Парламент Грузии 1 июля в третьем слушании принял поправки к закону о собраниях и манифестациях, которые регулируют вопросы, связанные с ограничением этого права и правилами проведения митингов.
Инициированные депутатами от правящей партии эти изменения, которые были подвергнуты критике оппонентами, как шаг к еще большему ужесточению закона, утверждены спустя месяц после акций протеста, проходивших в Тбилиси в мае.
В окончательном варианте закона отражен ряд изменений по сравнению в первоначальным вариантом законопроекта.
В частности, к закону было добавлено новое положение, согласно которому организаторы акций и правоохранители обязаны не мешать в профессиональной деятельности журналистам, которые имеют при себе идентификационные знаки и освещают манифестацию.Согласно окончательному варианту, уже напрямую не запрещается проведение собраний и манифестаций в радиусе 20 метров от зданий судов. Однако, аналогично другим административным зданиям, суд также будет иметь полномочия независимо установить ограничение на не более 20 метров, чтобы предотвратить блокирование здания и создание препятствии в работе учреждения. В то же время, административные органы и суды будут принимать решение об установлении ограничения в отношении конкретной акции с учетом существующих обстоятельств таким образом, чтобы «не игнорировать суть конституционного права» на собрание.
Закон вновь напрямую запрещает проведение собраний и манифестаций в радиусе 20 метров от входа в здания суда всех уровней, прокуратуры, полиции и учреждений по содержанию под стражей, а также ЖД станций, аэропортов и портов; также устанавливает 100-метровый запрет в отношении расположения военных частей.
Еще одно изменение, по сравнению с первоначальным вариантом, касается соблюдения баланса между интересами митингующих и правами тех лиц, кто проживает, работает, ведет предпринимательскую деятельность в тех местах, где проводится собрание. Тема соблюдения баланса не будет поставлена на повестку в том случае, если права ограничиваются «в течение короткого отрезка времени». Согласно закону, «обязательство» на соблюдение этого баланса возлагается на исполнительный орган местного самоуправления, который может установить ограничение по времени и месту проведения собрания путем предложения участникам собрания альтернативного варианта. Аналогичное ограничение может быть установлено также и в условиях проведения двух не связанных друг с другом акций.
Согласно закону, необходимость предварительного предупреждения местного самоуправления по планам проведения акций существует тогда, когда она проводится на проезжей части транспорта или затруднит перемещение транспорта. Однако орган местного самоуправления правомочен открыть дорогу и восстановить движение транспорта, если посчитает, что, с учетом количества митингующих, возможно проведение их собрания «в иной форме». Если местный орган не принимает или не может принять решение, тогда уже полномочия переходят к правительство на решение этого вопроса.
Согласно принятым изменениям, собрание должно быть прекращено незамедлительно, если имеют место антигосударственные призывы массового характера и существует явная угроза осуществления действий; Участники акций имеют при себе огнестрельное оружие, взрывчатые, легко воспламеняющие радиоактивные вещества, холодное оружие или такие предметы, которые могут нанести вред жизни и здоровью участников акции или других лиц; Также в том случае, если у участников акции в массовом порядке имеются слезоточивые и нервнопаралитические отравляющие вещества.
В случае, если эти нормы не будут нарушаться в массовом порядке, также при нарушении других ограничений, установленных законом, организаторам будет предоставлен срок для их искоренения. В противном случае, правоохранители сами искоренят нарушение или прекратят митинг.