Актуально
«The Economist»: «Россия и Грузия могут сосуществовать, когда захотят»

rus_georgiaНа третью годовщину российско-грузинской войны «The Economist» публикует статью о нынешних отношениях и перспективах двух стран. Издание рассматривает подготовленный недавно Международной кризисной группой отчет на эту тему и заключает, что несмотря на множество разногласий между Москвой и Тбилиси, качество совместного экономического сотрудничества показывает нам, что Грузия и Россия могут сожительствовать, когда захотят.

«Совсем недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал Михаила Саакашвили «патологией и аномалией среди грузин». Президент Грузии «невоспитан», - заключил Лавров. Не судите строго, он всего лишь подражал своему президенту. В продолжительном интервью Дмитрий Медведев заявил, что Саакашвили должен предстать перед военным трибуналом, и Россия не станет восстанавливать дипломатические отношения с Грузией до тех пор, пока он будет у власти. Медведев также предположил, что США сыграли определенную роль в российско-грузинской войне 2008 года, и назвал некоторых американских сенаторов, который недавно призвали российских солдат покинуть мятежные регионы Грузии – Абхазию и Южную Осетию – «пожилыми», – говорится в статье, а также отмечено, что «несмотря на это, по российским стандартам, эти Заявления все равно были достаточно сдержанными. Три года назад, когда российские танки сравнивали с землей грузинскую армию, Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что подвесил бы Саакашвили за яйца».

В статье также говорится, что время лечит почти все, но в новом отчете «Международной кризисной группы» говорится, что на протяжении последних месяцев российско-грузинские отношения фактически ухудшились.

«Эти две стороны по-прежнему не могут договориться по темам Абхазии и Южной Осетии. Несколько дней назад г-н Путин не исключил даже, что Южная Осетия может присоединиться к Российской Федерации, хотя Грузия также беспокоится о растущем военном представительстве России в обоих регионах. Например, для Тбилиси является ударом размещение возле Цхинвали, столицы Южной Осетии, многоразовых ракетных систем. В то же время, заявления России о том, что это не является частью конфликта с Грузией, является препятствием для переговоров в  Женеве. Обвинения и контробвинения еще больше усугубляют картину. Тбилиси думает, что Россия управляет в Грузии агентурной сетью, и после войны осудил по обвинению в шпионаже десятки людей. 9 июля по обвинению в шпионаже были арестованы четыре журналиста. Сначала они категорически отрицали свою вину, хотя позже сознались, что было передано в виде видеоматериала посредством телевидения.

Оппоненты утверждают, что власти добились признаний путем давления, оппозиционные политики говорят, что «шпиономания» является частью секретной повестки дня правительства.  Чиновники категорически отрицают оба обвинения. Правительство Грузии жалуется, что Москва финансирует радикальных членов оппозиции, майские акции которых не смогли разжечь народное восстание. Они также говорят, что Россия стоит за серией взрывов, которые были осуществлены в Грузии в прошлом году... Чиновник разведывательной службы Америки согласен с мнением, что ответственным за этот инцидент является российский агент, хотя они конкретно не указывают на Кремль. 28 июня грузинский суд осудил по обвинению в терроризме 15 человек», – читаем в статье.

Чиновники заявляют, что Грузия помогает исламистским бойцам на нестабильном Северном Кавказе России, хотя иностранные дипломаты не видели доказательств этого факта. Конечно, Грузия не откажется от  надавливания на больные точки России. Выступая в прошлом году на заседании Генеральной ассамблеи ООН Саакашвили призвал Северный Кавказ подражать Грузии в ее стремлении к свободе.

Согласно статье, введение свободного визового режима для граждан Северного Кавказа вызвало еще большее напряжение ситуации, пока, спустя два месяца, грузинские чиновники не распространили этот режим на всех граждан Грузии. В мае парламент Грузии принял резолюцию, в которой назвал события 1860 года геноцидом черкесов. В глазах России это было попыткой сорвать сочинскую Олимпиаду 2014 года.

«Однако сторонам все же удается находить пути для сотрудничества. Грузия продолжает экспорт в Россию, которая является ее пятым по величине торговым партнером, несмотря на эмбарго России на грузинское вино, минеральную воду и сельскохозяйственную продукцию.  Российские компании до сих пор вкладывают инвестиции в грузинскую экономику, в частности, в сфере энергетики. В прошлом году, между двумя странами были восстановлены прямые авиарейсы. Следующий серьезный тест – предложение о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО), для чего ей нужна поддержка Грузии. Для того, чтобы вступить в ВТО, Россия должна отменить эмбарго на грузинскую продукцию, что, со своей стороны, будет выгодная для Грузии с точки зрения экспорта. Одним из препятствий в этом вопросе является требование Грузии об установлении своего контроля на таможнях между Россией, Абхазией и Южной Осетией. На переговорах в прошлом месяце, посредниками на которых выступали швейцарские дипломаты, г-н Лавров не исключил, что договоренность о таможенных пунктах «реализуема», но, по словам г-на Медведева, Россия не станет отрицать  факт признания Абхазии и Южной Осетии за поддержку Грузии»,  – читаем в публикации.

Согласно статье, между двумя странами существует целый ряд серьезных разногласий, но качество совместного экономического сотрудничества показывает нам, что они могут сосуществовать, когда захотят – несмотря на внутреннюю ненависть Москвы к Саакашвили, и для обеих сторон улучшение отношений принесло бы пользу. Поэтому, как утверждает «Международная кризисная группа», существует все больше оснований для того, чтобы отодвинуть обиды в сторону и начать искать точки соприкосновения.