ПУБЛИКАЦИИ
Владыка Дмитрий: "В ходе заседания Синода вдруг открылась дверь и вошли мирские лица… Мирским лицам нечего делать на заседании Синода!"

meufe-dimitriОбсуждение опасностей, вызванных присуждением религиозным объединениям статуса юридического лица публичного права, в Грузии не прекращается по сей день. "Этот закон настолько важен и опасен, что законодатели должны были подумать - какие результаты он будет иметь через 10 или 100 лет… Нам не хватает аналитического мышления. Анализ должен быть сделан до начала дела, а не после его завершения", - сказал Патриарх за день до проведения заседания Синода и призвал президента Саакашвили наложить вето на этот Законопроект. Однако, в протоколе заседания Священного Синода просьба о наложении вето не зафиксирована! По распространенной информации, решение Синода было принято 20-тью голосами против 18-ти. В числе архиереев, не поддержавших протокол, был и сам Патриарх. В Патриархии эту информацию отрицают и заявляют, что решение Синода подписали все архиереи. В связи с этим следует отметить, что согласно Положению об управлении Синодом, решение Священного Синода Грузинской Православной Церкви принимается большинством голосов, однако принятое большинством решение подписывают все члены Синода без исключения...

- Что изменилось в Законе о религиозных объединениях после заседания Синода и существуют ли сегодня опасности, из-за которых Патриарх просил наложить вето на этот закон? – с этим вопросом мы обратились к членам Священного Синода. Здесь мы предлагаем мнения лишь нескольких из 38 архиереев, однако, думается, их вполне достаточно, чтобы читатель понял сам - в какой обстановке проходило заседание Синода и разделились ли мнения на заседании.

Владыка Дмитрий (Шиолашвили), митрополит Батумский и Лазский, Северной Америки и Канады:

- Те опасности, о которых говорил Патриарх во время принятия этого Закона, разумеется, все еще существуют, но нам нужны спокойствие и осторожность. Как сказал Патриарх, этот Закон настолько сложный и ответственный, что его можно использовать во зло, поэтому мы должны быть очень бдительны, чтобы этого не произошло. Это - вопрос, который касается всей нации, всей нашей страны. Сегодня в Грузии многие религиозные направления создают угрозу не только с религиозной, но и с государственной точки зрения. На заседании Синода мы обсудили те опасности, которые создает присуждение этого статуса религиозным объединениям. Не знаю, насколько правильно говорить сейчас об этом. Синод принял решение и мы все подчиняемся ему. Это - компромиссное решение, которым мы максимально попытались избежать опасностей, хотя, повторяю, они существуют и мы должны быть бдительны.

- Вы поддержали этот протокол?

- Говорят, что на заседании Синода мнения разделились. Это не так. Конечно, на заседании были противоречивые высказывания, но не в связи с тем, что волнует общество. Мнения разделились после того, как во время заседания вошли чужие люди. Противоположные мнения возникли именно в связи с тем - заслушать их, или нет.

- На заседание Синода пришли мирские лица?! Кто они такие?

- В ходе заседания Синода вдруг открылась дверь и вошли мирские лица. Как нам разъяснили, это были юристы, которых, очевидно, прислали власти. Возможно, некоторые члены Синода были информированы по этому поводу, потому что не удивились, но я и очень многие ничего об этом не знали!.. Мирским лицам нечего делать на заседании Синода! Я был против. Вот в связи с этим и разделились мнения. Не считаю правильным, чтобы на заседании Синода присутствовали мирские лица.

- Не это ли стало причиной того, что в протоколе Синода не зафиксировано требование - наложить вето на закон?

- Если вы внимательно прочитали протокол, там написано, что Синоду этот закон не нравится. Закон был уже принят и поэтому Синод предпочел принять решение, которым можно достичь больших результатов. Думаю, сотрудничеством можно добиться большего, чем если доверить решение создавшихся проблем только властям. В конце заседания мы пригласили представителей парламента, которым разъяснили ожидаемые опасности, и со стороны власти было обещание, что права православной церкви не будут ущемлены. Однако, повторяю - опасность, о которой говорил Патриарх, не уменьшилась. Мы должны проявить бдительность и не допустить это!

Владыка Ефрем (Гамрекелидзе), епископ Болнисский:

- Синод принял такое решение и мы должны подчиниться ему! На данном этапе опасность не видна, но если она появится - я первый встречу её. Патриарх Грузии не допустит, чтобы нация и церковь оказались перед какой либо опасностью… Божьей милостью все будет хорошо!

- Вы поддержали протокол Синода?

- Синод был единодушным и этот протокол отражает тот дух, который царил на заседании.

- В предыдущие дни дух был иным - Патриарх просил наложить вето на закон, что не было зафиксировано в протоколе.

- Принимать закон, или нет - решать властям. Мы сказали, что это - плохой закон, но Синод предпочел принять компромиссное решение, то есть такое, которое не противопоставит власть с церковью и, в то же время, максимально защитит нас от вызванных этим законом опасностей. Когда одна сторона не проявляет разумность, ее должна проявить другая сторона. Мы очень бдительны и если возникнет опасность, не допустим этого.

- Лично вы довольны решением Синода?

- Доволен я, или нет - это не главное. Мы должны подчиниться решению Синода.

Владыка Егудиель (Табатадзе), епископ Стефанцминдский и Хевский:

- Не могу ответить, потому что не имею права... Есть заявление Патриархии и доволен я, или нет, - это должно обсуждаться между нами, внутри. Неправильно подряд спрашивать мнение каждого епископа. На Синоде эти мнения собираются и издаются в виде постановления, которое является для нас законом! Не считаю целесообразным отвечать на этот вопрос публично. Когда Синод собирается, там определяется позиция церкви в целом и позиция отдельного епископа не имеет значения. Одно могу сказать – мы никому не позволим ущемлять нашу страну, нашу нацию и нашу церковь!

Владыка Лука (Ломидзе ), епископ Ниноцминдский и Сагареджойский:

- Патриарх говорил об опасностях, создающихся принятием этого закона. После этого состоялось заседание Синода, мы обсудили и приняли решение. Думаю, что опасности полностью не нейтрализованы, но мы бдительны - ни Патриарх, ни мы не допустим, чтобы были сделаны какие либо антинациональные и антиправославные шаги.
Владыка Анания (Джапаридзе), митрополит Манглисский и Цалкский:

- Жду принятия парламентом специального постановления, где будет зафиксирована особая роль Грузинской Православной Церкви. Это очень важно.

- Вы очень много работали над темой армяно-грузинский отношений, знаете, какие у них претензии и требования в Грузии. Как вы думаете, предпринятых после заседания Синода шагов достаточно для того, чтобы избежать существующей опасности?

- Мне понятна суть вашего вопроса. Опасность, разумеется, существует. Поэтому я говорю, что парламент должен принять специальное постановление, которое возведет права нашей церкви на тот уровень, который есть в Европе. Вы знаете, что в Европе несколько церквей имеют очень высокий статус? В Грузии отношения государства и церкви должны быть выстроены в соответствии с Европой! Представители власти обещали, что парламент примет такое постановление. Я не нахожусь в Тбилиси, возможно, его уже приняли.

- Вы поддержали протокол Синода?

- Кого бы Вы не спросили, все ответят, что на заседании мнения не разделились - протокол подписали все.

Владыка Елисей (Джохадзе), митрополит Никорцминдский:

- Не знаю, ничего не могу ответить.

- Не можете, или не будете отвечать?

- Разве по телефону говорят о таких вопросах?

- Воля Ваша.

- Я ничего не знаю, не могу ответить…
Владыка Саба (Гигиберия), митрополит Хонский и Самтредийский:

- Разве не Вы напечатали список тех, кто голосовал за протокол Синода, а кто – нет?

- Мы напечатали список членов Синода, мы не знали и поэтому не могли написать - кто за что голосовал!

- Все равно. Когда печатали, у меня спрашивали?! Ничего не отвечу (отключил телефон).

Владыка Иоанн (Гамрекели), епископ Руставский и Марнеульский:

- О каких опасностях вы говорите?! Ни о какой опасности речи не было - ни во время визита Патриарха Армении, ни на заседании Синода! Когда Патриарх Гарегин был в Грузии, наш Патриарх сказал ему, что эти отношения должны быть двусторонними, у нас и у них должны быть одинаковые права. Ни тогда, ни после Патриарх не говорил об опасности, речь шла только о равноправии!

- По словам Патриарха, этот Закон в будущем создаст большие проблемы, в связи с чем он просил президента наложить вето на Закон…

- Патриарх просил о вето?! Не знаю, не слышал, не могу на это ответить.

- Вы считаете, что этот закон нам ничем не угрожает?

- Не понимаю, о какой опасности Вы говорите?

- Хотя бы о той, что армяне требуют до 600 церквей в Грузии и этот Закон дает им право на получение этих церквей.

- Вы же хорошо знаете историю Грузии! Армяне давно живут в Грузии, особенно – в её южной части и в Тбилиси. До сих пор была какая либо опасность?!

- До сих пор у них не было этого статуса…

- Когда две независимые страны устанавливают отношения между собой, обе имеют свои права. Мы никого не боимся, это просто взаимоуважение!

- Вы поддержали протокол заседания Синода?

- Все члены Синода одинаково подписали решение заседания, никакого разделения мнений не было. Опасности, о которых Вы говорите, были и будут всегда… Но это не значит, что мы должны кого-то бояться! Мы должны быть бдительны и делать свое дело.

Беседовала Теа Асатиани