ПУБЛИКАЦИИ
ГРУЗИЯ-СЕГОДНЯ: ветеран Афганистана вице-полковник Алавердашвили – уличный музыкант…

inet_fotoНачну, пожалуй, с шахмат, ибо они, родимые, и послужили поводом для написания этих строк…

На днях в Тбилиси завершился традиционный турнир ветеранов войны и труда нашей столицы, достигших преклонного возраста. На этот раз турнир был посвящен Дню Победы над фашистской Германией. Четырнадцать его участников соревновались по швейцарской системе. Были выявлены победители и призеры как в личном, так и командном зачетах. Насколько позволяет мне судить моя скромная шахматная образованность, подбодренная, однако, мнением более сведущих наблюдателей, все поединки за столиками носили упорный, содержательный характер, а порой - и с наличием интересного творческого поиска, не всегда, правда, при этом успешного. Оттого и давали долгослуживые волю выплеску своих эмоций – в виде шумных охов и вздохов, самобичующих реплик по поводу допущенной ошибки или неточности, упущенного шанса или «зевка». Словом, все было так, как бывает в людном парке, где обычно кучкуются любители этой древней игры. Да и слава Богу, что так...

Вы легко поймете, что я имею в виду, когда узнаете, что двоим из участников турнира – Серго Агасиеву и Вахтангу Бабунидзе – по 87 лет! Оба они - участники Великой Отечественной войны, оба награждены орденами и медалями. Помимо них в боевых порядках седовласых шахматистов были участники вооруженных конфликтов в Афганистане, Абхазии и Южной Осетии.

Теперь о технических результатах этого состязания. В итоге, в командной борьбе верх взяли ветераны «Абхазской войны», в составе которой особенно отличились Завели Гоголия и Владимир Габедава. На II и III места вышли соответственно команды Ассоциации грузинских долгожителей «Саване» и Союза российских соотечественников в Грузии «Отчизна». В личном же зачете всех превзошел Рамин Чубабрия. Второе место - у Гурама Алавердашвили, отставшего от победителя на одно очко. А вот на третье вышла кандидат в мастера спорта по шахматам Люся Агабалян. Все призеры соревнования получили право на участие во всегрузинском финальном турнире людей «третьего», понимай, преклонного возраста. Он пройдет в октябре и будет посвящен Международному Дню ветеранов.

Но пора, однако, признаться, что технические результаты турнира меня интересовали в меньшей степени. Ведь я поспешал сюда прежде всего на праздник ветеранского общения. Турнир, при нынешнем незавидном ветеранском житье, прежде всего - отдушина, дающая возможность вспомнить былое, быть может лучшее… К тому же среди пожилых шахматолюбов оказались люди интересные, заслуживающие, скажем так, особого внимания. К примеру, о Светлане Каландаришвили - победительнице и призере многих крупных турниров советского периода, или о 87-летнем Серго Степановиче Агасиеве, освобождавшем в войну Польшу и зачищавшем Западную Украину от бандеровцев, при случае, непременно вам расскажу.

Сегодня же поближе представлю вам второго пизера соревнования, вице-полковника в отставке Гурама Алавердашвили.

С Гурамом Георгиевичем мы - старые знакомые. Прекрасный музыкант – саксофонист, он многие годы играл в Сводном духовом оркестре вооруженных сил Грузии, а затем - в оркестре МВД. А так как в телевизионной воинской программе, которой я в ту пору руководил, постоянно звучала живая «милитаристская» музыка, то это и было поводом для наших довольно частых встреч. Словом, никаких препятствий для нашей с ним доверительной беседы не существовало.

-Как не у дел оказались, батоно Гурам, давно что-то вас в оркестрах не видно?

-Должно быть, точно также, как и тысячи других настоящих специалистов, перешагнувших 40-летний возрастной рубеж. Ведь т.н. процесс омоложения нередко принимает у нас весьма уродливые, карикатурные формы. Так было и в моем случае. Кто ж «часы на трусы» меняет? Для того, чтобы дудеть на трубе или саксе, нужны безупречная выучка и здоровые легкие, а не «образцовый» менталитет. А с этим у меня, в смысле здоровья, разумеется, слава тебе Господи, пока порядок. До сих пор теряюсь в догадках – за что, за какие такие грехи?

-А чем кормитесь, неужто шахматами?

-Скажете тоже, шахматы кормят разве что мировых знаменитостей, а не любителей вроде меня. Основной доход в семье – это моя пенсия. Но ее едва хватает на выплаты за коммунальные услуги. В голодные дни меня уже не раз выручал опять же мой саксофон.

-Как это, ведь вы вроде бы?..

-Совершенно верно, но теперь у меня статус уличного музыканта...

-И что это значит?!

-А то, что когда до коликов ощущаю – голод не тетка, а злая мачеха - то беру в руки своего кормильца, то бишь, саксофон и отправляюсь на лестницу универмага Тбилиси. Это, как вы знаете, у истоков проспекта Руставели. За несколько часов по 30-40 лари, бывает, набегает… Этим и спасаемся.

-А какая музыка нынче «в цене»?

-А это зависит уже от моих психологических возможностей.

-Опять загадками, Гурам Георгиевич...

-Да какие тут загадки. Вот заиграл однажды популярную когда-то «Амаполло» (тихонько напевает) и тут возле меня останавливается американец. Удивленно вскинул бровь – мол, откуда здесь такое чудо, - потоптался и пошел себе дальше. И тут же вдогонку посылаю ему мелодию Френка Синатры. Американец вдруг остановился, потом резко повернул назад и положил в шляпу у моих ног десятидолларовую бумажку. Выходит, угодил в самое «яблочко». В другой раз заиграл мелодию песни на стихи С.Есенина «Ты жива еще, моя старушка». У слушавшей меня женщины выступили на глазах слезы. Она достала из сумочки 10 лари и тоже положила передо мной. Я пытался отговорить – не надо, дорогая, небось - самой не сладко. Но женщина настояла на своем: мол, матушка очень любила эту песню. Возьмите в память о ней, умоляю вас.

Однажды, помню, подвалили блатные. Пристали – слабай, мол, «Такая наша доля воровская», не обидим, папаша. Хотя и рисковал, а послал их подальше. Не дай Бог, пасть мне так низко.

Тут же могу сказать, что в репертуаре Гурама Алавердашвили музыка Шопена, Шуберта, мелодии знаменитых некогда песен «Сибонэ», «Мона Лиза», «Флорентийские вечера», «Любимый вальс» и многое другое. Выбор для исполнения зависит от того, насколько точно определит он духовную «начинку» людей, кто остановится послушать его рыдающий саксофон. Потому и считает себя не просто музыкантом, а еще и психологом. Потому и берет за свое искусство деньги, этот не совсем обычный, а вернее совсем необычный уличный музыкант – внучатам сильно кушать хочется. При этом больно и стыдно осознавать, что прошедшему через пекло Афгана вице-полковнику, к тому же очень неплохому, по мнению специалистов, саксофонисту Гураму Алавердашвили приходится зарабатывать таким царапающим его достоинство способом!

Гурам Георгиевич поделился со мной и своей затаенной мечтой: собрать однажды всех музыкантов, добывающих хлеб в подземных переходах и людных местах в один, пусть и одноразовый, коллектив и дать благотворительный концерт в пользу тех, кто в этом нуждается больше, чем оии сами.

Что ж, неплохая, на мой вкус, идея. Быть может оценят ее и ребята у мешков с «баблом». Думаю, стоит хотя бы раз в жизни раскошелиться им на благое, богоугодное дело.

Вот таким выдался для меня мой первый ветеранский шахматный турнир в качестве корреспондента ИА ГРУЗИНФОРМ. А провела его Ассоциация долгожителей Грузии при поддержке городской мэрии.

Гиви Бакрадзе,

Информационно-аналитичнеское агентство «ГРУЗИНФОРМ»