Право
Единственным путем к законности изменения количества депутатов парламента является референдум

avtandil_demetrashviliУвеличение количества депутатов в парламенте от 150 до 190 человек без проведения нового референдума будет нарушением закона, - заявляет бывший председатель Конституционного суда Грузии Автандил Деметрашвили.

Одна из ключевых частей соглашения по реформе избирательной системы Грузии, которое подписали правящее Национальное движение и несколько оппозиционных партий 27 июня, предусматривает увеличение количества депутатов до 190. Реализация этого решения сталкивается с правовыми проблемами, так как, по заявлению оппонентов, это будет противоречить результатам референдума 2003 года, в ходе которого 83,5 процента избирателей поддержали сокращение количества депутатов с 235 до 150 человек.

Согласно Органическому закону Грузии «О референдуме», решение, принятое в результате референдума, может быть пересмотрено или отменено только путем проведения нового референдума».

«Существует только один способ увеличить число депутатов, и это проведение нового референдума. Если это изменение не будет осуществлено таким путем, то произойдет еще одно грубое нарушение закона, и я не исключаю, что это также станет нарушением Конституции», - заявил Автандил Деметрашвили 29 июня журналистам.

Один из соавторов Конституции Грузии, Автандил Деметрашвили был первым председателем Конституционного суда Грузии в 1996-2001 годы, а в 2009-2010 годы он возглавлял государственную комиссию, разработавшую новую модель Конституции, которая войдет в силу в конце 2013 года. В настоящее время Деметрашвили возглавляет расположенный в Батуми Региональный центр по исследованию и поощрению конституционализма, целью которого является предоставление правовой помощи по законодательным и конституционным вопросам.

По словам Деметрашвили, тот факт, что результаты референдума 2003 года не были обжалованы в Конституционном суде, и также не был обжалован тот факт, что результаты референдума были отражены в законодательстве с нарушением одномесячного срока в феврале 2005 года, означают, что «эти правила действуют».

По заявлению Деметрашвили, единственное, что может быть обжаловано в Конституционном суде на данном этапе, заключается в том, что в Конституционный суд может быть внесен индивидуальный иск, который не имеет срока давности, и в котором истец опротестует тот факт, что результаты референдума были отражены в законодательстве с нарушением одномесячного срока и чтобы по этой причине был бы признан недействительным пункт 1 статьи 49 Конституции Грузии, который касается количества депутатов в парламенте.

"Однако, если бы я был судьей, то не поддержал бы удовлетворение этого иска, так как воля народа, выраженная на референдуме относительно этого вопроса, стоит выше, чем решение его представительного законодательного органа (парламента)», - сказал Деметрашвили.

По его словам, даже если Конституционный суд примет решение об отмене поправки к конституционному закону, связанной с количеством депутатов, результаты референдума все равно останутся в силе.

Автандил Деметрашвили также заявил, что существующим фактом является то, что решение парламента о сокращении количества депутатов с 235 до 150 человек было отражением результатов референдума в законодательстве и их приведение в соответствие с законодательством.

Правящая партия заявляет, что в то время, когда было принято это решение, парламент формально не основывался на результатах референдума.

Деметрашвили прокомментировал аргумент правящей партии, согласно которому результаты референдума являются неконституционными, так как пункт 2 статьи 74 Конституции гласит, что «недопустимо проводить референдум для принятия или отмена закона».

Содержание заданного на референдуме 2003 года вопроса касалось внесения изменений, а не «принятия или отмены» закона. Однако законодательная поправка осуществляется путем принятия закона о внесении изменений или дополнений.

По заявлению Деметрашвили, формулировка вопроса на референдуме - «Согласны ли вы, чтобы количество членов парламента Грузии было бы сокращено и определено в количестве не более 150 депутатов», не содержит прямого вопроса об отмене или принятии закона.

«Таким образом, проведение референдума было легитимным и признание его результатов недействительными, по моему мнению, невозможно», иначе, чем если не путем проведения нового референдума», - заявил Деметрашвили.

Согласно Закону «О референдуме», «референдум может быть проведен только по особо важным государственным вопросам, в том числе, по вопросам и принципам, предусмотренным законами Грузии, международными договорами и соглашениями».

Согласно тому же закону, принятое в результате референдума решение входит в силу сразу после его опубликования, имеет юридическую силу прямого действия и является окончательным; Власти Грузии обязаны, исходя из результатов референдума, привести в соответствие законодательство Грузии и другие акты.

Право признать результаты референдума недействительными имеет только Конституционный суд.

Закон «О Конституционном суде» говорит, что иск по поводу конституционности проведенного референдума вносится ЦИК «в течение 7 дней со дня опубликования результатов референдума». Правом на внесение иска обладают также не менее 1/5 членов парламента, президент Грузии и народный защитник.