ПУБЛИКАЦИИ
Интервью Эдуарда Шеварднадзе ИА ГРУЗИНФОРМ: «Я старался воспитывать достойные кадры, которые заменили бы меня после моего ухода - Жвания, Саакашвили, Бурджанадзе... При мне это были неплохие ребята, потом они изменились в худшую сторону»

edika55

- Господин Эдуард, сегодня уже многие, в том числе – Ваши «революционные» оппоненты признают, что такого произвола и нужды, как сегодня не было даже во времена Шеварднадзе. Да, тогда далеко не всё было в порядке, но у людей была возможность хоть как-то работать и существовать… "Революционеры" главной причиной противостояния с властью Шеварднадзе называли коррупцию, хотя при Саакашвили элитарная коррупция в Грузии достигла небывалых масштабов. Значит, главной причиной было не коррупция.

Ещё говорили, что причиной «Розовой революции» были реформы, от которых Вы отказались, а они решились на их проведение. Хотя в результате практически все «реформированные» сферы были уничтожены – образование, здравоохранение, сельское хозяйство, экология, оборона, экономика. Поэтому создаётся впечатление, что их специально собрали вместе для целенаправленного уничтожения Грузии и грузинского народа. Кто же они такие, наши сегодняшние руководители, и откуда такие взялись?

- Сложный вопрос. Я старался способствовать развитию демократии в Грузии, становлению её принципов. Во многом я этого добился. Это – первое. Второе - кроме этого, я старался воспитывать достойные кадры, которые заменили бы меня после моего ухода -  Жвания, Саакашвили, Бурджанадзе и другие. При мне это были неплохие ребята, но  потом они диаметрально изменились в худшую сторону…

- Кстати, господин Эдуард, именно это Вам часто и ставят в вину - что именно Вы воспитали Саакашвили и Жвания. Лично я считаю, что каждый человек воспитывается в собственной семье и окружении. Вот, мои дедушка и бабушка жили рядом с Вами - на Мцхетской улице, в Тбилиси. И от общих соседей я слышала, что Ваш сын Паата - образованный и очень порядочный человек. Хочу спросить и в шутку, и в серьёз: как же это так получилось, что Паата вырос таким порядочным, а эти Ваши воспитанники оказались столь жестокими и бесчеловечными по отношению к собственному народу?

- Паата вырос в других условиях. Он 14 лет работал в ЮНЕСКО. Получил большой опыт. Эти 14 лет, фактически, равны двум или трем академиям. Его деятельность ни тогда, ни сейчас не связана с политикой, а эти боролись за власть.

- Господин Эдуард, случилось так, что нынешние власть имущие захотели за счёт народа увеличить своё, и без того немалое материальное благосостояние, нажитое во время Вашего президентства. Вот Вы, политик с огромным опытом, объявив в ноябре 2003-го, что «уходите домой», неужели не догадались, что представляли собой наши «революционеры»? Как же Вы их оставили управлять страной?!

- Я не просто ушёл домой, скажу Вам. 23 ноября 2003 года наша последняя встреча состоялась в Крцаниси (район Тбилиси, где тогда находилась президентская резиденция, а также - дом Эдуарда Шеварднадзе, где он живёт по сей день – ИА ГРУЗИФНОРМ). По одну сторону сидел я, по другую – Жвания и Саакашвили. Бурджанадзе не пришла, только они двое пришли… Так вот, я не просто ушел - я передал им власть, чтобы не проливать кровь! Особенно я надеялся на Жвания, Зура был умным мальчиком.

- Жвания, бесспорно, был умным и уравновешенным. Мой отец (известный грузинский поэт Резо Амашукели – ИА ГРУЗИНФОРМ) его тоже очень любил и даже крестил его младшего сына. Но это именно Жвания готовил революционный процесс для себя самого! Например, мне известно из журналистских расследований, что во время энергокризиса свет отключали по прямому указанию - "Накалите ситуацию, чтоб вызвать недовольство населения!", а энергосектором тогда руководил Жвания… С высоты сегодняшнего дня, не оказалось ли Ваше тогдашнее представление о Жвания ошибочным? Да, для себя он делал правильные политические ходы, но с другой стороны оказалось, что он не был Вам верен. А ведь Вы намеревались оставить его вместо себя?!

- Жвания три года был генеральным секретарем "Союза граждан Грузии" (правящей партии – ИА ГРУЗИНФОРМ), а потом, почти восемь лет – председателем Парламента страны и я хотел, чтобы новое поколение, молодые ребята пришли к власти. Особенно верил в Жвания, тогда я не мог усомниться в его верности…

- Хочу спросить Вас о графе национальности в паспорте. Я знаю, что Вы были против её отмены. А Саакашвили, будучи тогда министром юстиции Грузии, а также - Бурджанадзе и другие утверждали, что Парламент хочет этого. Изъятие пункта о национальности тогда имело очень негативный резонанс в обществе. И вот, сегодня уже собираются сокращать грузинские фамилии…

Кстати, в обществе есть мнение, что для каждой страны будет лучше, если возглавлять её будет представитель автохтонного этноса: в Израиле – еврей, в Азербайджане – азербайджанец, в Армении – армянин и т.д., поскольку он лучше разбирается в проблемах своего народа и вовсе не потому, что грузины ненавидят какую-либо нацию. В какой обстановке была изъята эта графа? Интересно, кто этого потребовал, причём - категорически?

- Во всяком случае, не я. Я всегда заботился о сохранении грузинского языка как государственного, чтобы не был нарушен его статус. Если помните, пришло Постановление Всесоюзного ЦК (в 1978 году – ИА ГРУЗИНФОРМ) о едином государственном языке в единой стране. Но тогда Грузия сохранила государственным языком грузинский.

- В противоположность этому сегодняшняя власть Грузии предлагает «сингапуризацию» государства, что означает наличие в одинаковом употреблении многих языков. А разве «стирание» родного языка не подразумевает «стирание» национального сознания?!

- Разумеется. Я тогда поехал в Москву, встретился с Брежневым, Черненко, Сусловым, убеждал их, что это плохо кончится и повторится 1956 год, что народ это не уступит! Ничего у меня тогда не получилось… Брежнев сказал, что не разбирается в этом и чтобы я обратился к Суслову. А Суслов сам был идеологом новой Конституции СССР и был категорически против сохранения грузинского как государственного языка . Я не смог ничего ему втолковать и, подумав, обратился затем к Черненко, он был очень хорошим человеком, образованным... Я подробно объяснил ему - что означает родной язык для грузинского человека и как важен для нас вопрос его статуса. И вот, я вернулся в Тбилиси... В Грузии тогда необходимо было «протрезвить» общество, так как после публикации Проекта Конституции, кроме двух-трех человек, никто даже не обратил внимания на изменение статуса грузинского языка. Мы начали работать над этим. Положительную роль сыграли тогда Марика Лордкипанидзе, Рисмаг Гордезиани, писатели, поэты, языковеды. Проявляли активность студенты Тбилисского государственного университета им. И.Джавахишвили (ТГУ – ИА ГРУЗИНФОРМ) и тогдашнего Государственного политехнического института (ГПИ – ИА ГРУЗИНФОРМ). На 14 апреля была назначена сессия Верховного совета…  В повестку дня, конечно, внесли вопрос статуса грузинского языка. Рядом со мной сидел второй секретарь ЦК КП Грузии Колбин, которого я просил постоянно сообщать мне - что происходит на улице. Люди  тогда двинулись от Университета (ТГУ), к ним по дороге присоединились студенты и преподаватели Политехнического (ГПИ). Пришло сообщение, что они уже находятся у Оперы (Тбилисский государственный театр оперы и балета им.З.Палиашвили находится на проспекте Руставели – в двух шагах от здания тогдашнего Верховного Совета, а сегодня – Парламента Грузии – ИА ГРУЗИНФОРМ). Большего и не требовалось… Я как раз этого ждал и заявил под самый конец сессии, что в Грузии государственный язык – грузинский!

- Господин Эдуард, вспоминаю, как мы тогда удрали со школьных уроков, нас не выпускали, но мы все-таки ушли…

- Люди тогда были очень активными.

- Помню также, что последовало за этим. Весь народ с большим напряжением и ожиданием наблюдал по телевидению за ходом той сессии. Тбилиси уподобился „пороховой бочке“...

- Конечно, за этим не могла не последовать реакция. На сессии в президиуме сидел Инаури (тогдашний председатель КГБ Грузии – ИА ГРУЗИНФОРМ). Он часто вставал и выходил. Народ знал, что если Инаури выходит, значит происходит что-то серьезное… Очень напряженная была ситуация. В тот момент кто-то должен взять на себя ответственность, пожертвовать собой – или пан, или пропал... Поэтому заявление о статусе языка я решил отложить на конец своего выступления. Начал речь, говорил о Родине, о значении родного языка, а закончил тем, что объявил: "Мы тут посовещались и решили - грузинский язык сохраняет статус государственного языка!" Разумеется, никакого совещания не было. В зале сидели минимум восемьсот человек. Я посмотрел в зал и увидел, что все встали. Родной язык сохранен -  вот что читалось в полных слезами глазах! По-моему, сохранились только парочка фотокадров, на которых одни скупо плачут, а другие вообще открыто рыдают...

- Вы сказали, что взяли ответственность на себя. К сожалению, наша власть не обладает этим качеством, она не может взять на себя ответственность за важные для страны и нации решения… Так что, между Саакашвили и Шеварднадзе - безусловная разница, хотя постоянно чувствуется его подсознательное соперничество с Вами.

- Шеварднадзе был другим, Саакашвили - совсем другой... Вы сами отметили, что народ видит это.

- Саакашвили сам постоянно отмечает, что его не надо путать с Шеварднадзе. Но при этом достижения "революционного" правительства, которыми они гордятся со дня прихода к власти – нефтепровод Баку-Джейхан, достигнутое в Стамбуле соглашение о выводе российских войск, американская Программа «Обучи и оснасти" - фактически начали осуществление при президенте Шеварднадзе. Даже строительство тоннеля, начатое Асланом Абашидзе, Саакашвили приписал себе.

И всё-таки, как это получилось, что столько времени эти люди были в Вашем окружении, а Вы их не раскусили? Вот, к примеру, мой отец по сей день в каждом своём интервью отмечает, что он - Ваш друг, и даже сторонники первого президента Звиада Гамсахурдия, которые к Вам «не очень-то и расположены», ценят в нём эту верность. А какой «монетой» отплатили Вам те, кто раньше возносил до небес – тот же самый Саакашвили, Барамидзе, отец и сын Габашвили и другие?! Извините, но получается, что вы «пригрели змей на своей груди»?

-  (Длинная пауза). Я закончу тему статуса языка. После окончания сессии я, Колбин, Патаридзе и Гилашвили поехали в Москву. Посетили Суслова в его кабинете. Он был занят своим делом, что-то писал… Мы были жёстко раскритикованы за "грузинский национализм" и "грузинский шовинизм". На встрече присутствовал один из секретарей всесоюзного ЦК, Кириленко, который вставил слово и сказал“Всё это - заслуга твоих парткомов!». Частично так и было. В разгар совещания позвонил Брежнев. Суслов попросил его внести вопрос Грузии в повестку дня назначенного на следующий день заседания Политбюро. Брежнев удивился – какой вопрос?! Суслов напомнил и доложил, что Шеварднадзе находится у него в кабинете и что он уже с ним побеседовал. На это Брежнев ответил: "Этого достаточно, обсуждать этот вопрос на Политбюро нет нужды". Видимо, Черненко хорошо «поработал» с Брежневым… А знаете, что в такой ситуации означал вызов на заседание Политбюро?! Как минимум - снятие с должности, исключение из партии, или гораздо более суровое наказание... Но Бог миловал и я вернулся на родину счастливый. Грузинский язык был признан! Дети успокоились! Страна утихомирилась и мы избежали несчастья!

- Господин Эдуард, хочу спросить о выборах 2003 года и о "Революции роз", которую сегодня многие квалифицируют как государственный переворот. Существовало известное письмо Бейкера, на основании которого Шеварднадзе больше не собирался оставаться у власти. Почему «группа реформаторов» тогда перепугалась и не дала Вам закончить президентский срок?

- Я сам уступил им власть! Повторяю еще раз - я уберег народ и страну от кровопролития! В ходе сессии в зал Парламента ворвалась вооруженная группа во главе с Саакашвили и другими. Жвания, кажется, не врывался, но вообще-то, их было много...

- Позвольте задать вопрос по поводу Закона о религии. Когда не спросили мнения у общества и Патриарха, в народе вновь проявился заряд протеста, как и во время событий 1978 года, связанных со статусом грузинского языка. По-видимому, в подобных случаях грузины, особенно - молодежь, вновь пробуждаются... Когда Вы были президентом, никто не арестовывал священника Басила Мкалавишвили, которого сегодня судили, как злейшего врага свидетелей Иеговы, никто не врывался в церкви на армейских грузовиках… Сегодня восемь верующих христиан арестованы за защиту православной веры. Может быть, Вы обратитесь к международному сообществу, или к своим зарубежным друзьям за помощью?

- Уже и телевышку продали... Нет, я не буду говорить о Саакашвили. Другое дело - разумен выбор, или нет. Придет время и каждый ответит за содеянное – и Шеварднадзе, и Саакашвили, и все, кто бы это ни был. Придет это время! Пока он как будто делает свое дело. Всему придет время…

- Как Вы считаете - учитывая интересы страны, целесообразна ли такая конфронтация с Россией и агрессивное насаждение совершенно чуждой для Грузии американской идеологии?

- Конечно, неправильно. Отношения должны быть восстановлены и территории должны быть возвращены.

- В чем Вы видите выход из создавшегося тупика? Власть, по-видимому, не собирается улучшать избирательную среду. Гогоришвили (председатель Комитета по процедурным вопросам Парламента Грузии – ИА ГРУЗИНФОРМ) уже работает над новым Избирательным кодексом. Что же ждёт нас в будущем? Не дай Бог, снова окажемся в режиме революции, ведь исходя из агрессивности сегодняшней власти, результаты будут крайне плачевны. Если в свое время Вы бы разогнали их хоть водяной струёй, может, помогло бы?

- Я ушел в отставку, чтобы не было кровопролития! Водой этому не помочь, для этого ум нужен, ум! Все же будем надеяться, что дело пойдет к лучшему. В глубине души я все-таки верю, что страну из кризиса выведет грузинский народ и больше никто.

- И в заключении, как корреспондент Информационно-аналитического агентства "Грузинформ", хочу спросить: что бы Вы пожелали ГРУЗИНФОРМу, которому ровно через месяц – 10 сентября 2011 года – исполнится год после его воссоздания? С нашим главным редактором Арно Хидирбегишвили Вы беседовали не раз, а Католикос-Патриарх Всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский, Митрополит Пицундский и Сухум-Абхазский, Святейший и Блаженнейший Илиа II, благославляя возобновление нашей деятельности, назвал воссоздание ИА ГРУЗИНФОРМ большим, по-настоящему национальным делом и обещал всяческую поддержку.

- Это действительно очень большое дело и я во всём согласен с тем, что в отношении ГРУЗИНФОРМа  сказал Святейший. Ничего тут не могу ни добавить, ни убавить. Он -  мудрый человек и всегда знает, что говорит!

Беседовала Бая Амашукели

ИА ГРУЗИНФОРМ