ПУБЛИКАЦИИ
ГРУЗИНЫ И ЕВРЕИ: брешь в монолите многовековой дружбы (Журналистское исследование ИА ГРУЗИНФОРМ – часть I)

ebraelebi_qartvelebiДружба грузин и евреев, проверенная 26 веками, стала для нас таким же национальным брендом, как, к примеру, грузинское гостеприимство, грузинское многоголосье, а после «Революции роз» - еще и «грузинская демократия». Однако, с недавнего времени в монолите грузино-израильской дружбы образовалась брешь, сквозь которую выглянула маленькая, но достаточно противная физиономия фантома, смахивающая, если не на откровенный антисемитизм, то, во всяком случае, на откровенную недоброжелательность...

Взгляд в прошлое

Антисемитизма в нашей стране, действительно, никогда не было, если не считать отдельных всплесков юдофобских настроений, да и то - инициированных не грузинским народом, а советскими руководителями партии и правительства, как это случилось после известного «дела врачей». В своем коллективном обращении в ЦК КПСС и Совет министров СССР грузинские верующие евреи подробно описывают «дорогому правительству» многочисленные бесчинства, творимые тогда против евреев «некоторыми местными работниками во главе с бывшим секретарем ЦК КП Грузии Мгеладзе, выродившимися в оголтелых авантюристов». Но даже сей печальный факт не смог «вбить клин» в судьбу грузино-еврейских отношений, не опустил планку их уникальности.

Помнится из истории и другое. То, как еще в последней четверти 19 века грузинская интеллигенция активно выступала против ограничения прав евреев в Российской империи, как выражали сочувствие в своих произведениях к евреям известные грузинские писатели - И. Чавчавадзе, И. Эвдошвили, А. Пурцеладзе, Н. Николадзе и многие другие, как один из руководителей грузинских социал-демократов Евгений Гегечкори защищал евреев в Государственной думе.

И потому слова публициста Натана Элиашвили, автора изданной более 80 лет назад книги об истории грузинских евреев - о том, что грузины по природе своей гостеприимны и сердечно приветствуют у себя в стране каждого пришельца, что принять евреев с почестями они считали своим моральным долгом - не воспринимались как художественное преувеличение. Все так оно и было...

С образованием Израиля симпатии локального масштаба стали обширнее, распространившись уже на весь еврейский народ, на государство в целом, куда в последние годы, после развала СССР, эмигрировали десятки тысяч наших соотечественников. И, надо сказать, Израиль отвечал тем же. В трудный для Грузии период 1992-1993 годов он, одним из первых среди иностранных государств, открыл свое посольство в Тбилиси и начал посылать нам гуманитарные грузы: медикаменты, одежду, продукты питания, различное оборудование.

Потом, на какой-то недолгий период, связи между нашими странами претерпели некоторую стагнацию, но после «Революции роз» получили «второе дыхание», а в 2007–м и до первой половины следующего 2008-го года развитие грузино-израильских отношений достигло пика. В Грузию потянулись израильские специалисты разных областей, предприниматели, было заявлено о запуске нескольких крупных проектов с израильским капиталом, в Тбилиси и его окрестностях скупались земли под строительство. К тому времени гражданин Израиля Давид Кезерашвили, ближайший соратник Михаила Саакашвили, уже занимал пост министра обороны Грузии. А в январе 2008 года министром стал еще один грузинский еврей – Темур Якобашвили, возглавив ведомство по реинтеграции и региональному развитию.

Словом, любовь и дружба налицо. Плюс - глубокое уважение к государству, сумевшему за короткий срок стать государством, причем - самодостаточным. Не случайно М. Саакашвили, посетив на второй год своего президентства с официальным визитом Израиль, после встречи с премьер-министром А. Шароном проникновенно сказал: «Для нас Израиль является примером для подражания с точки зрения государственного устройства, военной системы и системы национальной безопасности».

Но как все-таки быть с тем маленьким и несимпатичным фантомом, выглядывающим сегодня из бреши многовекового монолита? И не обретет ли он в скором будущем плоть и кровь, не нарастит ли мышцы?!

Анатомия охлаждения чувств

Ну, так что же? «Прошла любовь, увяли розы»?! Нам уже не по пути и пришла пора прощаться? Думаю, рано еще исполнять «Реквием по нашей дружбе» Шопена, рано звучать его «Похоронному маршу». Но самое время разобраться - почему межгосударственные отношения между Грузией и Израилем в короткий срок претерпели столь значительное ухудшение? Поняв причины, легче их устранить, во всяком случае – попытаться это сделать.

Информационно-аналитическое агентство «ГРУЗИНФОРМ», как и некоторые местные и зарубежные СМИ, убеждено, что «яблоком раздора» между нашими странами послужил, прежде всего, арест двух израильских бизнесменов. Оно неоднократно обращалось к этой теме, било в набат, предупреждая, что над отношениями между нашими народами нависла серьезная угроза, что дружба – «споткнулась», и еще долго будут давать о себе знать серьезные «ушибы».

Несомненно, дело Фукса, к которому в этой публикации мы еще вернемся, стало доморощенным детонатором, способным, если не взорвать, то проделать брешь в монолите дружбы. А начальный «взрывной импульс» к тому времени уже был: после августовской войны отношения между двумя странами начали постепенно сворачиваться. А еще раньше наблюдались отдельные грубые выпады, типа того, что был сделан во время разгона оппозиционного митинга 7 ноября 2007 года. Некоторые сторонники Михаила Саакашвили и «Национального движения Грузии» выкрикивали оскорбительные слова в адрес кандидата на пост президента Грузии Бадри Патаркацишвили, касательно его еврейского происхождения. «Жид!» - кричали они, чего никто никогда не посмел бы позволить себе в прежние времена. Этот факт был зафиксирован на видео и вызвал скандал в грузинском обществе. Но слово было сказано. Мерзкое слово...

... До августовской войны оставалось совсем недолго. Министр обороны Грузии Давид Кезерашвили был удобной фигурой для власти, в планы которой входила модернизация армии, повышение ее боеспособности. Государственные чиновники самого высокого уровня не раз заявляли о том, что Израиль содействует укреплению обороны страны. Естественно, Кезерашвили в качестве главы оборонного ведомства, имеющий к тому же и израильское гражданство, способен был еще более эффективно наладить военное сотрудничество. Как говорится, игра стоила свеч. В расчет не бралась такая «мелочь», как то, что, возглавляя до того Финансовую полицию, Кезерашвили частенько становился героем скандалов. Ходили упорные слухи о его пристрастии к наркотикам, у журналистов оказалась запись телефонного разговора: человек с голосом, очень похожим на голос Кезерашвили, нецензурно ругался и пренебрежительно отзывался о своем тогдашнем непосредственном шефе - министре финансов Грузии. Но ведь «игра стоит свеч»...

И она, действительно, стоила: при новом министре обороны очень скоро активизировалось сотрудничество с израильским военно-промышленным комплексом, с отставными и действующими военными этой страны. В Грузию начали поступать израильское вооружение, в том числе - реактивные системы залпового огня, беспилотные летательные аппараты. Еще при Шеварднадзе израильтяне начали модернизацию грузинских штурмовиков Су-25, при Саакашвили она продолжилась. Они же разработали программу модернизации танков Т-72, находящихся на вооружение грузинской армии.

После августовских событий 2008 года военное сотрудничество значительно снизилось. Грузинские власти и эксперты связывают это с давлением России на израильское руководство, что Тель-Авиву, чтобы не портить дипломатические отношения с Москвой, пришлось отказаться от крупной оборонной сделки с Грузией.

Вполне возможно, что так оно и было. Конечно, прекращение военного сотрудничества с Израилем для Грузии - сильный удар. И если в данном случае вину за это можно как-то и возложить на Россию, то следующие удары мы нанесли себе сами, высекли себя, как унтер-офицерская вдова!

На фоне явного напряга в межгосударственных отношениях 15 октября 2010 года в Батуми были задержаны два израильских бизнесмена – Рони Фукс и Зеев Френкель.

На смену взаимных комплиментов пришли взаимные обиды, пощёчины, суды и пересуды...

Елена Чачуа,

ИА ГРУЗИНФОРМ

(Продолжение следует)