ОТ РЕДАКТОРА
Хидирбегишвили: Западные партнёры должны быть заинтересованы в урегулировании российско-грузинских отношений

     Интервью с Главным редактором ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили

Корр.: Конфликт в Израиле: ХАМАС официально лишь просит прекратить выселение семей с приграничной с Сектором Газа территории, а Израиль готов прекратить огонь после того, как этот сделает ХАМАС. Кроме перечисленных Вами, есть ли другие причины возникновения конфликта, господин Арно? Напомню читателям, Вы заявили, что кровь у палестинских арабов взыграла после двух миллионов доз вакцин, подаренных израильскими властями, и после кучи денег от арабских стран, на которые они изготовили свои «кустарные пусковые установки из канализационных труб».

А.Х.: Кто и как спровоцировал последний всплеск противостояния между евреями и арабами, в подробностях известно «Моссаду». Я назвал лишь две причины этой бесконечной коллизии, что никак не навредит процессу урегулирования. Это - очень сенситивная для меня тема, потому что в Израиле живут десятки тысяч грузинских соотечественников. Как политолог, отмечу, что боевые действия работают в пользу премьера Нетаньяху перед внеочередными выборами. Но я не утверждаю, что Нетаньяху сам спровоцировал боевые действия - как Саакашвили в 2008 году, когда рейтинг последнего, несмотря на сфальсифицированные результаты президентских и парламентских выборов, неудержимо катился вниз.

- Оправдался Ваш прогноз – Россия не внесла Грузию в Список недружественных стран, как Вы и предполагали в нескольких публикациях за последний месяц. Явится ли это положительным сигналом для грузинского политического руководства и оппозиции, которые в унисон называют РФ врагом №1 и оккупантом?

- В Грузии все считали, что я ошибаюсь, хотя, если бы Россия официально признала Грузию недружественной страной, это было бы не лишено логики. Именно так поступили бы на месте России любая европейская страна и США. Даже в России, ссылаясь на президентский пул, заявили по центральным телеканалам, что в Списке, внесённом на подписание Путину, фигурирует Грузия и ещё десять стран – США, Великобритания, Канада, Австралия, Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония и Чехия. Но, как видите, в Список попали лишь США и Чехия. А это означает, что весь кремлёвский фул также далёк от темы, как Запад, а в теме - только Путин и Лавров. Смотрите: США и Чехия – неудивительно, Россия наконец-то создала свой «Список Магнитского», в который будет вносить страны и применять против них санкции по мере их враждебности. Но зачем было вносить остальных, зачем объединять их всех против России?! Незачем! Напротив – между недругами надо сеять сомнения и разъединять их: «Почему это Россия не внесла нас в Список недружественных стран вместе с США? Наверное, не зря, наверное, имела веский повод…» - теряются сейчас в догадках Лондон, Оттава и Канберра, вспоминая про свои собственные разногласия с Вашингтоном.

Тем более незачем было бы на этом этапе вносить в Список Украину, Прибалтику и Польшу, внешняя политика которых подробно прописана Госдепом США. Марионеточные власти уйдут, останутся народы, которые неизбежно вновь захотят дружить с русскими.

   Что касается Грузии: Путина дезинформировали насчёт «исторической государственности» Абхазии и Южной Осетии, реальной ситуации в самопровозглашённых республиках, и взвалили на него тяжёлое «наследство» признания их «независимости». Нести дальше этот груз – тяжело и бессмысленно, а бросить просто так, после того, сколько туда было вложено, конечно же, обидно. Тем не менее, Путин не внёс Грузию в Список недружественных стран, потому что надеется на поэтапное урегулирование российско-грузинских отношений и, полагаю, восстановление её территориальной целостности. Даже если бы у России не было экономических трудностей, ей нет смысла содержать территории, которые за два десятка лет так и не стали и никогда не станут самостоятельными государственными образованиями. Больше ничего о процессах в Абхазии сегодня сказать не могу. Знаю одно – Путин не повторит чужих ошибок и сделает всё, чтобы вывод российских баз из Абхазии и Южной Осетии не был похож на вывод российских, или американских войск из Афганистана – был достойным, не вызывал вопросов и не имел последствий.

- Вы затронули тему, о которой я собиралась спросить: в одной из последних публикаций, ссылаясь на компетентные источники, Вы заявили о закулисных переговорах между Москвой, Тбилиси и Сухуми по поводу возвращения Абхазии в юрисдикцию Грузии. Вы предположили, что медиатором в этом процессе является Турция. Подтверждается ли эта информация?

- Я также заявил, что Россия начала демаркацию границы с Абхазией, чтобы продемонстрировать, что Россия – не оккупант, и аннексировать территорию Грузии – Автономную Республику Абхазию – не собирается. В противном случае, зачем ей демаркация границы, которую она собирается стереть вовсе и присоединить Абхазии к Краснодарскому краю? А точнее – к Имеретинской долине Адлерского района города Сочи? Так вот, в части демаркации границы информация подтверждается. Есть и новая информация, что в процессе переговоров, которые ведутся параллельно с «разборками» в абхазо-мегрельской элите, возникла «армянская» проблема. Дело в том, что армяне, которые в Абхазии – на первом месте по численности населения, а в Краснодарском крае – на втором (после русских), выставили требование - создание армянской культурной автономии на территории Абхазии и Краснодарского края, от Нового Афона – до Сочи.

- Если не ошибаюсь, армянскую культурную автономию лет десять назад хотели создать на территории региона Самцхе-Джавахети....

- Да, была такая попытка. Сегодня в Москве создали грузинскую культурную автономию и у армян сразу возникли претензии – почему, мол, грузинам можно, а нам – нельзя?! Несмотря на то, что культурная автономия – это не государственная, она тоже имеет свои регуляции - язык общения и делопроизводства, язык образования, топонимы и др. Поэтому я отрицательно отношусь к любой «культурной автономии», как к элементу сепаратизма и сегрегации.

- Вы упомянули «поэтапное урегулирование российско-грузинских отношений». Как Вам представляются эти этапы?

- Их – три, и все они взаимосвязаны, ближайший – восстановление прямых авиасообщений, затем – отмена визового режима и восстановление дипотношений. Я не вижу иного способа вывести грузинскую экономику из нынешнего кризиса, чем побыстрее пройти все эти три этапа. Плохо, когда население Грузии живёт за счёт денежных переводов из России и стран Евросоюза, где наши граждане заняты низкоквалифицированным трудом!

Российский турист не прилетит через Ереван, билеты туда и обратно обойдутся дороже, чем сам отдых. Отправлять грузинскую продукцию - в Россию и российскую продукцию - в Грузию самолётом, да ещё – через третьи страны, тоже невыгодно из-за дороговизны. Грузинский экспорт - в Россию и российский экспорт - в Грузию, из-за заблокированной ж/д через Абхазию, идёт по ж/д через Азербайджан, а более дорогой единственный прямой автомобильный маршрут Владикавказ – Ларс с задачей не справляется, зимой - по погодным условиям, и из-за недостаточной пропускной способности.

   Второе, от чего дорожает экспорт-импорт, это отсутствие прямых дипломатических отношений между нашими странами, которые сегодня осуществляются через посредника - Швейцарию. Смотрите: Россия является 100-процентным монополистом в поставках пшеницы в Грузию, то есть хлеб и вся продукция, для изготовления которой необходима пшеница, у нас - российские. Но знают ли граждане Грузии, которые с негодованием последнюю неделю платят за подорожавший грузинский хлеб 1 лари 20 тетри (приблизительно 35 центов), что более 30 процентов от цены уходит в Азербайджан, азербайджанским бизнесменам в карман?! Да-да, за отсутствием дипотношений между Россий и Грузией, то есть – из-за отсутствия посольства России в Грузии и Грузии – в России, не существуют, соответственно, и грузинское торговое представительство - в России и российское торгпредство - в Грузии. Поэтому все договора - поставки осуществляются через азербайджанских посредников, азербайджанские фирмы, от чего, к примеру, пшеница, хлеб, дорожают на 30 процентов! Вот причина, по которой Россия, как импортёр грузинской продукции и экспортёр российских товаров в Грузию, откатилась на третьи места по обеим позициям, а то и дальше, уступив Турции и Азербайджану. Последний, к тому же, стал монополистом в поставках газа в Грузию, окончательно заместив российский газ по газопроводу Владикавказ-Тбилиси-Ереван, своим, азербайджанским, по трубопроводу Баку- Тбилиси-Эрзерум.

- Но какая разница – с кем торговать? Главное, чтобы экономика работала, разве не так?

- Разница – в диверсификации и в объёмах, при том, что у Грузии торговое сальдо резко отрицательное, то есть – импорт намного превышает экспорт. Грузинская продукция популярна преимущественно на традиционном российском рынке, который не компенсирует ни одна страна, даже Китай. Есть и другая разница: кто пройдёт по центральному проспекту Агмашенебели в Тбилиси, не поверит, что в Грузии – локдаун и кризис. Все первые и подвальные этажи старинных зданий заняты под турецкие бары, рестораны, магазины, булочные и бордели, и всё это – заполнено, в основном – турками, которые, по чуждой Грузии традиции, сидят на стульях перед своими заведениями прямо на проспекте. Несмотря на то, что в Турцию не летают самолёты многих стран из-за скачка пандемии, грузинская граница с Турцией в Сарпи распахнута нараспашку! И на это смотрит полуголодное местное население… Почему западные партнёры Грузии не в состоянии понять, что это вызывает у обозлённого по причине нищеты грузинского населения антизападные, а не антироссийские настроения? Хотя Турция и Евросоюз, куда Турцию не приняли, это две большие разницы? Грузинам отвратительна нищета, они ненавидят за неё даже самих себя! Самыми прозападными грузины, как ни странно, были в советские времена, потому что тогда были сытыми, обеспеченными, и на досуге радовались джазу и Голливуду, джинсам и «Пепси-Коле»! «Пепси-Колы» сейчас у нас – хоть купайся, а вот радости – нет… Поэтому, если Запад заинтересован опять развернуть к себе Грузию лицом, он должен способствовать урегулированию российско-грузинских отношений. Без посредников в лице Азербайджана и Швейцарии.

- Спасибо, что уделили нам время!

Интервью провела Лиана Бакрадзе

17 мая 2021 года
Грузия, Тбилиси