ПУБЛИКАЦИИ
Каковы перспективы транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем?

   Интервью Caliber.Az с грузинским политологом, главным редактором информационного агентства «ГРУЗИНФОРМ» Арно Хидирбегишвили.

- Иран, Азербайджан и Грузия договорились о создании транзитного маршрута, соединяющего Персидский залив с Черным морем. Об этом сообщил официальный представитель Иранской организации по техническому обслуживанию дорог и транспорту (RMTO) Джавад Хедаяти. Как вы оцениваете перспективы этого коридора?

- Если такой проект родился, значит, он экономически выгоден и Ирану, и странам - торговым партнерам Ирана. Азербайджану и Грузии он выгоден во всех случаях, как и любые транспортные транзитные маршруты, проходящие через их территории, и чем их будет больше, тем лучше.

Перспектива данного проекта, на мой взгляд, зависит от политической составляющей. Иран является стратегическом партнером РФ, поэтому он будет отрицательно воспринят стратегическими союзниками и партнерами Грузии - США и ЕС. В том числе и поэтому Грузия воздерживается от участия в платформе «3+3» с участием Ирана.

Но в будущем, когда на Черном море станет спокойней и напряжение между Россией и Украиной урегулируется, этот маршрут получит хорошую перспективу. Уже не говорю о том, если будет открыто транспортное сообщение через Абхазию и Южную Осетию.

- Почему Иран в данном проекте выбрал Азербайджан как страну-транзитера, а не Армению?

- Азербайджан нельзя сравнивать с Арменией по своим коммуникационным возможностям. Грузию с Азербайджаном связывает активно действующая железная дорога, точнее - дороги, учитывая новые пути Карс-Ахалкалаки-Баку. Груз из Ирана в Армению, а оттуда в Грузию - это дорогой автомобильный маршрут. Тем более, что этот вариант будет отрицательно воспринят и Баку, и Анкарой.

- Не превратится ли Черное море в арену противостояния сразу трех бывших империй: Османской, Российской и Персидской?

- Не превратится. Когда речь идет об экономике, противостояния не будет, тем более, если грузы пойдут через Азербайджан. Российская «империя» противостоит только военным проектам на Черном море, а не торговым. Россию беспокоит НАТО и ее концепция Черноморской региональной безопасности.

- Не является ли данный маршрут конкурентом маршрута «Север-Юг»?

- Конкурентом проекта «Север-Юг» эта инициатива не станет, так как «Север-Юг» имеет свою эксклюзивную нагрузку, для которой новый маршрут никак не помеха, каким бы рентабельным он не оказался.

Caliber.Az