Грузия, 17 июля, ГРУЗИНФОРМ. В регионе Донбасса, где активные боевые действия продолжаются уже несколько месяцев, за всё это время с целью осветить события впервые прибыл репортер из Грузии. Предлагаем материал Гулбаата Рцхиладзе, подготовленный в Донбассе.
Брать на себя функцию репортера пришлось исходя из того, что грузинские СМИ предлагают нам лишь события, увиденные глазами Киева. Но необходимо сохранять паритет и иметь объективный подход. Поэтому я воспользовался пресс-туром, организованным Министерством обороны России и в проблемном регионе провел четыре дня (с 11 по 14 июня). Вместе с большой группой международных журналистов я побывал в Луганске и Луганской области (республике), прифронтовых Северодонецке и Лисичанске, собственно, в городе Донецке и принадлежащем Донецкой области (республике) городе Мариуполе. Кроме того, мы посетили город Мелитополь Запорожского края или исторической Таврии.
Итоги этого пресс-тура подробно обсудим вместе с Николозом Мжаванадзе в эфире ТВ «Сезон» в ближайшие дни, с соответствующим видеоматериалом, а сейчас коротко подытожу основные моменты и постараюсь ответить на интересующий грузинских читателей главный вопрос: что происходит на месте и каковы перспективы развития событий.
Положение и настрой мирного населения в зоне военных действий
Естественно, что положение людей, проживающих на территориях, охваченных боевыми действиями, во всех отношениях тяжелое. Зоной военных действий можно считать фактически почти всю территорию Луганской и Донецкой республик, но особо пострадала и страдает та часть населения, которая проживала и проживает недалеко от линии фронта. Людям не хватает множество необходимых предметов и сервисов, закрыта большая часть магазинов и аптек, нет никаких развлечений и т.д. Более того, существует и дефицит питьевой воды, а инфраструктура по большей части разрушена.
Там, куда администрация Донецк-Луганска или России уже вошла, в том числе и освобожденном всего недели две назад Лисичанске, все эти проблемы регулируются так, что не возникали голод и нехватка медикаментов. Продукты питания и питьевая вода в качестве гуманитарной помощи доставляются даже в самые проблемные места, хотя на основных территориях у людей есть возможность покупать все основные продукты по желанию. Проблема медикаментов тоже снята – каждый гражданин, нуждающийся в конкретном медикаменте, дает заказ военно-гражданской администрации и заказ выполняется. Врачи мобилизованы и обслуживают пациентов.
Во всем этом мы убедились вследствие непосредственных разговоров с людьми в Северодонецке и Лисичанске, откуда союзные войска, как было отмечено выше, совсем недавно как прогнали украинские войска. Хотя для многих еще большим моральным удовлетворением, чем решение бытовых проблем, является упразднение украинской власти и установление администрации республик Донецка и Луганска. Один гражданин, уроженец Лисичанска, отец 6-летнего мальчика, 40-летний Михаил нам прямо так и сказал: «Ничего плохого про украинцев сказать не хочу, там очень много хороших людей. Что касается вооруженных сил, то там тоже есть люди. Но того же не могу сказать про нацбатальоны. Лучше не коснусь деталей и скажу просто, что сейчас даже не сравнить, настолько человеческое отношение к нам /местным/. В условиях Украины было по-другому».
Ну а одна жительница Северодонецка, которая в ходе боевых действий потеряла один глаз, рассказала нам, что украинские националисты всех жителей жилого корпуса загнали в подвал и их оттуда не выпускали. Перед этим корпусом, где побывал и я, действительно можно увидеть устроенные украинскими военными траншеи и мешки с песком. Они превратили жилой корпус в укрепленную базу и контролировали также лесополосу напротив. Таким способом украинцы вызвали огонь русских на жилой дом. Таких фактов много. Именно поэтому народ Донбасса не любит украинское государство – среди киевского официоза и националистических военных формирований их не считали за полноценных украинцев и людей тоже (!). Лично мое мнение, что эти люди вытерпят и большее, но не захотят возврата назад, в Украину.
Правда, есть и такие, которым не нравится (и действительно, что может тут понравиться), что их родной край превратился в зону боевых действий. Эта категория людей не считает русских за освободителей. Так, одна женщина в Лисичанске, во время раздачи гуманитарного груза нам неприкрыто сказала – мол, зачем сюда пришли эти русские, чего они хотели… Но это в свою очередь, вовсе не означает, что эти же люди поддерживают киевский режим. Режим Зеленского не нравится никому.
Довольно далеко от Донбасса, в южной части Запорожской области, конкретно, в исторической Таврии, местное население не испытывала на себе жертв и существенных разрушений. Российская армия почти без боя заняла эти земли еще в феврале. В составе группы международных журналистов я посетил город Мелитополь, в котором расположена русская администрация Запорожского края (сам административный центр – город Запорожье пока остается под контролем Киева).
С местными жителями мы побеседовали в очереди, возникшей из-за получения российского гражданства. У меня возникло впечатление, что абсолютное большинство людей просто жаждет мира и нормальной жизни. На Россию смотрят с надеждой, вместе с тем боятся сказать что-либо о киевских властях. Некоторые избегают разговора перед видеокамерой, что понятно из-за двух факторов: во-первых, у многих есть родственники на территории, контролируемой Украиной, а второе это физический и моральный террор со стороны киевской власти против собственного населения. Российская администрация только начинает обосновываться на этой важной территории между Крымом и Донбассом и, местное население, пока оно не почувствует стопроцентной защиты от киевского террора, оно проявляет и будет проявлять большую осторожность, чем население Донбасса. В то же время со стороны абсолютного большинства местных жителей не стоит ожидать неповиновения или бунта против России – об этом свидетельствует количество пришедшего за российскими паспортами людей, просто передвигающихся по городу народа, а также целый ряд предприятий, которые всего несколько недель назад еще были закрыты.
В целом можно сказать, что русскоязычное население Украины избавилась хотя бы от одной большой проблемы – украинского национализма. Этим людям уже никто не сможет запретить использование родного языка в публичном пространстве и больше не будет дискриминации по национальному признаку.
Перспективы восстановления инфраструктуры и экономики
В Донецкой и Луганской республиках с помощью России уже начато осуществление инфраструктурных проектов. Мы стали свидетелями строительства многофункциональных клиник в городах Луганск и Мариуполь. В Мариуполе также увидели жилой корпус, который уже почти построен и скоро окажет услугу тем, кто больше всех пострадал вследствие военных действий.
Большую работу требует восстановление взорванных украинскими военными во время своего бегства мостов. Резервная дорога, ведущая в город Лисичанск в ужасном состоянии. Взорванный украинцами на реке Северский Донец мост Российской армией заменен временным, так называемым пантонным мостом.
В Донецке и Луганске уверены, что Россия не остановит масштабную помощь и наоборот, усилит ее. Неверны распространяемые информации о том, что Россия как-то задерживает сельхозпродукты – пшеницу и растительное масло, грабит местных фермеров и т. п. Сельскохозяйственные работы идут полным ходом, сбор урожая скоро закончится, на полях работает техника, резервы пшеницы большие. Местные фермеры в Луганской и Запорожской областях, с которыми мы встретились, заверили нас в этом. Они продолжают хорошо зарабатывать, к ним приходят частные трейдеры из России и закупают зерно на коммерческой основе. Это зерно они потом могут перепродавать иностранным трейдерам. Так что, никакой продовольственной блокады со стороны России в этом смысле не существует.
Развитие военных действий и вопрос политического обустройства новых территорий
Именно по нашему приезду в Мелитополь, на пресс-конференции руководителя военно-гражданской администрации Евгения Балицкого, было заявлено, что референдум в Запорожской области о присоединении области к РФ состоится в первой половине осени текущего года. Балицкий подчеркнул, что вопрос будет поставлен четко и прямо, а процесс голосования пройдет абсолютно прозрачно.
Это абсолютно серьезное политическое заявление, так как вопрос о референдуме до сих пор не был привязан к конкретной дате, а сейчас такая конкретика появилась. На референдуме народ предположительно проголосует за вступление в состав России.
Во время своего пребывания в регионе я убедился, что российские военные, вместе с местными – донецкими и луганскими бойцами, полны решимости полностью выполнить поставленную президентом Путиным военную задачу. Руководители республик Донецка и Луганска – Д. Пушилин и М. Пасечник подтверждают, что они не намерены терпеть постоянные обстрелы территории Донбасса украинской стороной и не остановятся до перевода линии фронта на такое расстояние, пока украинская артиллерия не будет в состоянии достигать городов и сел Донбасса.
От вооружений, поставляемых Западом руководству Украины, в числе которых и современные артиллерийские установки, сильно страдает мирное население Донбасса. Почти каждый новый день в городе Донецк, где нам приходилось ночевать в гостинице на фоне эпизодического грохота артиллерийского огня, начинается и заканчивается жертвами среди мирного населения. Это еще более отдаляет перспективы переговоров, хотя никак не сможет помешать объединенных Вооруженных сил России и Донецк-Луганска. Можно смело сказать, что западное оружие не сможет остановить поражение Украины. Боевой дух среди русских и дончан очень высок – повторюсь, в этом я убедился со слов не одного бойца. В Лисичанске местная комендантура устроила выставку украинских вооружений, добытых Народной милицией ЛНР вследствие боев. Среди трофеев немало западных экземпляров, в том числе широко разрекламированных противотанковых «Джевелинов» и противовоздушных «Стингеров». Русские и дончане с большой дозой иронии смотрят на бахвальство киевского режима, что Украина в силах освободить территории вследствие западных поставок оружия.
Итоги пока действительно противоположные. По украинским данным, российское наступление после взятия Лисичанска продолжается и вскоре падут маленькие, но важные пункты – Соледар и Северск, а потом настанет черед ключевых городов – Артемовска, Славянска и Краматорска. Это будет означать полную зачистку Донбасса от Вооруженных сил Украины.
ГРУЗИНФОРМ