Грузия, 27 июля, ГРУЗИНФОРМ. 2020 год по праву можно считать годом больших потрясений. По большей части их причиной стала пандемия COVID 19. Эксперты только подсчитывают общий ущерб мировой экономике, однако все сходятся во мнении, что ситуация может оказаться ещё хуже, чем во время мирового кризиса 2008-2009 годов. Из-за массовой остановки производства товаров и услуг без работы остались по меньшей мере 147 млн человек. На фоне резкого сокращения национальных доходов, государствам приходится не только выполнять все положенные социальные обязательства, но и перераспределять бюджетные средства в пользу мер дополнительной социальной поддержки граждан и компаний.
В свою очередь, правительство Грузии еще в марте предприняло ряд шагов по сдерживанию распространения вируса внутри страны. 18 марта были закрыты границы для въезда иностранцев, 20 марта отменены полеты, а с 21 марта и вовсе был введен режим чрезвычайного положения. Подобные ограничения хоть и встретили недовольство части населения, однако дали свои сравнительно положительные результаты: по количеству заболевших на 100 000 человек, зараженных в Грузии в 35 и 7 раз меньше, чем в Армении и Азербайджане соответственно. Тем не менее, карантинные мероприятия привели к резкому спаду экономики страны. Национальная служба статистики Грузии сообщает, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года ВВП в апреле снизился на 16,6%, а в мае на 13,5%. Официальный прогноз также не вселяет надежду на благоприятный исход: в 2020 году в Грузии ожидается спад экономики на 4%.
В данных условиях, правительством Грузии был разработан антикризисный план, в рамках которого более 400 тысяч граждан получили экономическую помощь от государства, однако этой социальной помощи оказалось недостаточно. Бюджет не был рассчитан на кризис подобного уровня, когда крупные сектора экономики, такие как туризм, перестают приносить доход государству и просят о финансовой помощи. В связи с этим грузинское руководство предприняло активные меры по поиску дополнительного финансирования у международных партнеров. Грузии удалось получить финансирование от ряда финансовых учреждений, в том числе кредит от МВФ в размере полумиллиарда долларов, что позволило расширить список мер поддержки населения и предприятий.
В современных реалиях, когда иностранные инвестиции для Грузии являются одним из основных и необходимых факторов стабильности национальной валюты, сокращение объема прямых иностранных инвестиций в 1 квартале 2020 года на 40% может служить тревожным сигналом для экономики страны. Кроме того, Комитет по ассигнованиям Палаты представителей Конгресса США задействовал экономический рычаг давления на внутриполитические решения Грузии, опубликовав документ о финансировании зарубежных стран на 2021 год, который предусматривает выполнение ряда условий для получения финансовой помощи в размере 132 млн долларов. Согласно законопроекту 15% от запланированной суммы, т.е. около 20 млн долларов, могут быть удержаны до того момента, пока госсекретарь США не представит Комитету по ассигнованиям отчет об эффективности мероприятий, проводимых правительством Грузии во внутренней политике страны. В частности, речь идет о беспрепятственной работе для американских компаний по реализации их коммерческих и финансовых интересов на территории Грузии. Такое решение США связано с якобы имевшей место быть дискриминации в отношении американской нефтедобывающей компании Frontera. В реальности же спор между американской компанией и «Корпорацией нефти и газа Грузии» совместно с «Государственным агентством нефти» был разрешен в Международном арбитражном суде в апреле 2020 года в пользу грузинской стороны.
Уже в июне руководство Frontera, не обращая внимания на решение международного арбитражного суда, обратилось с обвинительным письмом к премьер-министру Грузии Георгию Гахария. В нем говорилось, что «Грузия прикрывается демократическими ценностями, чтобы получать деньги от США». Реакция со стороны американских конгрессменов на подобные «притеснения» последовала незамедлительно, и уже в июле общественности был представлен ежегодный документ по оказанию финансовой помощи иностранным государствам и организациям, но на этот раз с возможностью удержания части средств для Грузии.
Таким образом, впервые с 2003 года грузинское правительство получило недвусмысленное предупреждение от Вашингтона, что для получения поддержки необходимо «обслуживать интересы» американских компаний на территории Грузии, что никак нельзя соотнести с двусторонним сотрудничеством двух суверенных государств. Как отмечают политические эксперты, 15% – это небольшая часть от общей суммы. Тем не менее, подобный шаг говорит лишь об одном: внутренняя политика Грузии не устраивает Соединенные Штаты, которые перешли от стадии стимулирования к стадии политического шантажа и принуждения для лоббирования выгодных только одной стороне экономических проектов, не обращая внимания на серьезные финансовые трудности, с которыми столкнулся их партнер.
Правительство Грузии с момента публикации документа о финансировании зарубежных стран активно убеждало общественность в том, что «ни о каком сокращении финансирования Грузии речи не идет». Однако спустя всего лишь 2 недели грузинские власти заявляют, что контракт с Frontera Resources Georgia Corporation расторгнут не будет! В Министерстве экономики и устойчивого развития Грузии при этом отмечают, что важнейшей задачей для страны является сохранение репутации и весьма положительного восприятия ее инвестиционного климата. Почему при этом можно пренебречь национальными интересами и законными правами грузинских компаний, в Министерстве не уточняют…
«Корпорация нефти и газа» и «Государственное агентство нефти и газа Грузии», которые всего несколько месяцев назад в арбитражном суде доказали факты нарушения условий контракта компанией Frontera, снова оказались в числе проигравших. А когда зарубежные партнеры останутся довольны, то вовсе неважно - как сильно пострадают грузинские компании, или сколько грузинских граждан останется без работы…