Грузия, 8 ноября, ГРУЗИНФОРМ. Путин назвал концепцию «конца истории» Фукуямы «близорукой». Когда в мире возникла однополярность, история просто перешла в новую фазу, отметил президент.
Президент России Владимир Путин, выступая на пленарной сессии XXI ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», заочно поспорил с создателем концепции «конца истории», философом Фрэнсисом Фукуямой о возможности такого исхода для человечества. Трансляцию вел РБК.
Суждение о возможности «конца истории» глава государства назвал «близоруким».
«Некоторым западным элитам показалось, что монополия, их монополия — момент однополярности в идеологическом, экономическом и даже отчасти военно-стратегическом отношении — и есть станция назначения. Все приехали, остановись, мгновение, ты прекрасно. Как самонадеянно было тогда объявлено, чуть ли не конец истории. История не закончилась, она просто перешла в новую фазу», — сказал Путин.
Фрэнсис Фукуяма в 1992 году написал эссе «Конец истории и последний человек», в нем он предрекал торжество либеральной демократии в мире и прекращение идеологических столкновений. При этом философ опирался на идеи Фридриха Гегеля и Карла Маркса, которые определяют историю человечества как линейную прогрессию от одной социально-экономической эпохи к другой.
Фукуяма считает либеральную демократию высшей формой развития человеческой цивилизации.
По мнению Фукуямы, человечество должно задаться вопросом о «неком универсальном стремлении» в плане своего развития. «Думаю, единственное, как я могу доказать, что я скорее прав, чем нет, это задать вопрос: когда люди пытаются выбраться из бедной, коррумпированной, неблагополучной страны, куда они добровольно пытаются уехать?», — объяснял он свою точку зрения.
Путин, со своей стороны, говорил, что западный либерализм сегодня вылился в крайнюю нетерпимость и агрессию. Страны Запада он называл непримиримыми противниками формирования многополярности. По его словам, сейчас формируется новое устройство мира, и народы все четче осознают свою идентичность, а любая монополия рано или поздно закончится.