Грузия, 27 августа, ГРУЗИНФОРМ. Близится шестой Восточный экономический форум. Эта международная коммуникационная площадка не только презентует важные направления, но и формирует новую реальность.
Эксперты готовятся оценивать перспективы развития Дальнего Востока и интеграции с экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона. Но Восточный экономический форум — это еще и повод затронуть тему антироссийских санкций, которыми новая реальность катализирована. Это повод поговорить о сопротивляемости российской экономики внешним вызовам.
Станут ли западные санкции раздражителем и стимулом для отечественного производства? Может ли охлаждение отношений с Западом закалить российскую экономику? Вспомним противоположные исторические примеры, когда период потепления в международных отношениях СССР с Западом приводил к экономическому кризису, к краху государства.
Несмотря на введение санкций, экономика РФ показала свою устойчивость. Она справилась с этим внешним вызовом. В настоящий момент мы наблюдаем рост экономических показателей.
С 2014 года была запущена программа импортозамещения. Во многих сферах ее удалось реализовать. Это можно сказать и об аграрном секторе, и о производстве пищевой продукции. Вопросы продовольственной безопасности были полностью решены. В данный момент в России отмечается значительный рост объемов производства пищевой и сельскохозяйственной продукции.
Санкции, введенные в отношении промышленных предприятий, только усилили их. Были восстановлены кооперационные связи внутри самой РФ, а также со странами производителями аналогичной продукции на территории ЕвразЭС.
Наглядный пример — успешные проекты в реализации самолетов Sukhoi Superjet, который сейчас закупается российскими авиакомпаниями как для внутренних, так и для некоторых международных маршрутов.
Мировой лидер в производстве оборудования для атомной энергетики — государственная корпорация «Росатом» — продолжает работать в штатном режиме. И санкции на этой работе практически не сказались. Производится на данный момент модернизация на существующих объектах, построенных как в советское время, так и в период деятельности госкорпорации «Росатом».
И оказалось, что не так страшны санкции, как их малюют.
ВПК практически не пострадал, о чем свидетельствуют новейшие системы российского вооружения.
Обратим внимание на один из результатов пятого Восточного экономического форума (сентябрь 2019 года): Индия заказала российского оружия на 14,5 млрд долларов.
Как видим, свет клином не сошелся на тех странах, которые приобщились к антироссийским санкциям.
Хотя высоколиквидная часть мирового рынка находится в Западной Европе и в Северной Америке, — противовесом ей является объем рынка азиатского и тихоокеанского (Китай, Индия, Бразилия). Помимо контактов РФ в рамках ЕвразЭС, есть еще контакты в рамках БРИКС и ШОС, которые позволяют реализовывать проекты в энергетике, в продаже вооружений и т.д.
Говоря об этом направлении (БРИКС, ШОС), приведем такой пример. Российская компания «Уралхим» — один из крупнейших производителей калийных удобрений. И главными потребителями для нас здесь являются Бразилия, Индия и Китай.
Но странами ЕвразЭС, БРИКС и ШОС не исчерпывается список партнеров. Не стоит забывать и про Монголию, которая активно сейчас взаимодействует с РФ (напомню, что она в числе тех стран, где зарегистрирована российская вакцина от коронавируса).
Надо признать, что существует проблема со свободным доступом к полупроводниковой продукции, композитным материалам и электронике высокой степени передела, которая производится иностранными компаниями. Но есть и хорошие новости. Уже в ближайшее время ожидается серийный выпуск квантового ноутбука «Гравитон», российского производства, который будет работать в операционной системе Linux. Это позволяетв дальнейшем постепенно отказываться какот зарубежного ПО, так и от зарубежных аппаратных комплексов.
Санкции против России — это палка о двух концах. И часто она бьет по тому же, кто ее первым схватил.
Такие крупные компании, как Boeing, Siemens, Daewoo, Kia, Hyundaiи прочие гиганты машиностроения, из-за введения санкций в отношении РФ только понесли убытки. Они потеряли рынок, на котором свято место пусто не бывает. Его охотно занимают китайские и российские компании. Более двух десятков автосборочных предприятий, работающих на территории РФ, помогли избежать существенного удорожания автомобилей и их дефицита на российском рынке.
Ну, и кому от этого стало хуже?
Напомню, что санкции не помешали Siemens поставить турбины для энергетических объектов на территории Крыма, когда Россия вынуждена была оперативно реагировать на энергетическую блокаду полуострова, устроенную Украиной. Когда у зарубежных компаний есть заинтересованность в российском рынке, они находят возможность обходить санкции и поставлять оборудование на территорию РФ.
Также следует отметить, что единственная автомобильная компания, которая уходила с российского рынка из-за санкций, — это американская корпорация General Motors. В свое время она прекратила производство автомобилей Opel на территории РФ. Сейчас, несмотря на санкции, они возобновили производство автомобилей Opel. Но наданный момент временно прекращено производство автомобилей Ford (хотя оставлено производство легких коммерческих автомобилей Ford).
Уровень производства медицинской техники в России с 2014 года, значительно вырос. Согласно данным порталов финансовой отчетности, производство медицинского оборудования и инструментов в России на сегодняшний день как один из видов экономической деятельности декларируют порядка 2 тысяч действующих компаний. При этом около 100 крупных предприятий работают со сложным оборудованием — это либо продукция собственной разработки, либо выпускаемая по лицензии иностранных производителей медтехника. И практически все нынешние российские учреждения системы здравоохранения комплектуются в первую очередь оборудованием российского производства, которое по всем характеристикам не хуже зарубежных аналогов.
Сумела выстоять под санкциями наша фармакология. То есть санкционные меры оказались неэффективными на этом фронте. А отечественная фармакология подтвердила свою состоятельность во время пандемии. Более того, она укрепила свой авторитет.
С одной стороны, как и прогнозировали наши эксперты, РФ не была допущена к «мировому чемпионату» вакцин от ковида (где, как и в спорте, берет верх политика). Но это не помешало многим странам стать заказчиками именно российской вакцины.
Сравним ситуацию с соседней Украиной. В то время, когда российская фармакология в период пандемии создавала одну за другой собственные вакцины, когда привиться мог каждый гражданин РФ, украинская медицина чуть ли не до весны 2021 года ожидала с протянутой рукой первых поступлений импортных вакцин. При том что еще в начале прошлого десятилетия уровень украинской фармакологии позволял говорить о ее перспективах.
Российские специалисты оказывали помощь в борьбе с пандемией Казахстану, Италии, Сербии, Белоруссии. Это еще одно свидетельство высокого уровня и авторитета российской медицины.
Корпорация Ростех, несмотря ни на какие санкции, продолжает активно выпускать вертолеты. И за последние несколько лет, в рамках развитии национального здравоохранения, было поставлено более 150 вертолетов санитарной авиации по всей России.
Сегодняшнее освоение Северного морского пути дало значительный толчок в производстве ледоколов, а также кораблей, специализированных для использования в арктических условиях. Так, в рамках проекта 22220 (ЛК-60Я) на Балтийском заводе уже построен ледокол «Арктика» (вошедший в состав атомного ледокольного флота России осенью 2020 года) и достраиваются ледоколы «Сибирь» и «Урал».
Несмотря ни на какие санкции, Россия активно осваивает Арктику. Арктическая программа не буксует, а продвигается.
Закономерно, что арктическая тема была популярна и на прошлом Восточном экономическом форуме (сентябрь 2019 года).
Один из итогов пятого форума — создание газовой компанией НОВАТЭК и «Совкомфлотом» совместного предприятия «Современный морской арктический транспорт» (СМАРТ) для строительства 17 СПГ-танкеров Arc 7. Эти СПГ-танкеры арктического класса необходимы для реализации проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2»по добыче природного газа и по производству сжиженного природного газа на Гыданском полуострове.
Также на пятом форуме подписали контракт ССК «Звезда» и Samsung Heavy — на проектирование газовозов для «Арктик СПГ-2».
Еще один результат прошлого форума — подписание компанией НОВАТЭК и ее партнерами протокола о принятии окончательного инвестиционного решения по «Арктик СПГ-2». Стоимость проекта — 21,3 млрд долларов. Был намечен запуск трех линий по 6,6 млн тонн (2023, 2024 и 2026 годы).
Как ни парадоксально, санкции против России заставили ее экономику не только не расслабляться, но и нарастить мускулы. На многих направлениях обозначились точки роста.
И пример противоположного свойства. После 2014 года украинскую власть часто гладили по головке западные кураторы, демонстрируя чуть ли не родительскую заботу. Убаюканная ложными посылами, страна теряет трезвую самооценку. Мы помним, с каким рвением сегодняшняя Украина подключалась к западным санкциям против России, Белоруссии. И что это ей дало? Возьмем только один аспект, очень показательный. Украина позиционируется как аграрная страна с традиционным свиноводством. Но сегодня Украина является основным покупателем российской свинины!
Разве это не повод задуматься над тем, кто кому подсунул свинью с антироссийскими санкциями?
А российский производитель доказал, что и из санкционных передряг он всегда возвращается «отдохнувший, загоревший и с магнитиками».