Недавно любителей футбола в Грузии неприятно поразила новость о том, что с поста главного тренера ФК «Зестафони» ушел Гия Гегучадзе, с именем которого связаны и нынешнее чемпионство Грузии, и надежды на европейское будущее клуба.
(Для справки: ФК Зестафони (груз. ზესტაფონი) — грузинский футбольный клуб из одноимённого города, выступает в чемпионате Грузии. Основан 18 июня 2004 года по инициативе акционеров АО «Ферро» (Зестафонский ферросплавный завод имени Георгия Николадзе). Домашние матчи проводит на стадионе имени Давида Абашидзе города Зестафони. Сезон 2007/08 стал наиболее успешным в истории клуба, который стал тогда бронзовым призёром первенства страны и обладателем кубка страны. До этого клуб трижды подряд выходил в финал национального кубка и трижды уступал. Клуб неоднократно принимал участие в ранних стадиях розыгрышей еврокубков (Кубок Интертото 2007, Кубок УЕФА 2008/09, Лига Европы 2009/10, Лига Европы 2010/11).
Достижения: Чемпион Грузии 2010/11; Обладатель Кубка Грузии 2007/08; Финалист Кубка Грузии 2004/05, 2005/06, 2006/07; 3-е место в чемпионате Грузии 2007/08, 2009/10.)
История, на первый взгляд, казалось бы, рядовая - общеизвестно, что футбольные тренеры постоянно «сидят на чемоданах», готовые тут же отправиться к новому месту испытания своей профпригодности. Однако, в случае с Гией Гегучадзе дело оказалось далеко не столь однозначно...Принципиально важно, его из команды отнюдь не «ушли», а ушел он сам – добровольно и бесповоротно, несмотря на многократные уговоры повременить, не «пороть горячку». Ведь дело происходило в самый канун первой, «домашней» игры зестафонцев с бельгийским «Брюгге» за выход в Евролигу (по-старому – Кубок УЕФА). Уход в отставку в момент, значимый не только для «Зестафони», а и всей футбололюбивой Грузии, мог бы, несомненно, быть воспринят как поступок не патриотичный, а то и просто - изменнический…
Не журналистское любопытство и погоня за сенсацией побудили ГРУЗИНФОРМ обратиться к отставному наставнику – молодой и успешный тренер Гия Гегучадзе на измену пойти не мог, не такой человек – говорили нам все, знавшие Гию не понаслышке. Тогда, в чем же причина?!
Гия Гегучадзе: Всей правды не скажу. Поймите меня правильно – слово дал, ну, о том самом, о неразглашении. А слово держать умею. Суть же, скажу так, в вольной интерпретации. Беда в том, что за время работы в «Зестафони» в душе скопилось немало обид и недоразумений, возникших во взаимоотношениях с клубными патронами, и чаще всего - в ущерб пользе дела и во вред здравому смыслу! Вот и «накипело»...
Корр. ГРУЗИНФОРМ: Скажите, Гия, а как же ребята, не жаль расставаться, родными, небось, стали?
-Знаете, Вы затронули сейчас больную струну. Этим я «маялся» с самого начала… Единственное, на что сподобился в этой ситуации – это собрал команду и с каждым попрощался. Убежден, что все они меня прекрасно понимают, а это - залог наших здоровых отношений в будущем!
Но даже не это было самым мучительным… Помню, как в те дни ко мне подошел мой младшенький сынишка Саба. А всего их у меня, пацанов, трое. Старший, Гио, ему – 16 лет, пошел по моим стопам - уже несколько лет играет в футбол, хотя говорить о его спортивном будущем, считаю, преждевременно. Пусть сам решает - кем ему дальше шагать по жизни. Есть у меня и дочурка Тамуна. Она уже взрослая, недавно замуж вышла. Словом, я теперь потенциальный дедушка, чему несказанно рад. Сами знаете, нет у человека никого, ближе своей семьи.
Но, кажется, мы слегка отошли от темы... Так вот, подходит ко мне мой пятилетний Саба и, едва сдерживая слезы, просит: «Папа, я так люблю «Зестафони», не уходи оттуда, ну, пожалуйста!»...
Просьба малыша, признаться, застала меня врасплох, обезоружила. Да разве ему объяснишь, как и почему все это получилось?! Спасибо, что там же оказался и мой средний - Геги. Он и выручил меня тогда, бесенок: «Ты что, глупыш, совсем ничего не понимаешь?! - набросился он на братишку – папе теперь другую команду надо сделать чемпионом!»
Вот такую неожиданную для меня версию выдал мой Геги, которая вполне могла бы стать и рабочей. А малыш-то, он прав – плох тот тренер, кто не мечтает сделать свою команду чемпионской! Почему бы и мне еще раз не попробовать, коли уж знаю, как это делается... Пришлось пообещать, что так оно и будет.
-Знаете, Гия, версий по газетам относительно Вашего ухода из команды гуляет уже немало. Одни, например, утверждают, будто вы потребовали у руководства клуба увеличить себе в разы месячную зарплату, в чем Вам было отказано. Вторые - что результат первого «домашнего» матча с «Брюгге» носил договорной характер и произошло это помимо Вашей воли и согласия… Есть ли в этих версиях нечто похожее на правду? На мой вопрос Гия Гегучадзе ответил прямо-таки с чапаевской непосредственностью:
-На все эти версии можно наплевать и забыть! Ничего такого и близко нет! В качестве же интриги (понимаю – без этого никак!) можете взять вот что: принимая «Зестафони», я взял обязательство вывести команду в Лигу чемпионов. Цель казалась вполне достижимой. Но после обиднейшего поражения от австрийского «Штурма» с надеждой пришлось расстаться. Чем, скажите, не повод для расставания? По крайней мере, так было бы честно. А если обнажаться до конца, то это, воспользуюсь метафорой, лишь видимая часть «причинного айсберга»...
Вот, казалось бы, и все. Однако, дорогие читатели, поверьте - Гия Гегучадзе заслуживает того, чтобы болельщики знали о нем больше! Поэтому упорно продолжаю:
-Многие наши любители футбола считают Ваше появление у тренерского руля едва ли не чудом, подзабыв Ваш неплохой бекграунд как игрока. Давайте, пробежимся и в эту сторону.
-Что ж, не возражаю. Тем более, что большинство тренеров рождалось именно на футбольной поляне. Начинал я в ФШМ, как тбилисцы по сей день называют Футбольную Школу Молодежи. Здесь и рос под крылом знаменитого в прошлом динамовца Владимира Элошвили. Кстати сказать, он первым и приметил во мне тренерскую, скажем так, жилку, пригласив в свои ассистенты. Но игрок во мне этим тогда не закончился.
В годы учебы в Политехническом институте (ГПИ), на факультете авиастроения, успел поиграть в «Шевардени» у Алёши Котрикадзе, затем - в тбилисском «Локомотиве» (II лиге первенства Советского Союза). Играл в полузащите, затем «свободного» защитника. Однако, очень скоро, в 22 года, объективно осознал, что скоростные ритмы современного футбола с моими физическими кондициями мне не осилить. Хотя и было нелегко, а пришлось, как говорится, «завязывать»…
-И надо полагать, от этой отметки и происходит вторая полоса вашей жизни, непосредственно – тренерская?
-Не могу с этим не согласиться. Возникшая в ту пору связь с Институтом физической культуры оказалась для меня весьма плодотворной. Именно сюда, на кафедру футбола, меня и пригласили читать студентам лекции. Дело едва не закончилось защитой диссертации! И хотя работа была почти готова, а вот защищаться не стал, вовремя понял, что это - не мое…А мой принцип – всегда и во всем оставаться честным!
Зато, тут же, в институте, с удовольствием и с большой пользой для себя тренировал юных футболисто10-13 лет, с которыми «обкатывал» свой метод сопрежённых тренировок. Состоит он в одновременности работы над физподготовкой воспитанников и усвоением ими всяких модификаций тактического порядка. Работал я с пацанами, надо сказать, старательно и с упоением, оттого, должно быть, и приметили…
Неожиданно к беседе подключается молчавший все это время отец Гии – Роберт Георгиевич Гегучадзе и своим басовитым голосом говорит следующее:
Роберт Гегучадзе : Думаю, что будет несправедливо не назвать имени работавшего в Институте физкультуры тренера Асатура Гукасяна. Это он однажды позвонил мне и настойчиво уговаривал: не забирайте его из футбола, я вас очень прошу, у него - настоящий тренерский талант! Как видите, просьбу его выполнил.
-Понимаю, если б не вы с Гукасяном...
-Именно это я и хотел вам обоим напомнить!
-Дальше, думаю, было «Динамо»?
Гия Гегучадзе: Оно, любимое. Где-то к середине 90-х команду принял Давид Кипиани.Он и взял меня к себе в подспорщики. А когда Кипиани возглавил Сборную, то я и там оказался рядом с ним. То же повторилось при Боскампе, с той, правда, разницей, что того в 2000-м году его пригласили в Дубай, куда забрал и меня. Эпопея в клубе «Эл-Весл» тянулась в течение 8 месяцев. Правда, славы она не принесла, но опыта добавила.
Особое место в моем тренерском календаре занимает год 2002-ый год: время, когда впервые возглавил команду «Горда» Рустави в качестве главного тренера. Произошло это где-то к середине сезона. Особая сложность моего дебюта состояла в том, что «Горда» выглядела в турнире нашей высшей Грузинской Лиги, прямо скажем, совсем не гордо… В ту пору она «ковыляла» где-то в конце таблицы и была в числе безусловных кандидатов на выбывание. Все, что успел я тогда «сотворить» - это оставить команду в Лиге. Если без ложной скромности, то и это можно было бы рассматривать как успех. Возможно и поэтому состоялось мое возвращение в «Динамо». Но этих «Динамо», если помните, было три - в соответствии с числом наших Лиг. Начинал я с III-ей, а после ухода Шушака в 2004-м стал главным в главной – в I-ой. Надеюсь, что выразился понятно. Казалось бы, все сбылось, чего еще желать? Но не тут-то было...
-Извините, но прежде, чем Вы мне расскажете, почему ушли, пожалуйста - о том, с чем пришли в «Динамо», чем решили удивить, покорить вершины.
-Прежде всего, я попытался ответить на вопрос, который перед собой поставил: а какой футбол более всего нравится людям, почему они приходят на стадионы? Правильно: зрелищный, скоростной, агрессивный! Тот футбол, в котором игроки постоянно перемещаются по полю, быстро переходят от обороны к атаке. Вот этого и решил добиваться! Но не силами каких-то волонтеров, а своими национальными кадрами!!! И это - один из моих главных принципов, ибо глубоко убежден: Грузия - страна футбольных талантов! Надо только уметь их найти, помочь побыстрее реализоваться.
В «Динамо», увы, воплотить до конца замыслы так и не удалось. Все началось с неудач в Евролиге, где умудрились «продуть» в группе все 4 игры – «Спортингу», «Сошо», «Нью-Каслу», «Панионису»… Противники, как Вы могли заметить, были с именами и прыгать нам следовало «выше головы». Жаль, что не сумели… Да и в первенстве страны уступили I-е, «заказанное» нам место. А тут подняли головы и те, что сидели в «засаде» - мол, доэкспериментировался парень, зарвался!.. Словом, уволили, не помахав на прощанье ручкой. Ну, да Бог им судья, этим «засадникам», или зоосадникам – уж как вам будет угодно! Тут же добавлю, что многое у меня получилось в сезоне 2010-2011 годов, но уже - в «Зестафони».
-С вашего позволения – еще небольшой шаг в сторону. За время работы в журналистике (я не делаю из этого секрета) сумел сформулировать для себя своего рода профессиональное кредо – писать, по-возможности, интересно и всегда быть правдивым. Скажите, а есть ли у вас свое тренерское видение, которое Вы могли бы так же «разложить по полочкам»?
-Что ж, отвечу и на это. Признаюсь, что как тренер являюсь последователем Константина Ивановича Бескова. Как и он, выделяю для себя в тренерской работе три основных момента. Это - результат, качество и, наконец, прогресс в игре моих футболистов. Нисколько не лукавя, могу сказать, что вместе с «Зестафони» сумел преуспеть по всем трем пунктам.
Впрочем, судите сами. Результат – чемпионство Грузии за два тура до окончания турнира, качество – зрелищная игра и полные трибуны болельщиков, прогресс в игре футболистов тоже налицо - Роин Квасхвадзе, Каха Аладашвили, Георгий Хидашели, Заал Элиава, Георгий Ониани, Шота Григалашвили, Джаба Двали, Николоз Гелашвили и Торнике Апциаури по результатам сезона призваны в ряды Сборной футбольной команды Грузии.
-Спрошу «на посошок», дорогой Гия. Как насчет данного своему сынишке обещания – сделать теперь чемпионами другую команду? И можно ли узнать, о какой команде может идти речь? И долго ли еще собираетесь «прохлаждаться» в кругу своей замечательной семьи, как бы приятно это ни было?
-Очень надеюсь, что мой вынужденный «отдых» теперь продлится недолго. Не скрою от Вас, что уже получил несколько весьма интересных и перспективных предложений. На каком из них остановиться - все еще не решил. Однако твердо обещаю, что как только определюсь, ГРУЗИНФОРМ будет в числе первых, кто об этом узнает!
- От всех читателей и журналистского коллектива ГРУЗИНФОРМ, от любителей Грузинского Настоящего футбола, по которому мы все так истосковались, пожелаю, чтобы большое дарование Гии Гегучадзе обязательно громко заявило о себе в очередной раз, и побыстрее! И чтобы этому опять не помешали разные, не имеющие никакого отношения к спорту, причины…
P.S. После интервью мы с Гией вспоминали знаменитых грузинских футболистов, которых сегодня, увы, уже нет среди нас, перебирали старые фотографии из семейного альбома… На оборотной стороне одной из фотографий, рукой его супруги написано: «В период работы в «Динамо» никого и ничего помимо футбола он не помнил»... Да, он - такой, Гия Гегучадзе.
(В то время, когда интервью было готово к публикации, с ИА ГРУЗИНФОРМ связался господин Гия Гегучадзе и сообщил, что вчера, 22 сентября 2011 года, его назначили главным тренером кутаисского «ТОРПЕДО».)
Гиви Бакрадзе,
ГРУЗИНФОРМ