Грузия, 24 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Решение суда об аресте депутата и главы основанной экс-президентом Михаилом Саакашвили оппозиционной партии "Единое национальное движение" Ники Мелии вызвало политический кризис в Грузии. 18 февраля из-за разногласий с коллегами в отставку подал премьер-министр Грузии Георгий Гахария.
Во вторник утром сотрудники МВД Грузии арестовали Мелию, находившегося в офисе партии в Тбилиси с 16 февраля. Операция прошла по решению Тбилисского городского суда, который 17 февраля постановил вернуть политика под арест за неуплату залога в размере 40 тыс. лари (более $12 тыс.) по делу о беспорядках на митинге в июне 2019 года. Оппозиция расценила произошедшее как политическое преследование, установление диктатуры и призвала сторонников выйти на митинг.
Однако, как заявил новый премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, арест Ники Мелии показал, что Грузия является правовым государством.
К чему может привести арест Ники Мелии, как будут развиваться события далее, на эти и другие вопросы для Eurasia Diary ответил грузинский политолог, главный редактор информационного агентства "ГРУЗИНФОРМ" Арно Хидирбегишвили.
В первую очередь, грузинский политолог с радостью отметил, что в своём первом программном выступлении в Парламенте Грузии, Ираклий Гарибашвили, которого затем единогласно утвердили в должности премьер-министра Грузии, отметил, что его первый визит в ранге премьера будет в Азербайджан: «К мудрому руководителю АР президенту Ильхаму Алиеву, с которым у него – очень хорошие, дружеские отношения. И все вопросы будут решены к общему согласию».
Далее Хидирбегишвили подчеркнул, что за несколько часов пребывания в ранге премьера, Ираклий Гарибашвили сделал то, что не удалось ни одному его предшественнику – началось восстановление справедливости в стране: «Сплетни, что оппозиция многочисленна и это приведёт к волне протеста, оказались просто пиаром. Оказалось, что это максимум 200 человек – пара десятков лидеров, их дети и неправительственные организации».
Что касается ареста Ники Мелия, то согласно словам эксперта, аресту аплодирует подавляющее большинство, можно сказать – вся Грузия, все её законопослушные граждане: «Случилось то, на что мы уже не надеялись – власть, несмотря на протесты аффилированных с экс-правящей партией Саакашвили «Единое национальное движение» западных «друзей Грузии», получающих серьёзные суммы за лоббистские услуги – господа Дэвид Крамер, Адам Кинзингер, Ян Келли, Жигимантас Павильонис и другие – задержала её председателя, который совершил множество правонарушений, в том числе- возглавил попытку госпереворота в Грузии в ночь с 20 на 21 июня 2019 года, а потом демонстративно игнорировал закон, то есть – унижал государство: нарушил меру пресечения, выбросил браслет электронного слежения, не внёс залог, что ему сходило с рук до сегодняшнего дня. Так что, его задержание приведёт только к положительным результатам, стабилизации в стране, укреплению нацвалюты и улучшению криминогенной ситуации».
Говоря об экс-премьере Грузии Георгии Гахария, политолог сказал, что политическая карьера в Грузии, никому не известного московского молодого бизнесмена средней руки, выпускника МГУ им. Ломоносова, была очень стремительной: «За несколько лет он неожиданно для всех стал главой власти в Грузии и также неожиданно распрощался с властью. За эти годы он остался инородным телом для всех высших руководителей, всех ветвей власти. У него не сложились отношения ни с одним лидером «Грузинской мечты»: ни с мэром Тбилиси – генсеком правящей партии Кахи Каладзе, ни с министром обороны – самым верным Иванишвили Ираклием Гарибашвили, ни с новым председателем парламента Арчилом Талаквадзе, ни с председателем «Грузинской мечты» Ираклием Кобахидзе, ни с исполнительным секретарём партии Мамукой Мдинарадзе. У него не было команды, а после ухода Бидзины Иванишвили из политики он остался без единственного покровителя. То, кто оказал ему протекцию – познакомил 4 года назад с Иванишвили – бывший советник миллиардера Гия Хухашвили – намного раньше был изгнан Иванишвили со скандалом и перешёл в лагерь противников Иванишвили. Уходя из политики, Иванишвили оставил свою должность – председателя основанной им партии «Грузинская мечта» не премьеру Гахария, как было по сложившейся традиции, а экс-спикеру Парламента, исполнительному секретарю партии Ираклию Кобахидзе. А ещё Гахария обиделся, когда после парламентских выборов 31 октября ему не разрешили заменить ни одного министра во вновь представленном на утверждение Парламентом кабинете, хотя со многими из них у него были неприязненные отношения, и дальнейшее их сотрудничество становилось абсурдом. Гахария, практически, не контролировал половину своего кабинета, всех главных министров – ни силовой, ни экономической блок. Поэтому очень амбициозный и самолюбивый Гахария своим уходом в самый трудный и решающий момент для власти и правящей партии решил им отомстить, заодно получил индульгенцию у оппозиции, которая его простила за разгон митингующих во главе с Мелия, пытающихся захватить здание Парламента в июне 2019 года, во время которого министром внутренних дел был Гахария, и от травмата некоторые лишились зрения».
Эксперт также напомнил, что новый премьер Гарибашвили уже был премьер-министром Грузии с 2013 по 2016 год: «Он сейчас – надежда всего населения Грузии, потому что кроме него в данный момент не было лучшей кандидатуры, способной навести конституционный порядок в стране, расшатанной, проводимой его предшественниками – премьерами Квирикашвили, Бахтадзе и Гахария – политикой коабитации, сожительства с преступниками из оппозиции. Гарибашвили – отличный семьянин, выросший на традиционных грузинских ценностях грузин. Католикос-Патриарх сделал ему особый подарок – подарил редкого белого коня, что это значит на Кавказе, думаю, не стоит объяснять. Будучи премьером, в 2015 году именно по инициативе Гарибашвили в Конституцию Грузии была внесена запись о гетеросексуальном браке – что брак является союзом мужчины и женщины. Гарибашвили был министром и внутренних дел, и обороны, на данных позициях запомнился как реформатор, политическая ориентация – евроатлантическая, на вступление в ЕС и стратегической партнёрство в США, окончил Сорбонну, владеет иностранными языками».
В заключение главред ИА "ГРУЗИНФОРМ" заявил, что досрочных выборов в Грузии не будет: «Это вчера в Парламенте специально отметил премьер. Для этого нет законных оснований, а Гарибашвили вернулся премьером, чтобы восстановить закон. «Грузинская мечта» создала в Парламенте Комиссию по изучению результатов выборов, но оппозиция, которая сегодня осталась без главаря, бойкотировала Парламент, в чём тоже главную роль сыграл эмиссар Саакашвили в Грузии – задержанный Мелия. Власть предложила условия – если Комиссия обнаружит хотя бы 1% фальсифицированных голосов, то выборы будут назначены безотлагательно, но оппозицию уговорить не смогли даже фасилитаторы – послы США и ЕС в Грузии. Теперь время переговоров прошло, 5 раундов, как оказалось, были только тактикой затягивания времени, которую диктовал Саакашвили. Во время задержания, на помощь не пришли избиратели оппозиции, там были только пара сотен активистов – лидеров партий без электората, к примеру - к утру подошла Бурджанадзе с сыном, партия, которой практически давно не существует. Поэтому Саакашвили хотел протянуть время, надеясь, что пандемия коронавируса и экономический кризис выведут народ на улицы, а его эмиссары в Грузии – Мелия, Бурджанадзе, Угулава, Бокерия и другие, эту толпу возглавят».
Источник: Eurasia Diary