ПУБЛИКАЦИИ
Александр Чачия: "К сожалению, пассивность церкви и Патриарха довела нас до того, что мы стоим на грани раздора и раскола!"

CHACIA

О встрече Патриархов Грузии и России и о происходящих в Грузии событиях с нами беседует политолог Александр Чачия:

- Господин Александр, как Вы оцениваете встречу Патриархов Грузии и России? Какие настроения царят во властных кругах России после этой встречи?

- Насколько мне известно, встреча была очень теплой, братской и дружеской. В правительственных кругах России также весьма позитивно относятся к этим взаимоотношениям. Однако, сложно говорить о том, что за встречей последуют какие-то реальные результаты.

- Патриарх России признает территории Абхазии и Южной Осетии в канонических границах Патриархии Грузии. Это было особо отмечено на той встрече. Как Вы думаете, Патриарх России подчеркнул бы это, если бы не воля российских властей?

- Власти тут ни при чём, это - чисто православный подход. Во-первых, Русская Церковь имеет особые отношения с Грузинской Церковью. Во-вторых, и это главное – сегодня православие во всем мире стало объектом особенных нападок, поэтому объединение православных сил на единой платформе имеет очень большое значение - как для нашей, так и для Русской Церкви.

Меня очень тревожит состояние православия в сегодняшней Грузии. Беда в том, что оставление церквей Южной Осетии и Абхазии в юрисдикции Патриархии Грузии не дает нам реального результата. Нужна большая активность нашей церкви, чего ей действительно не хватает. Как Вы думаете, сколько может продолжаться так, чтобы в Абхазии или в Цхинвали у паствы не было пастыря, у Церкви не было священника?! Именно мы, грузинское общество, Грузинская Церковь должны сделать шаги и добиться, чтобы грузинский священник мог совершать богослужение на этих территориях. В таком случае признание Патриархией России канонических границ Патриархии Грузии имеет смысл.

В противном случае подобное положение вещей долго не сохранится. В Абхазии уже говорят -  мол, Русская Церковь нам не помогает, от Грузинской Церкви нам ничего не надо, поэтому обратимся к Константинопольской Церкви, будем их представителями! Это очень опасно и будет иметь крайне плохие последствия, если Грузинская Церковь вовремя не пойдет на непосредственный контакт. Однако, в этом Церкви требуется помощь властей.

- Католикос-Патриарх Грузии говорил с Патриархом России о поездке в Абхазию. Как Вы думаете, насколько безопасным будет прибытие его Святейшества в Абхазию и возможно ли это вообще?

- В сегодняшней обстановке прибытие его Святейшества в Абхазию абсолютно исключено, Патриарх России не сможет это обеспечить. Решать должны абхазские власти, духовные лица и значительная, авторитетная часть абхазского общества. По другому, хотя бы по просьбе, или указанию Патриарха Кирилла, это не произойдёт. Для этого нужна серьёзная подготовка – сначала надо провести неофициальные переговоры, потом туда должна поехать группа священнослужителей во главе с одним из митрополитов и подготовить почву для прибытия его Святейшества. Между прочим, я не раз обращался с этим предложением сначала к власти Шеварднадзе, а потом - к Саакашвили, но их и тогда не интересовало, и сейчас не интересует установление непосредственных отношений с абхазской стороной, так как грузинская власть не ставит целью возвращение Абхазии!

- Вы сказали, что православие во всем мире и в Грузии подвергается особенным атакам. Кто осуществляет эти атаки и что происходит в Грузии в этом плане?

- Американцы не потерпят усиления православия в своей колонии. Американцы не смогли утвердиться ни в одной из православных стран, так как для православных неприемлемы их ценности. Цель Америки – изменить ментальность людей, поэтому Саакашвили постоянно говорит об этом. Збигнев Бжезинский открыто заявлял, что после разрушения коммунизма у Америки останется один враг – православие. Поэтому сегодня самая мощная атака ведется против православия. После вступления в Косово войск НАТО там были разрушены до 200 православных храмов. Ведь ясно, что происходит?!

В Грузии этот процесс начался при Шеварднадзе. Сначала он проходил скрыто: вошли свидетели Иеговы, другие секты, начали издеваться над православными ценностями, говорить об их "отсталости". Тогда я говорил с Католикосом-Патриархом Грузии и сказал ему, что непременно настанет время, когда нашу Церковь будут атаковать очень сильно. Сказал также, что целью всего этого является уничтожение православия в Грузии, внесение раскола в Церковь. Патриарх сказал, что Церковь не вмешивается в мирские дела. Думаю, когда нация погибает, церковь должна вмешаться, в противном случае, непонятно - зачем Бог даровал нам церковь?! К сожалению, пассивность Церкви и Патриарха довела нас до того, что мы стоим на грани раздора и раскола.

Лично я не ожидал, что церковь так равнодушно согласится на присвоение религиозным группам статуса юридического лица публичного права. Да, есть протест отдельных священнослужителей, возмущение патриотических сил, но как единая сила, Церковь не выступила. Для американцев и грузинской власти это - уже сигнал, что можно нанести более мощный удар Грузинской Церкви и окончательно расколоть её!

- Для чего нужно было принимать этот закон так поспешно? Говорят, что это было сделано для Армянской Церкви, ведь принятию закона предшествовал визит Патриарха Армении в Грузию.

- Это было сделано для разрушения Грузинской Православной Церкви, для того, чтобы у православных ценностей в Грузии не было будущего, чтобы Православная Церковь в Грузии не смогла стать авторитетной силой. Почему приняли закон так поспешно?! Если бы этому предшествовал подготовительный период, у них всё так легко бы не прошло - поднялась бы волна возмущения и протеста. Поэтому они спешно выдвинули несколько других скандальных тем, которыми попытались перекрыть этот вопрос. И у них это получилось!

- Как раз в этот период по обвинению в шпионаже задержали грузинских фоторепортеров, которые были освобождены с условным наказанием, хотя МВД заявило, что в Грузии еще много российских шпионов и призвало их добровольно явиться в полицию. Насколько обоснованным Вам кажется обвинение, выдвинутое против фоторепортеров и насколько мощна на самом деле российская шпионская сеть в Грузии?

- Смешно все это! Помню, когда шпионом объявили некоего Кочоя из Гали, всё Самегрело и Гали смеялись над этим! Грузинские спецслужбы перешли все границы и уже не заботятся, чтобы все это выглядело правдоподобным. Власти заявляют, что фотографы являются российскими агентами и ничего не говорят о том - сколько американских агентов работает в грузинских правительственных структурах, сколько турецких агентов – а Аджарии!

- Турецких агентов?!

- Да, турецких агентов! Что мы подразумеваем, когда говорим, что Грузию надо спасти от распада?! В первую очередь - Аджарию! Аджария практически потеряна. Турки оттуда уже не уйдут потому, что вложили огромный капитал. Этот регион имеет огромное геополитическое значение для Турции. Турки уже тысячами постоянно живут в Батуми и это количество будет расти! Единственная страна, которая может помешать этому – Россия, потому что у Турции с Россией имеются определенные исторические соглашения, но исходя из сегодняшнего состояния российско-грузинских государственных взаимоотношений, Россия в это вмешиваться не будет. Что же касается Америки, Турция для неё - один их важнейших партнеров в мусульманском мире, поэтому Соединенные Штаты не будут препятствовать Турции в усилении экспансии. Большая трагедия начнётся именно с этого! Так что, очень много проблем, которые намного важнее, чем задержание фотографов и их объявление агентами…

Более того, Турция обязательно попытается, чтобы Абхазия была признана независимой страной, поскольку Турцию не устраивает наличие российской монополии в этом регионе. Америка не будет противиться и этому.

Скажу еще одно, запомните: в случае победы на выборах "Национального движения" начнется пропаганда о необходимости признания независимости Абхазии! Власть начнет говорить о том, что без этого нас не примут в НАТО, в Евросоюз. Признаем, мол, Абхазию, а потом НАТО и Евросоюз помогут нам её вернуть!

- Между прочим, соображение о признании Абхазии уже прозвучало устами эксперта Мамуки Арешидзе. Он говорит, что таким образом будет ослаблено влияние России на Абхазию…

- Может быть, это - его искренняя позиция… Уверяю Вас, такая кампания обязательно начнётся  после выборов, если на них победит "Национальное движение". Именно поэтому для власти неприемлем поиск возможностей сближения с Абхазией и Осетией. Более того, все делается для ухудшения наших взаимоотношений, звучит много обещаний и, одновременно, демонстрируется, что ничего из этого не получается. Они хотят убедить народ, что эту проблему решить невозможно! К несчастью, это не вызывает всеобщего возмущения...Так что, вопрос признания Абхазии пройдет спокойно, а следующим регионом будет Аджария!

- Поговорим об оппозиции. Почему она не может одолеть Саакашвили, когда недовольство населения властью очень велико? Какие, по-Вашему, перспективы у оппозиционных сил?

- Беда в том, что в Грузии нет оппозиции, которая имела бы альтернативную от власти модель развития страны. Народ видит это и поэтому эта оппозиция не пользуется авторитетом. Грузинские политики встали на плохой путь, они не ищут поддержки грузинского народа. Главной персоной для них является посол США в Грузии. Да, это не реальная позиция, просто они говорят американскому послу, что если их допустят к власти, то они будут делать лучше то, что делает сейчас власть…

Игра на этом поле проигрышна для оппозиции, поскольку грузинская власть прекрасно делает то, что нравится американскому послу! Американцы не уверены, что оппозиция сделает лучше то, что делает Саакашвили. Пока их устраивает Саакашвили, но когда увидят, что для народа эта власть неприемлема потому, что она перешла все границы, её тут же заменят и приведут аналогичную. Народная сила не сможет противостоять этому, поскольку в Грузии не существует политической силы, выражающей волю народа!

Оппозиция не имеет поддержку народа и не будет иметь её, пока не сформируется как альтернативная политическая сила, опирающаяся на национальный фундамент. Единственное, что сегодня спасет Грузию - это формирование новой, национально-ориентированной политической силы, которая будет работать в тесной связи с Православной Церковью. В этом я вижу единственный выход!

- Вы рисуете опасные перспективы…

- Когда я несколько лет назад обсуждал эти проблемы вместе с Вашими коллегами, тогда они мне тоже говорили, что я рисую опасные перспективы… К сожалению, все так и произошло. Больше всего меня пугает равнодушное отношение общества. На самом деле, грузинского общества, как единого национального организма, в Грузии уже не существует, как не существует и грузинской интеллигенции. Вот это - очень страшно, но, к сожалению, это -  реальность.

Беседовала Тея Асатиани

www.asavali.ge