Право
ФОТОГРАФ МИД ГРУЗИИ ЗАЯВИЛ, ЧТО ЕГО ЗАВЕРБОВАЛИ В 2002 ГОДУ В ЦХИНВАЛЕ

chvenebaТБИЛИСИ, 18 июля. Главная прокуратура Грузии распространила признательные показания задержанного по обвинению в шпионаже фоторепортера, фотографа грузинского МИД Гиоргия Абдаладзе. Он рассказал, что был завербован российскими спецслужбами в 2002 году в Цхинвале.

Как передает «Новости-Грузия», признательные показания Абдаладзе, которые были записаны 16 июля в присутствии адвокатов, были показаны в эфире грузинской телекомпании «Имеди».

Свой рассказ Абдаладзе начал со своей командировки в качестве фотокорреспондента газеты «Квирис палитра», во время которой он должен был сделать репортаж о контрабанде на рынке в поселке Эргнети у границ Южной Осетии.

«Я там находился вместе с водителем. У входа на рынок «Эргнети», который тогда считался нейтральной территорией, меня задержали представители российских спецслужб и избили… Заставили водителя ехать в направлении Цхинвали…», — заявил Абдаладзе, отметив, что их доставили в здание службы безопасности.

В здании, по словам Абдаладзе его продолжили бить. Во время обыска у него обнаружили аккредитацию пресс-службы президента Грузии и включенный диктофон, который записывал все происходящее с момента задержания. Этот факт, по словам обвиняемого, еще больше разозлил сотрудников ведомства, и они принялись избивать его еще яростнее.

Через полтора дня Гиоргию Абдаладзе, по его словам, принесли документ на подписание. «Мне сказали, что это акт моего допроса, в котором я признаюсь в шпионаже и намерениях совершить диверсионные акты. Сначала я отказался, после чего меня снова начали избивать. Затем я подписал этот документ… После этого насилие прекратилось», — заявил Абдаладзе.

После этого, по словам фоторепортера, его перевезли в Цхинвальскую тюрьму, а на рассвете увезли в другое здание. Там его завели в комнату, где сидели два российских военных, которые обращались с ним «вежливо», отметил он.

«Российские военные заявили мне, что против меня выдвинуто тяжелое обвинение, которое предусматривает девять лет лишения свободы. Затем мне положили на стол фотографии моих братьев и матери, и заявили, что если я откажусь сотрудничать, их ликвидируют, а если соглашусь, получу крупное вознаграждение», — отметил Абдаладзе.

По словам Абдаладзе, он согласился и подписал некую бумагу, даже не читая ее содержания. После этого его освободили и довезли до Эргнети.

Позже, после того как Абдаладзе уже начал работать в издании «Самшобло», с ним встретился мужчина среднего возраста, который напомнил о подписанном в Цхинвале документе и сказал, что он должен пойти в офис партии Игоря Гиоргадзе (бывший министр госбезопасности в правительстве времен Шеварднадзе), расположенный в центре Тбилиси.

По словам Абдаладзе, в офисе Гиоргадзе ему предложили сделать фотографии митингов, которые проводила партия. Он согласился после чего, снятые им фотографии были размещены в газетах и на веб-сайтах, а также отправлены в Московский офис Гиоргадзе.

«Расчет за проделанную работу происходил налом, примерно 150-200 лари (около $90-120). Это продолжалось в течение нескольких лет», — заявил Абдаладзе.

Далее он сообщил, что другой задержанный по делу о шпионаже, фотограф Европейского фотоагентства EPA Зураб Курцикидзе связался с ним в 2007 году, в то время, когда он уже работал фоторепортером парламента Грузии (в то время спикером была Нино Бурджанадзе). По словам Абдаладзе, Курцикидзе дал понять, что знает о подписанном в Цхинвале документе.

«В этот период я знал Зураба Курцикидзе, мы были коллеги. И он мне дал понять, что тоже работал на одно российское агентство и сказал, что ему нужны некоторые фотографии, чтобы отправить в это агентство. Спустя некоторое время, Курцикидзе попросил меня делать стенограммы (встреч) вместе с фотографиями, поскольку это нужно было Москве, и я это выполнил. Он мне сказал, что расчет производился наличными», — рассказал Абдаладзе.

Следующее задание, по словам Абдаладзе, он получил от коллеги в 2008 году, во время августовской войны.

«В это время Курцикидзе находился в Гори. Он позвонил мне и попросил помочь. Я на своей машине поехал в Гори… Курцикидзе меня попросил передать ему снятые материалы, для Москвы… Мы, в основном, снимали, как отступала наша армия и настроения среди населения… Иногда производились также записи… Курцикидзе звонил одному человеку и говорил — «тут такое творится» и рассказывал о происходящем… Помню, что он говорил (по телефону) — «люди убегают"… Я оставил фотоматериал Курцикидзе», — заявил Гиоргий Абдаладзе.

Кроме того, он рассказал и о том периоде, когда работал в МИД. В то время Курцикидзе наряду с фотографиями требовал и стенограммы встреч.

«В 2010 году я начал работать в парламенте Грузии. Как и в парламенте Грузии, в мои обязанности входила съемка мероприятий главы МИД. Я передавал эти материалы Зурабу Курцикидзе. Я также снимал материалы в госканцелярии Грузии и в администрации президента. Меня попросили делать к фотографиям и стенограммы. Я поднимался на четвертый этаж в МИД, заходил в одну комнату, где был компьютер с доступом к информациям. Я говорил сотрудникам, что не могу загнать фотографии в этот компьютер, и переходил к другому, откуда я мог переписать стенограммы», — рассказал Абдаладзе.

«Последняя его (Курцикидзе) просьба заключалась в том, чтобы вместе с фотографиями я сделал стенограмму. Он попросил меня снять министра (одного из иностранных государств) не только в МИД, а также в канцелярии правительства и резиденции президента, что я выполнил… Я не успел взять сумму, в этот период меня уже задержали», — говорит Абдаладзе.

Кроме того, он рассказал, что стенограммы он также брал из одного компьютера в МИД Грузии.

В заявлении Главной прокуратуры Грузии, которая обнародовала показания Абдаладзе, сказано, что признательные показания дал и Зураб Курцикидзе. Таким образом, к настоящему времени все задержанные 7 июля признались. Тем не менее, их коллеги в Тбилими продолжают акции протеста, подозревая, что показания получены под давлением.

Фотограф пресс-службы президента Грузии Ираклий Геденидзе, его супруга, фотограф Натия Геденидзе, фоторепортер европейского фотоагентства EPA Зураб Курцикидзе и фотограф Георгий Абдаладзе, который работал в издании «Алиа Холдинг», сотрудничал по контракту с МИД Грузии и был стрингером Associated Press, были задержаны департаментом контрразведки МВД Грузии 7 июля по обвинению в шпионаже. Трое – Абдаладзе, Геденидзе и Курцикидзе были помещены в предварительное заключение, а Натия Геденидзе освобождена под залог в 10 тысяч лари (около $6 тыс.).

 

http://www.rosbalt.ru/kavkaz/2011/07/18/870446.html