодые, те, кому удалось пробиться к западным ценителям. Справедливости ради скажу – есть среди них и талантливые ребята. Вот только демонстрировать свой дар на родине им не под силу – в Тбилиси, не говоря уже о периферии, выставочных залов, "раз – два и обчелся". Многие мелкие галереи вынуждены закрываться, в том числе – и на улице Леселидзе. Не спасает галерейщиков и "мзда", ведь устроить выставку сегодня – удовольствие не из дешевых. Вот только платить почти некому… Не принимает художников и родная "Голубая галерея" - нет надежды, что откроет она им свои двери и после грандиозного ремонта. Вот и получается: "варятся" наши мастера кисти в собственном соку, в то время им, творческим личностям, ох, как нужна полноценная выставочная деятельность!

Сам пишу, сам читаю...

Былой интернационализм в Грузии встречается, пожалуй, лишь здесь - в букинистическом магазине. Старые книги на двух, некогда дружественных языках, держат "последнюю оборону".  В Грузии книга – в большом почете. Книжных магазинов – великое множество, прекрасные современные издания ласкают взор и одновременно отпугивают ценами. Глянцевый, ярко иллюстрированный том детской энциклопедии стоит не меньше двадцати лари. Вот и прививай после этого малышам любовь  к книге! 

Современная грузинская литература по своему качеству далека от прошлой, и это понятно. Рынок неминуемо диктует своих авторов, а им, в свою очередь –  модный сюжет. Талантливому писателю "с улицы" и с пустым кошельком сегодня трудно пробиться к читателю. 
Грузинская литература, как и любая другая, не в состоянии развиваться без государственной поддержки. Но печатная продукция у нынешних властей - явно не в фаворе! 
Но есть один "положительный" момент, которого не было при советской власти: сегодня любой графоман может запросто издать свой опус при наличии на то средств и даже полном отсутствии писательского таланта. И пусть читательская аудитория будет состоять лишь из членов семьи автора, его друзей, которым он обязательно подарит свое творение, не забыв поставить автограф - это его мало волнует. Главное, потешил самолюбие, удовлетворил амбиции! А вот талантливому, но бедному путь к издательству закрыт…
Да, тяжелые времена настали для деятелей грузинской культуры. Но с другой стороны, если талант – дар Божий, то почему за него должно платить государство? Не резон!