Грузия, 18 апреля, ГРУЗИНФОРМ. После визита министра иностранных дел Германии Анналены Бербок в Тбилиси в марте этого года посол Германии в Грузии Петер Фишер рассказал агентству «Интерпрессньюс» об этом визите, а также о перспективе вступления Грузии в Евросоюз, состоянии экс-президента Михаила Саакашвили и других вопросах.
Оценивая визит министра иностранных дел Германии, посол Фишер сказал, что визит был «очень хорошим и успешным», и отметил, что министр говорила на встречах именно то, что и публично, и основной акцент делался на пути Грузии в Евросоюз. По словам посла, министр сказала, что Германия хочет, чтобы Грузия получила статус кандидата в декабре этого года. «Она сказала, что этого хочет Германия, этого хочет Евросоюз». Посол подчеркнул, что министр иностранных дел Германии призвала власти Грузии не упускать эту возможность. «У нас есть к этому интерес. Дверь для Грузии широко открыта. Возможность есть сейчас, не завтра, не вчера, а сейчас. С сегодняшнего дня и до декабря Грузия должна пройти через эту дверь. Задней двери нет. Боковой двери нет. Вы не сможете проскочить под радаром, а значит, мы хотим видеть более значительный прогресс по 12 приоритетам, а именно теперь по закону о деолигархизации, по реформе юстиции, а также по деполяризации».
По словам посла, он уверен, что положительное решение будет принято в декабре «при наращивании усилий правительства Грузии и абсолютной поддержке грузинского народа». Он также отметил, что Евросоюз — это объединение стран, разделяющих одни и те же ценности, единое представление о государстве, обществе. «Если близкие нам страны разделяют эти ценности, разделяют историю, то мы приветствуем внесение ими вклада. Вы можете внести свой вклад, а мы можем внести свой вклад в вашу деятельность», – сказал посол.
На вопрос, было ли одной из целей визита министра иностранных дел Германии предупреждение правящей партии не переходить красных линий на фоне антизападных заявлений ее представителей, посол Германии ответил: «я бы так не выразился», добавив, что «глупо» обвинять Германию или ЕС в том, что они являются частью «партии глобальной войны». «Наша цель состояла в том, чтобы предотвратить эту войну, и когда война началась из-за российской агрессии, мы пытались ее ограничить, а не расширять», – сказал посол, добавив: «мы очень хорошо понимаем слабости и ограничения Грузии и уважаем их». По его же словам, Запад с помощью санкций пытается показать России, что это дорого ей обойдется.
Отвечая на вопрос об оценке соответствия Грузии законодательству ЕС, которая была опубликована в феврале 2023 года, а также о выполнении Грузией 12 рекомендаций ЕС, посол Фишер сказал, что в целом отчет показал хороший прогресс. По его словам, «Грузия получила 12 рекомендаций, поскольку существенной частью критериев является то, что мы называем базовыми ценностями плюралистического демократического общества: независимая судебная система, свободные и независимые СМИ, защита прав меньшинств и участие энергичного, живого гражданского общества в демократическом процессе». Посол выразил надежду, что «Грузия более четко и без всяких сомнений покажет, что она привержена этому основному направлению Евросоюза, что подразумевает устойчивую, плюралистическую демократию».
На вопрос, видит ли он опасность съезжания страны с западной орбиты, если Грузия не получит в декабре статуса кандидата, посол сказал, что грузинскому народу решать, на какой орбите находится Грузия. «У нас есть интерес, у нас есть больше предложений, больше, чем просто «нахождение на нашей орбите… мы предлагаем Грузии стать членом нашего союза», — сказал посол, добавив, что «в наших интересах, чтобы Грузия не находилась на орбите других государств».
На вопрос, считает ли он необходимым перевод бывшего президента Михаила Саакашвили на лечение за границу, посол ответил, что обязанность властей Грузии – обеспечить заключенному лицу надлежащую медицинскую помощь. «Это право человека… мы говорим, чтобы к нам обратились, если мы можем чем-то помочь. Мы хотим помочь».
Что касается отношений между Грузией и Германией, в каком направлении две страны должны углублять сотрудничество и что посол порекомендует Грузии в отношении евроатлантической интеграции, он сказал, что Грузия должна продолжать продвигаться вперед по 12 рекомендациям Евросоюза и продолжить ту важную работу, которую Грузия и НАТО делают вместе. Касаясь двусторонних отношений, посол заявил, что эти отношения развиваются по различным направлениям, включая развитие навыков, профессиональную подготовку, а также сотрудничество в сфере энергетики и реформу сектора энергетики, возобновляемые источники энергии. Посол подчеркнул роль бизнеса в углублении экономического сотрудничества. «Мы пытаемся создать поддерживающие рамки, и в этом вся концепция Среднего коридора. Теперь у Грузии есть огромная возможность работать с соседними странами, чтобы обеспечить логистику, транспорт, энергетику на региональном уровне, а также весь бизнес и услуги, которые связаны с этим. Я уверен, что у немецких компаний будет огромное желание участвовать в этом. Чем ближе вы будете к ЕС, тем больше немецких компаний придут сюда», – заявил посол.
На вопрос, смогут ли страны ЕС сохранить твердую общую позицию по российско-украинской войне, если конфликт затянется, посол Фишер подчеркнул, что ЕС и его экономика не рухнули, потому что «это фантастическая, замечательная идея и объединение, в которое люди вступают добровольно», потому что они верят в плюралистическую демократию. Они верят в свободный рынок, они верят в объединение ресурсов для работы на общее благо, они верят в свободу и независимость, а то, что сейчас предлагает Россия, к сожалению, полная противоположность».
По словам посла, ЕС обсудит, какое вооружение отправить Украине и какой уровень поддержки они могут ей предложить. «Мы будем защищать наши основные ценности, на которые нападает Россия». Петер Фишер отметил, что, по его прогнозу, Евросоюз не уменьшит свою поддержку Украины. «Украина должна выйти из этой ситуации как государство, имеющее свою территориальную целостность и право на самоопределение и свободу решать свою судьбу». Посол добавил, что «Россия не может это решить. Поэтому атака на Украину — это атака на наши ценности».