В гостях у Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» - известный грузинский кинодокументалист и общественный деятель, бывший госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов (с 2044 по 2066 г.г.), а с 2007 года – радикальный оппозиционер Гога Хаиндрава.
- Гога, по Вашему заявлению, Вы - не политик, однако сегодня все, кого волнует судьба Грузии, поневоле включены в политику. Вы не раз были во власти: во время войны в Абхазии - при Шеварднадзе, во время «Революции роз» - находились в авангарде революционеров... Если опять что-то произойдет, мы снова увидим Гогу Хаиндрава в авангарде сменщиков власти?
- То, что сегодня происходит – это политический абсурд! В этой стране никакой политики нет, идёт смертельная борьба за выживание! Поэтому более-менее активные члены общества поневоле участвуют в этом процессе, начиная с нищих, заканчивая теми, кто разъезжает на черных «джипах». Самое печальное, что лишь очень маленькая часть общества понимает, что страна находится не на краю пропасти, а в самой пропасти… Мало и тех, кто понимает, что даже ценой самопожертвования должен спасти хотя бы будущее. Этим обусловлена такая поляризация общества, в котором есть две стороны и совершенно неприемлемая для меня третья сторона – те, которые смотрят на все издалека. В стране, во главе которой стоят убийцы - как с точки зрения политических последствий, так и уничтожения конкретных людей – я не понимаю людей, которые смотрят на процессы со стороны. В таких условиях говорить о политической деятельности какого-либо типа смешно и неуместно.- Есть категория людей, которых раньше называли известными, а сегодня они- "узнаваемые" и мы постоянно видим их на грузинской политической арене. К примеру - те же отец и сын Габашвили… Можно ли всегда быть во власти и считаться "хорошим парнем"?! Свергать одну власть, переходить во вторую, потом - в третью?! Разве у этих властей нет хотя бы идеологических различий?
- Вы затронули очень важную тему. Это - традиционно сформировавшийся круг конформистов. Их начало - кровавое и такие люди существовали во всех империях, в том числе – и в Российской. В Грузии тоже во все времена были те, кто ради выгоды был готов служить любому завоевателю. Сегодня происходит то же самое, но беда в том, что сегодня этот конформизм превращается в направленное против Грузии преступление. Нынешние "узнаваемые" стали криминалами. Последствия их поддержки можно возвести в ранг государственного преступления. Рано или поздно обязательно придет время и все предстанут перед судом – моральным или юридическим. Упомянутое Вами семейство тоже не избежит этой участи, так как и отец, и сын являются прямыми соучастниками кровавой драмы, которая бушует сегодня в Грузии и это касается не только Габашвили… Ни один восхваляющий, поддерживающий или участвующий в преступлениях этой власти не избежит ответственности! В какой-то мере эту претензию можно высказать и в мой адрес, так как я был членом правительства и Шеварднадзе, и Саакашвили. Но дело не в том - где ты, дело в том – что ты делаешь!
- Гога, в то время, когда Вы были министром по конфликтам у Саакашвили, под руководством Окруашвили была выдвинута тема Эргнети. Ярмарку закрыли якобы из-за контрабанды и безакцизных товаров. Что, «мощный поток» незаконных товаров, поступавших из Эргнети, грозил экономике Грузии, или это была мука и кое-какая мелочь? А ведь в результате ухудшились налаженные отношения с осетинами и контрабанда перешла в руки семьи Окруашвили…
- Это было преступное действие и я был против! Противоположное крыло представляла т.н. команда Жвания. Оказалось, что те, кого называют членами команды Жвания – Барамидзе, Мачавариани, Ногаидели, Гогоришвили - на самом деле вовсе не были в его команде. С первых же дней «Революции роз», как только было создано новое правительство, они перебрались к Саакашвили… Тяжелейшие последствия политического противостояния – потерянные территории, расколотая страна и стертое с карты государство – берут начало оттуда. Но осмысление того, что это было не только результатом неразумной молодости и тщеславия, произошло позднее.
На начальном этапе невозможно было расшифровать, что это - целенаправленная политика, за которой стоят цели и экспансионистская политика США на Кавказе. Когда говорят одно, думают второе, а делают третье, чтобы увидеть результат, требуется время.
Во главе объявленного государственным приоритетом разрешения конфликтов стоял я. На самом деле совершалось прямо противоположное. Самое низкое финансирование и небольшие штаты были у моего Министерства. На международной арене, с "высоких трибун", заявляли одно, а во внутренней политике происходил обратный процесс. Говорить одно и делать другое – ведь это стиль Саакашвили. А сегодня патологический предел его болезни, наряду с активным потреблением кокаина, настолько «сдвинули» его умственные остатки, что он уже не контролирует свои высказывания и свои действия. Патологическая болезнь и кокаин привели Саакашвили к шизофрении! Его последнее выступление в Анаклия - яркий пример шизофрении. Этот человек уже потерял всякий контроль над собой, а окружающие его криминалы используют это для своего благосостояния! К несчастью, одна часть общества содействуют этому, а другая – по своей воле или из трусости – мирится со всем этим...
- Мы упомянули идеологию и приоритеты... Как выясняется, сегодняшним государственным приоритетом и идеологией является развитие в Грузии туризма, особенно - международного нарко- и секс-туризма, которым должны развлекаться приехавшие иностранцы...
- Когда нет государства, нет и идеологии. Грузия существует, как территория, как стратегический узел, где есть люди, криминальными действиями сохраняющие узурпированную власть. Это устраивает обе империи – и США, и Россию. Грузия стала полигоном их противостояния и здесь все больше вырисовывается успех России. То, что Грузия полностью находится под контролем России, думаю, очень скоро станет очевидным фактом. Этого не могут скрыть даже американцы. Благодаря экспансионистской политике Америки, правда о Грузии блокируется и не выходит за её пределы! Будучи министром, я открыто говорил Дену Фриду, что собравшиеся в грузинской власти криминалы в первую очередь наносят вред политическому имиджу Америки. В результате этих откровенных разговоров меня сняли, а убийц назначили министрами. Произошедшая во мне эволюция в отношении американцев – результат времени и их конкретных действий в Грузии. В 2003 году, наверное, в мире не было более проамериканской страны, чем Грузия. А сегодня мы видим совершенно противоположную ситуацию. Если бы люди могли высказать свое мнение без давления и страха, думаю, сторонниками США оказались не более 15-20%.
- Не вызвано ли все это тем идеологическим давлением на наши ценности, сознание, религию, которое так неприемлемо для грузина?
- Конечно. Это - не давление, а разрушение! Русская культура для грузина приемлема на том же уровне, как для людей других национальностей. Не думаю, что настанет время, когда для грузин, хотя бы исходя из географического расположения, взаимоотношения с американцами будут важнее, чем с русскими. Нравится нам это или нет, надо смотреть правде в глаза - признаться, что существенное влияние России на Грузию всегда было, есть и будет, и от этого никуда не убежишь! Америка никогда не заменит Россию в Грузии! Надо быть очень злым, глупым, врагом своего государства, чтобы лишить его русского языка, который является единственным средством контакта различных национальностей в регионе. Америка показала, что является прикрывающимся демократией «волком», который все подчиняет своим интересам. Поэтому, что бы там не говорил Дарчиашвили, от реалий, сформировавшихся исторически и политически, никуда не деться. А угодники и временщики были при любой власти. Просто раньше они не были столь омерзительными, как сегодня…
- Все здравомыслящие люди поняли, что поддерживать отношения с Россией необходимо, хотя бы из-за территориальных интересов. Но народ больше не верит «старым политическим лицам» потому, что те же лица во время «Революции роз» кричали: "Россия - плохая, да здравствует Америка и НАТО!". Разве это было не так?
- Нет, не так. Во-первых, не все так кричали. А плохой была не Россия, а её политика и отношение её руководства к нашей стране.
- Как может отразиться на стране такая радикальная смена курса за такое короткое время?! Завтра другие опять могут взять новый политический курс… Не трудно будет вернуть те старые отношения, которые исторически были у Грузии и России?
- Нам не нужно восстанавливать те отношения с Россией, которые были раньше. Нам нужно устанавливать нормальные, новые отношения.
- Я имею в виду человеческие, культурные, родственные и религиозные отношения.
- Я даже не помню, когда в последний раз у нас реально были человеческие отношения с Россией. Потому что последние три столетия Россия начинает отношения с Грузией ее оккупацией. В 1801 году грузинская государственность была упразднена и ее разделили на две губернии. В 1921 году в Грузию вступила российская армия и уничтожила ее, как независимое государство. В 2008 году из Цхинвальского региона и Абхазии, фактически, произошла третья экспансия Грузии. Поэтому здесь нужно двустороннее движение. Взаимоотношения на человеческом уровне - совершенно другая тема и идет параллельно тому, как строятся грузино-российские отношения в политике. В обществе и народе отношение к России не изменилось. Т.н. "кричащие, лающие и визжащие рупоры" грузинской власти с этим ничего не могут сделать. Всякий разумный человек понимает, что нам как воздух нужны взаимоотношения с Россией, и при этом мы уже вынуждены восстанавливать эти отношения. Хотя с этой точки зрения находимся в очень проигрышной стартовой позиции, у нас нет ничего важного, что может служить предметом политической торговли. А политическая торговля является мировой политикой.
- Сегодня разговоры о конституционной монархии стали весьма актуальными. Многие смотрят на это положительно. Насколько приемлемым и правильным вы считаете такой шаг?
- Абсолютно приемлемым! Я - монархист. Это - сугубо грузинская традиция и я считаю, что если Грузия претендует быть православной страной, эта грузинская традиционная государственная форма должна быть совершенно приемлемой для всех нас. Ни в какой другой форме грузинское государство не добивалось успеха. Единственное, что может победить тщеславие и безмерную любовь к власти в Грузии – это конституционная монархия!
Это видно и по результатам выборов. Все три президента, которых выбирали в Грузии, были избраны не президентами, а монархами. Мы сами даем им такое право. Когда 90 или 91% населения выбирает одного человека, это свидетельствует о том, что мышление этих людей - монархистское. Они отдают всю власть одному человеку и потом требуют с него все…
Я давно закончил разговоры с Саакашвили и его окружением. Сейчас речь идет только об обществе. Если у нас сохранились хотя бы остатки грузинского достоинства, самолюбия, гражданского общества, то мы имеем последний шанс - в том или ином виде защитить и сохранить государство, так как очень скоро, в 2012 году, произойдет перераспределение страны между Америкой и Россией. Это уже происходит. Россия стремится по возможности дешевле купить Грузию, а американцы поддержкой и усилением Саакашвили пытаются подороже продать России территорию Грузии. Однако о том, что сегодня реально Грузию контролирует Россия, и говорить не нужно. Влияние США не распространяется дальше авлабарской резиденции. И даже в этой резиденции многие фигуры, считающиеся проводниками политики США, реально проводят в Грузии пророссийскую политику. А ближайшее окружение Саакашвили, практически, полностью пророссийское.
- Это – очень оригинальное и спорное, но – Ваше мнение, и не дело корреспондента - спорить. Спрошу о другом: Вы сказали, что у нас очень плохая «стартовая позиция». В этой связи не могу не спросить – насколько будет содействовать этому старту политическая глупость, совершенная по отношению к Роберту Стуруа?
- Раньше я считал, что Робико - сильный режиссер. Сегодня стало ясно, что он - гений! То, чего не смог добиться оппозиционный политический спектр на улице, на трибунах или в других форматах, в одиночестве сделал Робико. Он заставил власть совершить такие ошибки, которые «Дамокловым мечом повисли над ней»! Это могут только гении. Он вовлек всю общественность и политику в спектакль, финал которого был заранее определен. Этот финал - полный моральный крах власти Саакашвили. Робико, как никто, обличил эту власть!
- Кого вы видите в сегодняшнем политическом спектре, кто мог бы снова повести за собой общественность? Всем уже надоело смотреть на одних и тех же лживых, антигрузинских политиков...
- В политическом спектре – никого. Если у общества сохранилось достоинство и любовь к Родине, оно само должно найти силы и ресурсы для этого. Судьба Грузии сегодня решается не политически. Это доказал и поднятый вокруг Робико скандал. В Грузии практически нет политических правил и обстановка ничем не отличается от обстановки в несостоявшихся государствах (имеет в виду революции в арабском мире - Б.А.).
- Власть постоянно пугает людей повторением событий 91-92 годов. Этого действительно никто не хочет…
- Тогда все это опять же произошло потому, что не было политиков. Как и сегодня. Существуют личности, которые претендуют на это, но не могут осуществить. «Националы» добились полной дискредитации политического поприща. Поэтому опасность к ним может придти оттуда, откуда не ожидают – они могут остаться лицом к лицу с разъяренным обществом!
- Не надо обвинять в дискредитации политической арены только «националов»! Волей-неволей т.н. оппозиция тоже многое согрешила… Думаю, сегодня нам надо спасать не какую либо политическую партию или политика, а Родину! Поэтому все, кто действительно любит Грузию, должны встать вместе.
- Если общество окажется способным на это, мы сможем. Турки 300 лет находились в Грузии, но мы смогли освободиться. Надеюсь, у Грузии хватит сил и мы выведем страну из этой грязи. Нам бы только выйти из того отчаянного положения, в котором находимся сейчас. В мире больше не найти такого потерявшего самолюбие аморфного образования, в какое Саакашвили превратил сегодня Грузию…
Беседовала Бая Амашукели
ИА ГРУЗИНФОРМ