Грузия, 14 октября, ГРУЗИНФОРМ. В Армении обсуждают новые перспективы, которые появились у страны в результате обострения ирано-азербайджанских отношений, начавшегося из-за транзитной дороги Тегеран-Ереван. На этом фоне Иран и Армения запускают альтернативный масштабный транспортный проект «Персидский залив – Черное море», который предполагает транзит по маршруту Иран-Армения-Грузия, исключая участие в нем Азербайджана и Турции.
Последние события
Риск войны? Учения Ирана на границе с Азербайджаном – и параллельные азербайджано-турецкие учения
С середины сентября 2021 года Тегеран начал стягивать в приграничные с Азербайджаном районы внушительное количество тяжелой военной техники и объявил о начале военных учений.
Об их масштабах и цели официальный Тегеран существенной информации не предоставляет. Но из многочисленных видеороликов, которые в сеть сливают обычные пользователи, создается впечатление, что передислокации масштабные. К границе стянуты не только стандартные для учений танки и БТР, но и реактивные системы залпового огня, зенитные ракетные комплексы, а также беспилотники и управляемая авиация.
Учения параллельно проходят также близ границы с азербайджанской автономией-эксклавом Нахичеванью. При этом там же и почти одновременно – но с другой стороны границы – начались совместные турецко-азербайджанские учения.
Многие эксперты в регионе, в том числе в Армении, начали обсуждать угрозу начала военных действий между Азербайджаном и Ираном.
МИД Ирана обвиняет Азербайджан в том, что он стал «плацдармом для Израиля»
Баку и Тель-Авив более десяти лет тесно сотрудничают в военной сфере. Израиль продает свои БПЛА Азербайджану, а также наладил совместное производство некоторых линеек беспилотников в этой стране.
Власти Ирана в ответ фактически открыто обвиняют Азербайджан в том, что он стал плацдармом для Израиля. Тегеран заявляет о том, что на территории Азербайджана есть израильские военные специалисты.
В эти же дни глава МИД Ирана Хоссейн Амир Абдоллахиян побывал в Москве, где провел переговоры со своим российским коллегой. Там он также заявил о «неприемлемости нахождения сионистского режима у своих границ».
Азербайджан подтверждает, что покупает вооружение в Израиле и опровергает утверждения иранской стороны о присутствии израильских военных специалистов в Карабахе.
Дорога через юг Армении как главная причина обострения
В Армении многие эксперты сходятся в том, что основной причиной обострения стал вопрос контроля над основной дорогой, которая ведет из Ирана в Армению и по которой поставляются до 40 процентов жизненно важных для Армении грузов. Вернее, речь идет о небольшом участке этой дороги между армянскими городами Капан и Горис. 20-километровый участок проходит здесь через территорию, которая вернулась под контроль Азербайджана после второй карабахской войны.
В середине сентября Азербайджан заявил, что иранские трейлеры везут по этой дороге грузы и топливо не только в Армению, но и в ту часть Карабаха, которая находится под контролем российских миротворцев. Назвав это неприемлемым, Азербайджан установил полицейский и таможенный посты на этом участке дороги.
С иранских водителей стали требовать выплаты таможенной пошлины за пересечение азербайджанской границы. Азербайджан также арестовал двоих иранских водителей по обвинению в незаконном движении по его территории.
Это в ответ вызвало гнев в Иране и было воспринято его руководством как вызов.
Ситуация накалилась очень быстро. С открытой критикой другой стороны выступили президент Азербайджана и духовный лидер Ирана.
О Зангезурском коридоре — от Турции до Азербайджана через территорию Армении
Армения считает, что осложнения на трассе Иран-Армения были созданы Азербайджаном с целью вынудить ее согласиться на реализацию важного для Баку проекта Зангезурского коридора – дороги через территорию Армении, которая прошла бы от Турции до Азербайджана через его автономию Нахичевань, который сейчас является эксклавом и почти полностью окружен землями Армении.
Категорически отрицательная позиция Армении по поводу этого проекта была уже неоднократно заявлена: Азербайджан не получит дороги через территорию Армении, которая не будет под контролем Еревана.
Эту же позицию повторил в Тегеране министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян, который отправился туда с визитом на фоне иранско-азербайджанского обострения.
Мирзоян также вновь повторил, что Азербайджан не выполняет пункты соглашения от 9 ноября о прекращении боевых действий в Карабахе и фактически выдвигает новые требования.
Ереван апеллирует к тексту трехстороннего соглашения о перемирии, подписанного 10 ноября 2020 года (Армения, Азербайджан, Россия), и заявляет, что в этом документе говорится о разблокировании коммуникаций в регионе, но не упоминается какого бы то ни было коридора.
«Мы говорили о так называемом «Зангезурском коридоре», то есть об отсутствии такой темы. Мы констатировали, что такой темы нет и такой темы быть не может», — сказал после визита в Иран Арарат Мирзоян.
Альтернативный маршрут: «Персидский залив – Черное море», от Ирана до Армении и Грузии
Решение проблемы Армения и Иран видят в развитии альтернативного транспортного маршрута, который исключит территорию Азербайджана. В последних официальных сообщениях обеих стран говорится о совместной реализации проекта «Персидский залив – Черное море», который пройдет через территорию Ирана, Армении и Грузии и должен стать выходом для Индии и Китая к европейскому рынку.
«Альтернативный транзитный маршрут [дорога Татев-Капан — JAMnews] для иранских грузовиков в Армении будет заасфальтирован уже в течение следующего месяца. И больше не будет необходимости использовать предыдущую дорогу, которая проходит через Азербайджан, а он требует от нас уплаты пошлин», — заявил заместитель министра транспорта Ирана Хейролла Хадеми, о чем сообщило 8 октября иранское государственное агентство IRNA.
«Строить дороги и исключить блокаду»
«Армения должна исключить любой вариант, который может предполагать блокаду. Любая коммуникация, которая будет пролегать через территорию Армении, должна находиться под контролем Армении. Второе — Ереван должен делать все возможное для развития направления Иран-Армения-Грузия, которое дает нам новые коммуникационные возможности», — считает политолог Эмиль Ордуханян.
Это направление называют маршрутом «Север-Юг». Его реализация началась несколько лет назад, но получила реальные возможности только в начале лета 2021 года, когда ему предоставил значительную финансовую поддержку Евросоюз.
Северная часть этой дороги, со стороны Грузии, по большей части проложена. Осталась наиболее масштабная и трудоемкая часть – южная. Для строительства этого участка Евросоюз и предоставил финансирование в 600 миллионов евро.
jam-news.ne