Политика
Какова эффективность «Центра Лугара» для Грузии? - Паата Гамкрелидзе специально для ГРУЗИНФОРМ

Грузия, 22 мая, ГРУЗИНФОРМ. Биологическая лаборатория имени сенатора Лугара, функционирующая в Грузии с 2011 года, в настоящее время, благодаря западным «пиарщикам» считается очень успешным и полезным для Грузии проектом. Коронавирусный кризис посодействовал этому сильно. Мало кто помнит, что лаборатория до 5 февраля была не в силах, самостоятельно проводить молекулярные тесты на новый коронаирус и все тесты отправлялись в Роттердам. Лишь после ее снабжения неоходимыми реактивами лаборатория стала проводить тесты.

Но разве для тестов на коронавирус строилась лугаровская лаборатория? Разве не значительно большую пользу она должна была приносить нашей стране?

Вспомним нашествие мраморного жука на Грузию. Это насекомое уже целых 5 лет уничтожает посевы и разные сельско-хозяйственные культуры.

Мраморные клопы появились в Грузии в 2015 году, предположительно начав распространение из Абхазии.

В 2017 году мраморные клопы нанесли серьезный ущерб сельскому хозяйству Грузии, уничтожив на больших площадях урожаи фундука, кукурузы и фруктовых садов на западе страны и добрались до Тбилиси. Несмотря на принятые меры, в результате которых с помощью спецтехники, включая авиацию, химической обработке были подвергнуты более 100 тыс. гектаров сельхозугодий, распространение популяции вредителя остановить не удалось.

Летом 2018 года мраморные клопы опять нанесли серьезный урон сельскому хозяйству в Западной Грузии. Они не только уничтожили урожай, но и заполонили жилые дома. В октябре мраморные клопы опять появились в Тбилиси.

На борьбу с мраморными клопами государство в 2018 году выделило 49 миллионов лари (более 18,2 миллиона долларов). Кроме того, Агентство США по международному развитию (USAID) для борьбы с мраморными клопами выделит Грузии 3,5 миллиона долларов.

В 2019 году на борьбу с вредителями государство выделило 16,7 миллиона долларов. Проведение комплексных мероприятий по борьбе с мраморными клопами в Грузии принесло более ощутимые результаты - весной и летом после дезинфекции казалось, что клопов почти уничтожили, но осенью они проснулись с новой силой. Теплая осень спровоцировала размножение этого вредителя. В середине октября клопы начали искать себе пищу повсюду, не только на полях и в садах, но и покушаются на личные припасы жителей: жучки полезли в кладовки и стали жрать припасенную муку, крупы и прочую снедь.

Всеядные клопы накинулись даже на пасеку. Они оказались способны уничтожить пчелосемьи. Грузинские пчеловоды довольно сильно пострадали от их нашествия. После нападения клопов мед становится не годным к употреблению: вредители выделяют какую-то дурно пахнущую жидкость, и мед приходится просто выбрасывать.

Вот вам и мраморный клоп. Чем все эти годы занималась лаборатория Лугара? Разве не в ее прямой компетенции, разрабатывать методы борьбы с вредителями?

Но нет, со стороны Центра Лугара – полная тишина. Получается, что-либо не могут, либо не хотят помочь...

Однако на самом деле насекомые – один из главных объектов изучения в американских биологических лабораториях. Вспоминается 2018-ый год, когда европейские генетики и ученые обвинили американских военных в финансировании исследований, которые могут помочь террористам разработать биологическое оружие. Шум поднялся вокруг программы Insect Allies, целью которой является "поиск технологий трансформации растений". Если говорить проще, это распространяемые насекомыми вирусы, которые могут изменять гены растений в беспрецедентных масштабах.

5 октября 2018 генетики из немецкого Института эволюционной биологии им. Макса Планка, юристы из Института международного права и Фрайбургского университета, эксперты из других европейских НИИ выпустили статью в научном журнале Sciences, в которой утверждают, что международные правила могут не допустить злоупотребления добросовестными предпринимателями результатами исследований, но их наверняка используют в своих коварных целях злодеи для создания и распространения разрушительного биологического оружия. Ученые отмечают, что проект не обсуждается открыто, даже в кругах специалистов о нем почти ничего не известно.

На эти высказанные опасения европейских ученых чиновники Министерства обороны США ответили, что их работа, на которую к тому моменту было выделено уже 27 млн.$, необходима для защиты сельскохозяйственных культур и проводится с соответствующими гарантиями и надзором. Цель проекта поиск новых способов защитить посевы от надвигающихся природных и техногенных угроз.

Вот так, коротко и ясно. В грузинских СМИ обсуждение этих тем – вообще табу, так что мы ничего не знаем, распространяется американское военное исследование на лабораторию, находящуюся в Тбилиси, или нет...