Религия
ПАТРИАРХ ВСЕЯ ГРУЗИИ ИЛИА ВТОРОЙ - ИНТЕРВЬЮ РАДИО "ЭРА ФМ"

ilia_exo_moskviУкраинская радиостанция "Эра ФМ" взяла интервью у Главы Грузинской православной церкви, Католикос-Патриарха Всея Грузии Илии Второго, который прибыл в Киев, чтобы принять участие в праздновании Дня крещения Руси и провести встречу с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом.

Ведущая передачи - Татьяна Терехова.

ТЕРЕХОВА: Ваше Святейшество, мы приветствуем Вас на древней киевской земле. Из вашей биографии известно, что в свое время вы учились в Загорске и лично знаете много протоиереев и пастырей русской церкви. Но с тех пор прошла уже целая эпоха. Рухнул Советский Союз. Грузия вышла из империи и стала независимым государством. И в самой Грузии за эти 20 лет прошло очень много событий. Гражданская война, распад страны. С высоты прожитых Вами лет, что больше всего воспринимается с радостью и улыбкой, а что ужаснуло Вас, как человека, который увидел бездну в раскрывшемся грехопадении?

ПАТРИАРХ: Приветствую всех жителей Украины. Я выражаю большую радость по поводу прибытия сюда. Хочу выразить большую благодарность его блаженству митрополиту Владимиру за приглашение. Я окончил Московскую духовную семинарию и Академию. Академию я окончил в 1960 году. Много событий произошло в это время. Но самое главное, я всегда чувствовал, что Господь был с нами и помогал нам, несмотря на все сложности. Советского Союза не стало, мои ожидания от свободы еще лучшего положения, оно будет в будущем, но пока есть многие трудности. Я хочу сказать, что большая трудность и большая проблема в Грузии – это Абхазия и Цхинвале, которые являются исконными территориями Грузии. Я был 11 лет митрополитом сухумским и абхазским, и знаю там каждый уголок этой автономной республики, и сам видел и ощущал ту любовь, которая была между грузинами и абхазами, украинцами и русскими и другими народами. У нас не было никаких раздоров. Но, наверное, кому-то это не нравилось, и произошла вот эта трагедия сепаратизма. Сепаратизм является опасной болезнью и ни в коем случае нельзя его допускать. С одной стороны – бороться со своим сепаратизмом, а с другой - в другой стране поддерживать сепаратизм – это грешно и неправильно. Но мы живем с надеждой. Вот у меня будут встречи с блаженнешим митрополитом. Встреча будет с его святейшеством Патриархом московским и всея Руси Кириллом и мы будем обсуждать все эти вопросы, которые нас волнуют и я думаю, что святейший патриарх Кирилл – он мудрый и дальнозоркий первосвятитель, он сделает все возможное, чтобы все пришло в свое русло. Ведь масса людей, беженцев, которые ютятся по разным уголкам Грузии, они должны вернуться в свои очаги. Так что я прибыл на Украину с любовью и надеждой.

ТЕРЕХОВА: Сегодня грузинская церковь скорбит о разделе страны, о том, что многие ее чада позабыли мать церковь. В Южной Осетии и Абхазии происходит целая цепная реакция полураспада православного на разные церковные группы, и все они отталкивают от себя грузинскую православную веру. Что это? Это заблуждение людей, это происки дьявола и его сил? Может, это интриги политиков или все-таки это естественный процесс роста, который рано или поздно приведет странствующих по неверному пути в лоно истины и добра?

ПАТРИАРХ: Я думаю, что это ошибка и крупная ошибка, это прежде всего, опасно для самих жителей Абхазии, которые не хотят быть в лоне канонической законной церкви грузинской. Я думаю, что они поймут эту ошибку и обязательно вернутся в лоно грузинской православной церкви. Я считаю, что тот, кто нарушает канонические правила, тот, кто стремится расколоть церковь, пресвятые отцы говорят, что даже мученической кровью нельзя смыть этот грех, который они совершают. Поэтому я призываю всех духовных лиц Абхазии и Цхинвале, чтобы мы встретились, побеседовали и вернулись на свои прежние места.

ТЕРЕХОВА: Учитывая плотность населения Грузии, патриарх – это не только первый епископ земной церкви, но это также отец нации. Поэтому для многих грузин сегодня патриарх Илия – это как последний луч света в темном туннеле человеческих страданий, это как символ последней правды на земле. Трудно ли Вам , как человеку и патриарху одновременно утирать слезы плачущих, утешать скорбящих и в то де время вынужденно общаться с правительством, а также защищать людей, которых очень часто обижает правительство и злые люди?

ПАТРИАРХ: Правительство тоже старается делать, что возможно. Правительство находится тоже в тяжелом положении в экономическом, политическом и финансовом отношении. Я думаю, что очень трудно, когда к тебе придет человек и скажет: «Вот я своих детей отпустила в школу и не дала им пищу». Надо, прежде всего, позаботится о человеке, человек – это высшая ценность на земле. Вот наш великий писатель и святой Илья Чавчавадзе, сказал три слова: «Родина, язык и вера». Я немного расширю это и скажу «Бог, родина и человек». Это три ценности, которые обязательны, если человек утратит веру в Бога, изменит родине и человек, как высшая ценность, утратит свое хорошее отношение, то конец будет плохим. Поэтому я думаю, что делаю то, что должен делать. Я не хочу в политические дебаты вступать с кем-либо. Я просто желаю благополучия и мира и простым верующим, и мусульманам, и представителям других религий. Мы все делаем, чтобы помочь людям. Для нас не имеет никакого значения, какой веры и национальности, мы помогаем все, кто нуждается, насколько это возможно, потому что мы тоже ограничены в экономическом плане. Я надеюсь на доброе будущее.

ТЕРЕХОВА: В свое время вы были на боевых сражениях, вы видели раненых и мертвых. Вы привозили солдат в Грузию и напутствовали их души на путь всея земли. Что вы чувствовали, кА человек и патриарх: вы плакали, вы скорбили об этих жертвах или все-таки, что вам в вашей земной жизни пришлось увидеть это грехопадение и то, что неправда восторжествовала над истиной и правдой?

ПАТРИАРХ: Очень трудно было видеть убитых на поле. Некому было хоронить. Когда мы ехали, то я увидел машину, за рулем сидел шофер. Когда мы возвращались, он опять там сидел. Я говорю: «Остановитесь. Что с ним?». Оказалось, он мертвый сидит за рулем. И некому было его похоронить. Мы его вынесли и повезли в Тбилиси 6 или 7 покойников. А потом я послал еще священников и мирян для того, чтобы найти покойников и похоронить их. Это и сейчас тяжело вспоминать.

ТЕРЕХОВА: Грузию населяют разные люди, многие из них весьма темпераментны. Какую любовь к богу и силу внутреннего духа нужно иметь, чтобы взять монашеский обет и преодолевая природный темперамент и в глубине души постоянно творить Иисусову молитву? Где взять силы на это?

ПАТРИАРХ: Темперамент является свойством каждого человека. и грузины темпераментны может быть, немножко больше. Но когда вера в Бога поднимается так высоко, что земные сладости кажутся уже мелкими, тогда человек получает помощь Божью. Я иногда пишу музыку. Я написал: «Устал я – приди ко мне, Господи». Человек идет к Богу, он устает и падает и он уже не может дальше продолжать свой путь. Он просит6 «Я уже не могу идти, ты сам приди ко мне». Я хочу вам дать кассету, где я записал и другие духовные песни. Последнее время я написал песнопение на латинском языке « Аве Мария». Это «Радуйся, Мария». Это точный перевод «Богородица-дева, радуйся». И вторая песня «Санхтус». Я думаю, вам понравится. У меня часто бывают гости из разных стран. Недавно у меня была делегация евреев из разных стран. Мы беседовали и в конце я дал им послушать «Аве Марию». 50 человек было и многие из них плакали. Одна дама, которая имела очень высокое положение, выступила перед всей делегацией и сказала: «Сегодня я меняю свою религию, я становлюсь христианкой». Так на нее повлияла эта молитва, что она при всех объявила, что стала христианкой.

ТЕРЕХОВА: Спасибо Вам большое, Ваше святейшество. Хочется пожелать Вам, всем членам Патриаршей делегации, всем жителям Грузии, мира и добра. И чтобі на древней земле Иверии молитвами Равноапостольной Нины всегда так же ярко светило солнце, а земля дарила свои щедрые дары.

ПАТРИАРХ: Спасибо. Я желаю Украине мира и процветания, я желаю Блаженнейшему митрополиту Владимиру доброго здоровья. И вам здоровья и мира. Спасибо за встречу.