Право
Исследование IDFI о занятости членов семей судей в публичном секторе

 Грузия, 25 января, ГРУЗИНФОРМ. Неправительственная организация «Институт развития свободы информации» (IDFI) 23 января опубликовала доклад о занятости членов семей судей в публичном секторе. Документ основан на имущественных декларациях 28 судей Верховного суда, 84 судей Апелляционного суда и 209 судей Городского суда.

Согласно докладу, члены семей почти 1/3 (90) работающих судей Грузии (321) трудоустроены на публичной службе. Некоторые члены семей 51 судьи работают непосредственно в судебной системе.

Кроме того, в 60 из 90 случаев член семьи был принят на работу, повышен в должности или сменил должность после назначения судьи-члена его семьи на действующую должность. В 2021 году члены семей судей получили более 3 млн лари в виде вознаграждения.

Например, в декларации 60 из 209 судей первой инстанции указано, что члены их семей (54 супругов, 6 детей, 2 сестры) работают в публичном секторе, а 33 из них работают в судах различных инстанций. Также в судебной системе работают дети 13 из 84 судей апелляционных судов Тбилиси (70) и Кутаиси (14).

Что касается Верховного суда, на основании деклараций 28 судей организация пишет, что супруги 8 из них и ребенок одного из них заняты в публичном секторе, а 6 — непосредственно в судебной системе.

«Институт развития свободы информации» (IDFI) приводит случай члена Высшего совета юстиции Георгия Гогинашвили как один из примеров подозрительных случаев, когда факт продвижения по службе или ротации супруга фиксируется в течение короткого периода времени после заключения судьей брака, когда после того, как судья заключил брак, его супруга переместилась с должности специалиста Тбилисского Апелляционного суда в Высший совет юстиции.

В качестве еще одного похожего дела в докладе приводится пример Давида Ахалбедашвили, супруга которого после перевода Гогинашвили в 2019 году из Мцхетского районного суда в Тбилисский Апелляционный суд была трудоустроена специалистом в том же суде.

«Дополнительные подозрения вызывают случаи, когда член семьи судьи трудоустраивается в суде, несмотря на наглядное отсутствие юридического опыта», — говорится в документе. Чтобы проиллюстрировать указанное, в докладе акцентируется внимание найму жены Ираклия Бондаренко, исполняющего обязанности председателя Кутаисского Апелляционного суда, в качестве консультанта в Тбилисском городском суде в 2020 году, и отмечается, что в предыдущих декларациях Бондаренко у его супруги с 2012 года не фиксируется другая оплачиваемая работа.

«Аналогично супруг судьи Лауры Микава трудоустроен консультантом в Кутаисском Апелляционном суде, который до начала работы на этой должности в 2022 году был патрульным инспектором Департамента полиции региона Самегрело-Земо Сванети».

«Институт развития свободы информации» подчеркивает, что не все случаи, приведенные в исследовании, следует считать непотизмом, однако подчеркивает, что, учитывая, что по действующим стандартам, другие члены семьи должностных лиц, кроме супруги(а), несовершеннолетнего ребенка и лица, проживающего с ним постоянно, не включаются в декларацию, изучить и представить весь масштаб проблемы невозможно.

Таким образом, в целях повышения уровня прозрачности и снижения рисков непотизма, фаворитизма и коррупции организация указывает на необходимость совершенствования существующих механизмов и введения дополнительных стандартов.

«Реформа в этом направлении является особенно приоритетной, принимая во внимание рекомендации, зафиксированные в отчетной карточке Еврокомиссии по заявке Грузии на вступление в Евросоюз», — говорится в документе.

На исследование отреагировал член Высшего совета юстиции Леван Мурусидзе, которого часть неправительственного сектора считает членом т.н. «судебного клана». Мурусидзе заявил, что реальная проблема суда — это «необузданная ругань, мат и дискредитация», которыми пытаются «испачкать в грязи» судебную систему и вызвать у общества «отвращение» к судьям.

По его словам, неправительственный сектор делает это для того, чтобы создать у граждан ощущение, что «здесь (в судебной системе) ужасная коррупция, ужасный непотизм и ужасная некомпетентность». «Это есть зло, что делает неправительственный сектор», — отметил он.

«Я бы посоветовал вам, когда вы боретесь с Леваном Мурусидзе, не пытаться разрушить и уничтожить все, что вокруг меня, потому что это неправильно», — обратился он к неправительственным организациям и добавил, что с помощью телевизионного буллинга они не смогут причинить ему вреда.