Грузия, 15 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Несколько месяцев назад в Грузии прошли парламентские выборы, которые не оправдали надежд многих оппозиционных партий. В ночь объявления результатов оппозиционеры не спали, ведь им нужно было придумать - как оправдаться перед международными спонсорами за проигрыш на выборах и растрату выделенных средств. Решение проблемы пришло само собой, когда оппозиционеры достали секретную папку с заголовком «План Б». Раскрыв её, они увидели одну единственную надпись: «Устраивайте протесты, всё сфальсифицировано!».
Хождение по улицам Тбилиси и Батуми не принесло своих результатов, даже осады ЦИК закончились ничем. С каждым днём от оппозиции стали отворачиваться все международные партнеры. Но протесты продолжались несмотря ни на что! Наконец на помощь пришли послы США и ЕС, которые уже не в первый раз выступают третейским судьей в конфликтах между правящей партией и объединенной оппозицией.
Многочисленные раунды переговоров не заставили «Грузинскую мечту» признать свое поражение, на котором настаивала оппозиция. Западные послы настаивали, что всё прошло законно и демократично и политики должны войти в Парламент. Поняв свою беспомощность, оппозиционеры пошли на беспрецедентный шаг - они начали оскорблять послов и обвинять их в предательстве… По сути, это - международный скандал, который мог бы привести к ухудшению отношений между Грузией и ЕС.
Эти события привели к смене руководства в самой крупной радикально оппозиционной партии Грузии – «Единое национальное движение» (ЕНД), учредителем и лидером которой является экс-президент Грузии Михаил Сааашвили. Председатель партии – министр иностранных дел во времена режима Саакашвили, бывший сотрудник МИД России и супруг балерины Нино Ананивашвили - Григол Вашадзе ушёл из дома посла США, где проходил очередной раунд переговоров, через задний ход, долгое время оставаясь недосягаемым для своих опешивших однопартийцев. И лишь постфактум, по телевидению, признал, что, мол, «ЕНД движется в неправильном направлении, поэтому он вынужден уйти». К власти в партии приходит Ника (Никанор) Мелия, сын известного отца – владельца одной из первых частных кардиоклиник в Грузии Анзора Мелия.
Слово «мелия» на грузинсом языке означает лисицу, но страноватый Никанор особой хитростью и умом не отличается – он больше тянет на «рыцаря со страхом и упрёком»: без угрызения совести требует соблюдать закон от властей, однако сам плюет на грузинское законодательство.
В июне 2012 года Мелия был признан виновным в превышении полномочий по делу о попытке обанкротить Cartu Bank, принадлежащий учредителю партии «Грузинская мечта», миллиардеру Бидзине Иванишвили. В то время Мелия был главой Бюро по исполнению наказаний. Действия Мелия и его единомышленников были направлены на устранение конкурента ЕНД - «Грузинской мечты» - и сохранение в стране власти ЕНД во главе с Саакашвили.
Преступный план состоял из нескольких этапов. Парламент страны, большинство которого составляли депутаты от ЕНД, утверждал изменения в законодательство, по которому государству, в случае наличия у того, или иного предприятия налоговой задолженности, предоставлялось право реализации имущества этого предприятия с аукциона. Было ли это имущество обременено ипотекой в пользу банка, или нет, согласно поправкам, разработанными парламентариями от ЕНД, не имело никакого значения!
Подобные изменения в законодательство были приняты с единственной целью – обанкротить Cartu Bank. Тем самым, «Грузинская мечта» лишалась источника финансирования. А чтобы Cartu Bank не имел возможности выкупить заложенное имущество других предприятий, Национальное исполнительное бюро при непосредственной организации его бывшего начальника Ники Мелия … срывало аукцион! После чего имущество передавалось Министерству экономики, которое в свою очередь, по распоряжению тогдашнего президента Михаила Саакашвили, передавало его в пользу неких юридических лиц. Вот во главе какой преступной схемы стоял нынешний пламенный «борец за свободу и деморатию» - оппозиционер Никанор Мелия!
Таким образом, приближенные к ЕНД бизнесмены не лишались своих активов, а за участие в преступной схеме им отменялись кредитные задолженности перед Cartu Bank, а пострадавшим становился банк Иванишвили. По данным силовых ведомств, в то время ведомство Мелия нанесло убыток Cartu Bank на сумму около 60 млн долларов.
А теперь перейдём к последним событиям. Недавно Мелия-младший был вызван в Генеральную прокуратуру Грузии из-за несоблюдения условий вполне скромного залога, установленного ему в качестве меры пресечения. Суть дела – в следующем: 1 ноября 2020 года, во время выступления на протестном митинге перед Парламентом Грузии на проспекте Руставели в Тбилиси, Мелия снял с руки браслет электронного наблюдения и кинул в толпу митингующих! 3 ноября Тбилисский городской суд обязал политика выплатить дополнительно уже 40 тысяч лари, однако Мелия отказался. По мнению оппозиционера, никто не посмеет его арестовать, лидера самой крупной оппозиционной партии в Грузии, второй по численности после правящей «Грузинской мечты». Свою позицию глава ЕНД объяснил просто: раз, мол, вся власть в стране, так или иначе, принадлежит Бидзине Иванишвили, он не намерен исполнять закон (?!). Очевидно, что созданная в начале 21 века Михаилом Саакашвили политическая партия обречена иметь неадекватных лидеров…
Тем не менее, стоит поподробнее остановиться на личности оппозиционера Мелия, который признаёт только свои права и обязанностях других. 26 июня 2019 года Мелия был обвинен в групповом насилии во время т.н. «Ночи Гаврилова» и за призывы к штурму здания Парламента. Проще выражаясь, был героем дня, когда физически оскорбили депутата Госдумы РФ – руководителя российской делегации, прибывшей в Тбилиси на конференцию по приглашению председателя Парламента Грузии, что вполне могло послужить поводом объявления войны. И вечером того же дня попытвшийся повторить в точности «Революцию роз», то есть – совершить госпереворот, свергнуть власть, как его гуру Саакашвили 23 ноября 2003 года. Два тяжелейших преступления, предусматривающие самые суровае наказания, причём – не только по грузинскому законодательству… Однако, решением суда он был выпущен на свободу и на него лишь был надет электронный браслет, который, как уже сказано выше, Никанор демонстративно снял и выбросил в деснующую толпу единомышленников – саакашистов как символ несправедливости «суда миллиардера Иванишвили». До судебного процесса, в декабре 2019 года, член Парламента Ника Мелия был лишен депутатского иммунитета. А завтра, 15 февраля, Парламент вторично проголосует за лишение Никанора Мелия депутатского иммунитета, так как в результате выборов 31 октября 2020 года он вторично стал членом Парламента Грузии. Вслед за этим, по закону, должен последовать арест.
Прошлое и настоящее Ники Мелия характеризует его как человека, не брезгующего ничем для удовлетворения своих политических амбиций. И сегодня, видя, что все законные способы исчерпаны, он пытается строить политическую карьеру излюбленными авантюрами прошлого, пренебрегая нормами законодательства. Арест и тюремное заключение, которое вряд ли будет долгим, создадут главному оппозиционеру Грузии ореол мученника и борца за свободу…