ОТ РЕДАКТОРА
Арно Хидирбегишвили: «Кавказская платформа» и «Sputnik V» - новые возможности для Грузии

     «Коронавирус сделал мир многополярным, о чём давно говорил Путин», - завил в традиционном предновогоднем интервью Главный редактор Грузинского информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» Арно Хидирбегишвили, политические прогнозы которого, как всегда, сильно отличаются от многозначительных высказываний тиражируемых экспертов.

- Пандемия: что ждёт в 2021 году Грузию, господин Арно?

- Грузия имеет шанс на спасение, если вовремя, повторяю - вовремя начнёт вакцинацию российской, или китайской вакциной. Не исключено, что это будет произведённый в Казахстане «Спутник V». Лишней вакцины сегодня нет ни у кого, поэтому Россию, Казахстан и Китай прибыль за столь малую партию мало интересует - здесь должны быть задействованы политические механизмы. Политические интересы этих стран проходят по Грузии и грузинская власть должна пообещать их учесть. Не думаю, что в результате будут ущемлены наши национальные интересы, скорее наоборот - это поможет нам в решении других проблем – экономических, территориальных. Другого выхода не вижу – Евросоюз сегодня начал вакцинацию и приобрёл для всех стран-членов пол миллиарда доз вакцины, хотя для грузин – «исконных европейцев» - не нашлось двух миллионов...

- Что значит - «вовремя начать вакцинацию»?

- Это значит - пока действует иммунитет у перенесших коронавирус, которые вторичного инфицирования не перенесут. Все скрывают, что именно перенесшие коронавирус, наряду с пожилыми, входят в группу риска №1. Считать надо с сентября, когда в Грузии началась настоящая пандемия (до этого были отдельные «кластеры») и прибавить 5-6 месяцев, то есть, в феврале-марте вакцинация в Грузии должна быть в самом разгаре, на что, учитывая неразбериху в менеджменте грузинского здравоохранения, надежды мало.

Что касается Украины, которая из принципа не собирается просить вакцину у России, то Незалежная не стоит даже в очереди на получение западных вакцин «Ffizer» и «BioNTech», а экспорт американской вакцины «Moderna» запрещён Указом президента США, что тоже не афишируется.

- Следующий вопрос касается именно США. Есть ли предпосылки для улучшения российско-американских отношений при президенте Байдене? Ведь санкции продолжают литься как из рога изобилия, куда добавляет свою долю и Европа, особенно – Германия, которая сильно пострадала от американской блокады «Северного потока 2». В чём здесь логика, господин Арно?

- Вы помните известный анекдот про Василия Ивановича, которой объяснял Петьке – что такое «логика»? Здесь, приблизительно, такой же примитив. В США выборы закончились, но грядут выборы в Бундестаг, а антироссийская риторика сформировалась как выигрышная предвыборная тактика во многих странах Запада и в Грузии. Вот и вся «логика»! Главное – не переиграть и вовремя «очнутся» после выборов, «опуститься на землю» и начать преодолевать реальные, а не виртуальные опасности, а то это дело может затянуться на весь срок, как получилось у Трампа…

Что касается улучшений в российско-американских отношениях. В первую очередь, хочу отметить, что сегодня в мире нет новой мировой войны лишь благодаря «COVID 19». То, о чём постоянно говорил Путин – что мир стал многополярным и США не должны больше мнить себя мировым жандармом – стало реальностью только «благодаря» коронавирусу. Сегодня США нет готовы начать войну с Ираном, тем более, что сейчас Иран – участник «Кавказской платформы». По мере отступления эпидемии милитаристские амбиции у традиционных «ястребов», конечно же, будут оживать. Но до «спуска» пока очень далеко – мир сейчас лишь «поднимается в гору» коронавируса и русофобские политики, как видно, ещё не осознали, что сегодня враг №1 – постоянно мутирующий коронавирус, а не Россия и Китай. Коронавирус – это чума 21 века, которую мир может победить только сообща! Победить коронавирус, как и построить коммунизм, в одной, отдельной взятой стране невозможно.

- На прошлой неделе президент Саломе Зурабишвили на Международной конференции послов в Тбилиси заявила о целесообразности активного участия Грузии в «Кавказской платформе», после чего разразился очередной скандал: оппозиция, а также бывший командующий армией США в Европе генерал Бен Ходжесс и бывший посол США в Грузии Ян Келли обвинили её в желании усилить роль России на Южном Кавказе. Я сразу вспомнила наше с Вами интервью сразу же после окончания карабахского конфликта, в котором Вы заявили: «Отныне на Южном Кавказе не три, а шесть стран: главные – Россия, Турция, Иран, и второстепенные – Грузия, Армения, Азербайджан». А месяц спустя президент Эрдоган предложил создать «Кавказскую платформу» с теми же фигурантами. Но как Вы сами относитесь к этому проекту?

- Это - уже не проект, «Кавказская платформа» практически была создана 10 ноября, в день подписания Соглашения по Карабаху, и если Грузия не будет аутсайдером – Зурабишвили права! – то от этого она только выиграет. Страна с богатейшими водными и другими природными ресурсами, имеющая стратегическое геополитическое положение должна задействовать эти законсервированные ресурсы и перестать играть из себя «бесприданницу»! А задействовать их поможет именно «Кавказская платформа». В первую очередь, это касается транзита грузов и энергоносителей, а ведь ещё есть такие сверхприбыльные статьи дохода, как экспорт грузинской продукции, воды, вина и минеральных вод, уже ничего не говорю про туризм.

Что касается бывших американских и бывших грузинских чиновников из так называемой объединённой оппозиции: это – прошлое, которое в политике никогда не возвращается. Мне часто приходится это повторять, когда меня спрашивают – вернётся ли в Грузию Саакашвили? Кстати, Саакашвили сейчас получил деньги на устройство «Хлопковой революции» в Киргизии и это «перекати после» скоро туда отправится.

Крайне несерьёзно выглядит и главный аргумент политических пенсионеров - грузинских и американских, а именно: «Российская армия - уже в третьей стране Кавказа – в Азербайджане!». Контингент чуть больше тысячи российских солдат никак не может изменить баланс сил на Южном Кавказе. И если бы грузинские горе-эксперты по Кавказу обратили внимание на одну фразу Путина на последней пресс-конференции - что Эрдоган – мужик, который не виляет - говорит прямо чего хочет и слово своё держит! – то они бы поняли, что «Кавказская платформа» - уже в действии. А будет она для Грузии злом, или благом, зависит от власти Грузии.

Особо обращаю ваше внимание, что посол США Келли Дегнан, представляющая в Грузии официальный Вашингтон, воздержалась от заявлений, подобных комментариям Келли и Ходжесса – что «Кавказская платформа», якобы, служит вытеснению США из региона. Потому, что США, несущие от коронавируса беспрецедентно большие, чем во всех войнах, потери, стали сегодня куда более осмотрительными и политкорректными.

- В Сухуми заявили о готовности начать прямой диалог с Тбилиси, учитывая «красные линии». Это связано с разгулявшимся в Абхазии коронавирусом и медпомощью из Тбилиси?

- Я не хочу комментировать вопрос – кто, или что побудило абхазских лидеров к прагматичным заявлениям. Не думаю, что они нас проверяют – мол, вы столько лет говорите о прямом диалоге с «братьями-абхазами» - без посредников в лице русских, что мы решили сами сделать первый шаг! Какая, скажите на милость, разница – коронавирус, электроэнергия, абхазы по грузинам соскучились, или в Москве им посоветовали?! Главное, чтобы в Тбилиси сейчас не начали «вилять» и воспользовались как никогда креативной позицией Бжания, Шамба, Кове и других. Согласен с Вами, что нас сегодня объединяет ещё и общее горе – коронавирус, но это стечение обстоятельств грузинскому руководству упускать никак нельзя.

- Что, в первую очередь, необходимо для этого предпринять грузинскому руководству?

- В первую очередь грузинская власть должна преодолеть три экзистенциальных препятствия: перестать бояться диалога тет-а-тет с Москвой, с Сухуми и Цхинвали; перестать бояться подключить к процессу новых людей с большим потенциалом, которые могут быть критически полезны; и перестать бояться США, которые, якобы, разозлятся, что Грузия начала самостоятельно и мирно решать свои проблемы.

На месте власти я бы лучше обратил внимание на постепенно меняющуюся риторику американского посла: если после парламентских выборов Келли Дегнан называла их «свободными, демократичными и прозрачными» и призывала оппозицию прекратить бойкот и войти в Парламент, то в своём последнем интервью она делает акцент на «проведённых с большими изъянами выборах, которые вызвали разочарование избирателей» и критикует «любые намерения власти против оппозиции», в частности - отказ в финансировании и предоставлении бесплатного телеэфира. Не исключено, что скоро госпожа Дегнан призовёт большинство согласится на внеочередные выборы уже в наступающем году, с целью подготовки которых оппозиция соизволит ненадолго принять участие в работе Парламента.

Поэтому времени на однопартийную «сиесту» в Парламенте у «Грузинской мечты» нет. Власти придётся поработать, в первую очередь – с кадрами, брать на себя ответственность и проявлять политическую волю, а не продолжать «нежиться в тени» «Концепции Черноморской региональной безопасности», оправдываясь «как никогда высоким уровнем отношений с НАТО и США».

Беседовала Майя Джавахишвили

27 декабря 2020 года
Грузия, Тбилиси