Российско-грузинское гуманитарное сотрудничество за последние десятилетия зачастую было детерминировано политической конъюнктурой и целями тех сил, которые приходили к власти в Грузии в конкретный период времени. «Прогрессивная» грузинская интеллигенция в постсоветские годы иллюзорной независимости продвигала проамериканские идеи и ценности и мнила себя европейской. Что касается традиционной грузинской интеллигенции, имеющей большие заслуги в науке и искусстве, то ее представители, которые не эмигрировали в Москву, Санкт-Петербург и другие российские города, никогда не теряли связей с русским миром и грузинской диаспорой в России.
Сегодня правящая политическая элита страны реализует куда более рациональный внешнеполитический курс. Правительство, правящая партия и парламентское большинство с негодованием отвергли введение виз для россиян, предупреждают об ответственности за оскорбление российских туристов и критикуют западных дипломатов, политиков и политологов, осуществляющих беспардонную интервенцию во внутренние дела Грузии. Во многом это связано с тем, что граждане России, въехавшие в Грузию после начала СВО на Украине, зарегистрировали бизнес на 711 юридических лиц, при этом 9 789 граждан РФ зарегистрировались как индивидуальные предприниматели. С 1 марта по 12 октября 2 585 граждан РФ купили в Грузии 2 964 квартиры общей площадью 189 084 кв.м; 252 гражданина РФ купили 249 земельных участков площадью 37,9 га; 53 гражданина РФ приобрели участок без строений и сооружений, 199 – со строениями или сооружениями). С января по август в Грузии были трудоустроены 977 граждан России, сумма на счетах граждан России в банках Грузии увеличилась на 1,2 млрд долларов. Около миллиона российских туристов посетили Грузию за сезон (более чем по 200 тыс. в месяц). Это рабочие места и около трех миллиардов долларов, поступивших в госказну от туризма, в частный сектор, благодаря чему ожил гостиничный и ресторанный бизнес, это доход для грузинских производителей сельхозпродукции и виноделов, туроператоров, водителей, экскурсоводов и работников сервиса.
Сегодня грузинская власть отказалась от антироссийской риторики и избегает термина «оккупация», что активно критикуется представителями оппозиции для получения поддержки наиболее радикальной части общества. С другой стороны, внутри правящей элиты все так же сильны проамериканские настроения. Сегодняшний министр образования и науки Грузии на протяжении двадцати лет осуществлял преподавательскую деятельность в ведущих университетах Америки. Он продолжает читать лекции в США, имеет тесную профессиональную связь с профессорами Гарвардского, Принстонского, Пенсильванского, Йельского, Колум- бийского, Чикагского, Нью-Йоркского университетов, а также с учеными из университетов Брауна, Корнеля и Джона Хопкинса.
Несмотря на взвешенную позицию сегодняшних властей, годы антироссийской пропаганды и трансформации национальной системы образования приносят свои плоды. За годы независимости Грузии произошла девальвация академической, апробированной годами системы образования – формальные уроки в школах если и проводились, то обязательно прошедшими тренинги и получившими сертификаты в Фонде Сороса педагогами по сфальсифицированным учебникам. Вместо добротных лекций в институтах – презентации, митинги и программы по обмену под патронажем посольства США. Представителям подрастающего поколения очень легко внушили: «Россия и русские – исторические враги и оккупанты Грузии». Возможность ознакомиться с альтернативной точкой зрения отсутствует ввиду следующих обстоятельств:
1. Молодежь Грузии не знает русский язык, изучение которого предусмотрительно изъяли из программ для высших и средних учебных заведений, а помощь России по поддержке русского языка в Грузии расходовалась неэффективно и не привела к ожидаемым результатам. По всей Грузии в настоящее время работают всего 11 русскоязычных школ, а учиться русскому можно в 45 секторах грузинских школ. В 2020–2022 годах ни одно новое русскоязычное частное общеобразовательное учреждение не прошло авторизации. На ноябрь 2022 года количество учащихся в русскоязычных школах – 16 042, из которых 1 820 учащихся приехали с Украины после 24 февраля 2022 года. Грузинская молодежь, выходящая с плакатами и стикерами оскорбительного содержания в адрес российского президента, не знает Россию и русских, потому что, сколько себя помнит, посетить Москву и Петербург, чтобы посмотреть достопримечательности, не может – жесткий визовый режим, нет прямого авиасообщения.
2. В Грузии фактически закончилась русскоязычная журналистика. В стране нет русскоязычных СМИ – грузинских печатных и электронных изданий на русском языке; соответственно, у Грузии с Россией нет единого информационного пространства (как сейчас формулируют в российских научных кругах, «дружественности страновых коммуникационных режимов»). Несколько грузинских изданий, имеющих выборочно переведенную на русский язык интернет-версию, являются результатом труда последних оставшихся в Грузии переводчиков, а не журналистикой. Да и эти билингвальные издания, за исключением «ГРУЗИНФОРМ», отличаются антироссийской редакционной политикой. А в это время в Грузии ширится антироссийская пропаганда на русском языке, и не только на американские или европейские гранты, а на деньги беглых представителей российской оппозиции через местные филиалы антироссийского некоммерческого сектора.
3. Всё российское в конце 2000-х годов было приравнено режимом к измене родине и каралось как предательство и шпионаж. «Прорусский» звучало как приговор, граждан, заподозренных в этом «страшном грехе», выступающих за урегулирование традиционных российско-грузинских отношений и за диалог с российским руководством, чурались как прокаженных. И хотя новая власть разблокировала российские телеканалы и сняла запрет с российской эстрады в общественном пространстве, въевшийся животный страх быть заподозренным в «пророссийскости» по-прежнему является в Грузии нормой, потому что поощряется посольством США, которое сумело консолидировать вокруг себя антироссийскую часть грузинского истеблишмента, радикальные политические партии и находится в постоянном контакте с бывшими и действующими западными политиками, чиновниками и дипломатами, советника- ми и экспертами.
Несмотря на всё вышеперечисленное, Грузии предстоит большая работа с Рос- сийской Федерацией, и это не только организация встреч на высшем уровне и восстановление дипломатических отношений, не только углубление и расширение экономических, торговых отношений, но и восстановление, углубление и расширение гуманитарного, культурного сотрудничества, совместные проекты в сфере общего прошлого и исторической памяти. Источник: журнал «Россия и мир: научный диалог» №1, 2023
Арно Альбертович Хидирбегишвили, Главный редактор и генеральный директор Информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ» (Грузия). Вице-президент и соучредитель Международной Лиги грузинских эмигрантов. Эксперт в области внутренней и внешней политики Грузии, развития региона Южного Кавказа. «Socio-Political Factors of Humanitarian Communication between Georgia and Russia», Arno A. Khidirbegishvili, Information and Analytical Agency "GRUZINFORM", Georgia