15 августа 2011 года ГРУЗИНФОРМ опубликовал интервью с Мариам Цацанашвили: "Вместе с утверждением в Грузии английского языка, русский язык ещё больше утвердился в Абхазии и Самачабло. Какой политикой можно оправдать положение, когда не можешь донести свою мысль до сограждан и не понимаешь их?!", после чего в редакцию поступило большое количество телефонных звонков и писем. Широкая читательская аудитория, комментируя интервью, одновременно задавала респонденту множество своих интересных вопросов.
Учитывая интерес и подобную активность читателей, Информационно-аналитическое агентство «ГРУЗИНФОРМ» предлагает новое эксклюзивное интервью с президентом Международного фонда устойчивого развития, доктором юридических наук, профессором Тбилисского государственного университета имени И. Джавахишвили, Кавказского университета, Института экономики и права, с академиком Гелатской академии наук, действительным государственным советником Мариам Цацанашвили, которое построено лишь на вопросах наших читателей.- Госпожа Мариам, насколько оправданным Вы считаете увольнение из университетов и школ на основании т.н. конкурсов педагогов, обученных классическому британскому английскому, и приглашение вместо них из-за границы случайных людей, часто - с сомнительным уровнем знаний и сомнительными моральными устоями? И главное, Министерство образования принуждает учащихся принимать их в своих семьях и содержать…
- Факт – идеологические изменения осуществляются жесткими механизмами, что вызывает явный протест общества. Я всю жизнь занимаюсь воспитанием молодежи, хорошо разбираюсь в менеджменте обучения и не могу сказать, что дела в этой сфере идут успешно. В связи с сомнениями читателей можно вспомнить позицию Симона Джанашия. Он указывает на довольно серьезные риски, сопутствующие приглашению добровольцев. Кроме того, это вызывает конфликт между учителем и добровольцем, поиск развлечения и приключений со стороны добровольцев без развития навыков обучения и т.д.
"Это проект, который позволит продвинуться дальше и сделать в последующие десятилетия самый большой прыжок во всем постсоветском пространстве. Это самый большой вклад, который мы внесем в развитие страны" - уверена, что правильно перифразировала слова Михаила Саакашвили, которые он произнес при встрече с участниками этой программы в Батуми. Я была обижена на грузинские СМИ из-за того, что они не брали интервью у прибывших добровольцев. Оказалось, что это Министерство образования запрещает им давать интервью (?!). Почему для намеченных Михаилом Саакашвили целей неприемлема прозрачность процесса, общественный надзор над качеством обучения?! То, что дети, "обученные" Саакашвили, не кричат – что же вы с нами сделали! - не означает, что результат адекватен обещанию…
Каждый проект имеет свою логическую модель: цель, действие, результат.
Цель Саакашвили, по его заверениям, – при помощи изучения английского сделать большой прыжок в развитии. Действия же педагогов-добровольцев недосягаемы для журналистов (не буду вспоминать о грязных фактах, просочившихся в прессе и вызвавших общественное возмущение. В связи с этим министр образования уже упрекнул нас в негостеприимности!). Результат – мы не знаем, чему научились наши дети, т.е. дети не обучены! За такой нелогичный проект я ставлю Саакашвили двойку, хотя сам он считает себя отличником. Его личная цель – получить общество, управляемое развратом и необразованностью – достигнута! Рим был разрушен развратом, но они сами того пожелали. А Саакашвили идет против течения и традиций и не сможет разрушить Грузию своими искусственными проектами.
Скажите, пожалуйста, могу ли давать советы о законности "конкурсов" и справедливых методах обучения человеку, хвастающемуся ментальной революцией? Он получит логические результаты от своих же воспитанников! Такова историческая справедливость, о практических примерах которой, начиная от Саванаролы до сегодняшнего дня, я много слышала от моего любимого педагога, дедушки Михаила Саакашвили – профессора Никуши Церетели.
- Насколько целесообразным было изъять из школьной программы изучения основ православной религии, запретить в школах иконы и посещения священника? В демократических странах - таких, как Израиль, Турция - обучение курсу традиционной религии является обязательным.
- Рассуждения о вопросах религии и, тем более, оценка политических шагов нашей власти в этой сфере требует осторожности. Дело касается самого чувствительного права человека – права веры и вероисповедания. Содержание понятия религиозной свободы в каждом конкретном государстве осмысливается под влиянием исторического прошлого. Если такие исторические условия не будут учтены, это повлечет за собой деструкцию социальной психологии, принижение значимости прошлого. Когда в конкретный исторический момент происходит притеснение исторического творчества народа в пользу отдельных групп людей или индивидов, тогда история объявляется исчезнувшей! Вместе с тем исчезает народный дух вообще. Если утеряны традиционные признаки, член общества превращается в слепой субъект своего локуса. Таков европейский подход к традиционным религиям. Европейцы уважают исторические особенности своих стран. Это означает, что, несмотря на всеобщее провозглашение религиозной свободы, их законодательства отличаются друг от друга. Например, во Франции, Польше и других странах действует модель полного отделения религии от государства; в Германии – договорная, в Испании, Италии, Бельгии, Люксембурге и др. – религиозный приоритет; в Норвегии, Великобритании, Греции – модель государственной религии. Так что, в европейских странах существует различная степень признания религиозных организаций публичными или частными субъектами.
Скажу просто: этим спорным законодательным актом в Грузии возможно регистрировать субъектом права такую религиозную организацию, которая не является традиционной для Грузии. Более того, правила регистрации этих признанных религий не внесены в закон (оказывается, правила должны быть установлены отдельно и об этом поговорим отдельно). Это - вообще абсурд! Т.е. Парламент принял закон, который ничего не регулирует, но признанием в такой форме и такой легитимацией способствует разжиганию религиозной розни и хаосу! Изъятие из учебного процесса курса православия означает отказ от собственной культуры и истории, чем будет достигнута тотальная необразованность в данной сфере!
Упомянутые вами Израиль и Турция не являются клерикальными государствами, но они хорошо понимают значение иудаизма и суннизма для государственной идеологии. Именно этим обусловлено проведение политики обучения религии в сфере образования в синтезе с государственными интересами и с международными принципами свободы религии. Какое же тогда значение имело в Грузии принятие закона в таком виде? – политическое, а не законодательно регулирующее! ЭТО БЫЛ «УДАР НОЖОМ» В СПИНУ ПАТРИАРХУ ГРУЗИИ ПЕРЕД ПЕРЕГОВОРАМИ С ПАТРИАРХОМ РОССИИ! Вы помните интервью некоторых экспертов после визита, я не буду повторять тяжкие обвинения, выдвинутые против Патриарха. Патриарх просил не спешить, рассмотреть законопроект вместе с экспертами. На что члены Парламента ответили, что они уже давно обсуждают его, что они - демократы и защищают свободу всех религий. Я же говорю, что это - демагогия, в которой удачно упакованы целесообразность такой постановки вопроса и его несоответствие с законодательством! Вот мои аргументы:
- Не учтена Европейская конвенция о взаимоотношениях между государством и религией. Новым законом стала возможна регистрация субъектом публичного права такой организации, которая не является традиционной для Грузии;
- Не учтено Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Православной Церковью - проникновение на заседание Синода представителей властных структур является нарушением Договора о разграничении церкви от государства и неприкосновенности Патриарха Грузии, обеспеченной законом;
- Регистрация и признание религиозных организаций должна происходить согласно закону "О религиозных организациях", а не Гражданским кодексом, как это сделал Парламент Грузии. Последствия пускай будут на совести тех, кто не пожелал выслушать экспертов этой области и, опираясь на демагогию горе-специалистов, создал опасность религиозного противостояния. Знаю, представители власти поднимут на смех эти слова, ведь для них Церковь – это средство утверждения собственной власти, а не сохранения культуры и духовности Грузии, цель ее развития…
Конечно, власти и тут готовятся к революционному прыжку, хотя не наподобие Агмашенебели и Вахтангу VI. Сфера их интересов – это организации сатанистов, оккультно-мистические группы, а также культы, созданные на основании астрологии, уфологии, парапсихологии и т.д. Исходя из этого, их законодательное поведение адекватно их желаниям и совершенно не соответствует интересам грузинского государства и общества.
У перечисленных выше направлений в мире есть довольно хорошие «болельщики». «Болеть» же за Грузинскую Православную Церковь должно, в первую очередь, грузинское государство! Именно поэтому разговор ведется о соблюдении некоторых предпочтений. Что же в этом «незападного», либо противостоящего чьей-либо вере и вероисповеданию?!
Однако, в этих действиях власти тоже есть определенная логика. Это - транснациональное видение и толчок к хаосу. До полного хаоса осталось еще несколько шагов, которые требуют нового цикла выборов. Поэтому атака на церковь сегодня имеет и политическую перспективу. В частности, кого поддержит церковь на выборах 2012-2013 годов: кандидата силовых структур, бывшего стихарника Гиги Угулава, или интриги и авантюру Миши Саакашвили, пытающегося провести свою кандидатуру на будущих выборах?
У меня есть свои прогнозы, но я воздержусь от их афиширования, поскольку это касается безопасности страны. А опасность состоит в нивелировании либеральных и западных ценностей, в вовлечении церкви, отделенной Конституцией от государства, в политические процессы, в разрушении государства, как института политического управления в пользу транснациональных корпораций. Это - в общем. А конкретно нас ожидает преследование православных верующих, вербовка священнослужителей имуществом и обещанием карьерного продвижения, разрушение идеологии, поскольку абсолютно ясно, что церковь имеет серьезное влияние на социальную сферу.
Еще один, уже – радостный, прогноз: «не выгорит» это дело у Саакашвили и его советников, вот увидите! В мире начались другие процессы, а именно – стремление к сохранению культуры и самобытности. Поэтому наш глас будет услышан обществом и партнерами Грузии и миф о Саакашвили, как о честном политическом партнере, рухнет! Этот процесс прекрасно виден даже невооруженным глазом.
- Молодежь, как губка, впитывает все, что видит на телеэкране. Нужно ли защищать ее от разврата и безнравственности, жестоких фильмов и передач, широко пропагандируемых проправительственными телевидениями?
- Это - новые технологии информационных войн. Вашему пафосу и моему настрою относительно этих вопросов противостоит оценка идеологов власти – "ментальная революция", которая считается большим достижением их политики.
Кстати, вспомню один факт: в 1996 году, когда в Америке принимали Закон о вещании, два года шла борьба в конгрессе между сторонниками свободы информации и сторонниками защиты населения от вредного влияния информации. Борьба закончилась частичной победой последних. В Законе было записано, что родители имеют право поставить на компьютере защитное устройство (чип), чтобы сделать недоступной для детей порнографию в Интернете. В тот же период в Германии был принят закон о защите несовершеннолетних от вредного влияния информации.
В Грузии похожий Закон был внесен в Парламент в 1999 году, но принять его удалось лишь в 2001 году. В эпоху же "розоносцев" от него осталось только заглавие, а содержание было доведено до запрета продажи несовершеннолетним алкогольных напитков. Определенные механизмы защиты как будто были установлены законом "О вещании", но сошлюсь на такую статистику: несколько лет назад я ознакомилась с результатами одного социологического опроса относительно расположенности молодежи к насилию и порнографии. Оказалось, что показатель был ниже в лицах 21-25 летнего возраста, нежели среди 14-18 летних. Мне объяснили, что когда 21-25 летние были несовершеннолетними, насилие и порнография не были доступны в такой мере, как сейчас.
Лично я уважаю свободу выбора. Именно потому считаю наш диалог нужным для общества, а не для власти. Будем говорить - что хорошо, и что - плохо. Политика в сфере защиты молодежи от вредного влияния информации очень плоха. В такой ситуации опорой общества является семья. Поэтому в семье должно решаться, что будет формулой успеха их ребенка – свобода опустошенной от ответственности тела, или личностная свобода с крепким хребтом. Чтоб не быть одинокой в оценках, напомню нашей душевно неполноценной власти слова Канта: «Самое большое несчастье – это необузданная свобода!»
- Читателей также интересует (цитирую): в такой традиционной многовековой стране, как Грузия (во всяком случае, таковой она считалась до прихода "розоносцев"..), должна ли существовать для государства определенная национальная идеология и государственная мораль, опирающаяся на традиционную грузинскую мораль и ценности? В случае неимения таковых, какие опасности грозят государству, будущему страны и обществу? Ведь если наперекор существовавшим традициям, молодежи предлагается успешная карьера в обмен на предательство друга и доносительство, вместо любви к Родине - прививаются чуждые традиции, в случае войны у такой молодежи теряется мотивация защищать Родину, отдавать жизнь за нее. Родина для нее связана только с личным благосостоянием, хорошим вознаграждением и комфортом. Примером этого являются сотни резервистов, бежавших в августе 2008 года с поля боя…
- Это - довольно противоречивый вопрос, но отвечу сразу: с учетом требований времени и традиций, постоянно развивающаяся национальная идеология и государственная мораль, конечно, обязательны. Политика, проводимая без них, похожа на прокрустово ложе, когда вечные ценности и традиции можешь приковать к железному ложу и растягивать их, если нужно, или отрезать ноги, если они длинные…
Фрэнсис Фукуяма в своей книге "Конец истории и последний человек" утверждает, что мировая экономическая идеология зиждется на взаимном доверии. А доверительные отношения связаны с культурными, этническими и религиозными факторами. Реал-политики приклеили ему ярлык футуролога, но если обратить внимание на одну фразу Сэмюеля Хантингтона, новым источником конфликтов будет не идеология, а экономика! И тогда наш ответ будет иметь западное теоретическое обоснование.
В публикациях и телевизионных интервью Зазы Шатиришвили, Давида Маградзе и др. часто делаются правильные акценты относительно национальной идеологии, нельзя пренебрегать их позициями. При таком засилье чужеродных навыков и привычек часто можно услышать, что нация постарела. Не то плохо, что нация постарела, а то, что болезни стали молодыми! В болезнях подразумеваются перечисленные Вами тенденции. Хотелось бы, чтобы обучаясь на Западе, наша молодежь научилась - чего не надо делать, чтобы не впасть в невежество! Если Саакашвили кажется, что я впала в интеллектуальное наслаждение, поскольку столько пишу о нем, он очень ошибается!.. Это для меня - принцип борьбы и поиска, а для общества - призыв: "Ищи и не сдавайся!". Он не смог в 2003 году превратить "шанс роз" в успех страны и не сможет превратить в закономерность конституционную сменность! Именно это и есть прокрустова идеология, которая может искалечить тело самого мощного государства.
Национальная идеология и мораль - это наши традиции, их не может поколебать идеология "ментальной революции" "националов". Она влияет на отдельные лица, но не может воздействовать на национальный характер в целом. Избранные признаки национального характера не "разлагаются", а крепнут, как алмаз, не уничтожаются, а закаляются! Именно поэтому в Грузии никогда больше не повторится патологическая политика, подобная политике Георгия VII и идеологическое внутреннее предательство "Месаме даси". Главным постулатом грузинской идеологии сегодня является защита национального сознания от иностранной культурной экспансии.
Если же отдельные лица превращаются в лакеев, то в Грузии есть и другие, принадлежащие к той части нации, которые живут национальными интересами. Пример: 20-летний парень повредил бампер автомобиля одной известной дамы. На место происшествия явилась полиция и применила оружие, в результате чего один очевидец погиб. Естественно, полиция не стала брать на себя ответственность, состряпали дело об убийстве и… перспективный молодой человек превратился в часть "преступной статистики"… У парня - хорошее образование, он - спортсмен, владеет несколькими иностранными языками. В тюрьме его пытались склонить на донос, ложное обвинение, подсаживание, но он не согласился. Не может понять, почему суд не оправдывает его, ведь он невиновен?! Такие парни - герои, им от Бога дана миссия терпения, выносливости и сохранения достоинства. В таких людях и в такой ситуации видно истинное лицо нации! В сегодняшней Грузии вполне достаточна та часть нации, которая живет национальными обязательствами, она обязательно обеспечит достойное будущее нашей Родины!
Беседовала Бая Амашукели
Информационно-аналитическое агентство "ГРУЗИНФОРМ"
(Продолжение следует)