ОТ РЕДАКТОРА
Шеварднадзе был кумиром Саакашвили: Арно Хидирбегишвили – о Постановлении по Тбилисскому горкому

    «Почему Саакашвили, который в 2001 году обвинял окружение Шеварднадзе в коррупции, сам оказался за решёткой по обвинению в финансовых нарушениях? Почему во время правления Саакашвили была объявлена борьба с коррупцией и получением взяток на низком и среднем уровне, но при этом процветала коррупция среди элит? Почему одним - всё, а другим - ничего?» - спросил журналист телекомпании «МИР» генерального директора и Главного редактора ГРУЗИНФОРМ, директора Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики, грузинского публициста, журналиста и политолога Арно Хидирбегишвили.

  А.Х.: «Вы сказали - «Саакашвили обвинял окружение Шеварнадзе»? В Ваших словах уже кроется парадокс, потому что Саакашвили сам был членом окружения Шеварднадзе - министром юстиции в правительстве Шеварднадзе и руководителем фракции парламентского большинства «Союз граждан» от одноименной правящей партии Шеварднадзе. 

 Второй парадокс заключается в вашем вопросе – почему «пламенный борец» с коррупцией сам стал крупнейшим коррупционером. Дело в том, что Саакашвили ошибочно считают антиподом Шеварднадзе, этаким прозападным реформатором, «Маяком демократии», окончившим американские и европейские университеты. На самом же деле примером для подражания и кумиром Михаила Саакашвили был именно Эдуард Шеварднадзе. Шеварднадзе был гуру для Саакашвили до такой степени, что последний подробно изучил биографию и методы Эдуарда Амвросиевича, даже своего первенца Саакашвили назвал в честь Шеварднадзе – Эдуардом! На этом видео Шеварднадзе спрашивает у сына Саакашвили – как его зовут, и узнав, что тот – его тёзка, показывает на него пальцем и говорит, что он будет президентом Грузии; а потом, показывая пальцем другой рукой на отца ребёнка, говорит, что тот уже президент, хотя Миша Саакашвили тогда был всего лишь министром юстиции.

   Но настоящим наставлением, инструкцией на всю жизнь для Саакашвили стало спровоцированное молодым министром внутренних дел Грузии Эдуардом Шеварднадзе жуткое Постановление ЦК КПСС «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС» от 22 февраля 1972 года. В беспрецедентном после времён правления Сталина Постановлении руководство ГССР обвинялось в страшных грехах - взяточничестве, семейственности, непотизме, кумовстве и попустительстве грабежу, что сегодня принято объединять под одним ёмким словом – «коррупция». О «вопиющих фактах нарушений социалистической законности» Шеварднадзе напрямую тайно рапортовал в Москву, чтобы скинуть 1-го секретаря ЦК Компартии Грузии Василия Мжаванадзе – фронтовика, генерал-лейтенанта, героя соцтруда - и самому занять его место.

   План Шеварднадзе удался, потому что отвечал давно назревшему в Москве недовольству против излишне авторитетного в республике руководителя, который не давал Грузию в обиду. Итак, сначала молодого министра ВД Шеварднадзе перевели на партийную работу 1-м секретарём Тбилисского горкома партии – якобы, для искоренения провалов в работе, указанных в Постановлении ЦК КПСС. На самом же деле, сразу главного милиционера страны назначить главным партийным руководителем советской республики было бы нарушением (в СССР милиция по рангу была нижестоящим органом, стоящим на ступени ниже партийных и советских, после армии, КГБ и Генпрокуратуры). Поэтому Шеварднадзе для проформы проработал 1-ым секретарём Тбилисского горкома партии неполных 2 месяца, август - сентябрь 1972 года, а 29 сентября его переводят («избирают») 1-м секретарём ЦК Компартии Грузии.

Едва войдя в кабинет, Шеварднадзе объявил о начале кампании по борьбе с коррупцией и теневой экономикой. За первые полтора года чистки кадров он освободил от занимаемых постов 20 министров, 44 секретаря райкомов, 3 секретарей горкомов, 10 председателей райисполкомов и их заместителей, назначив на их места сотрудников КГБ, МВД и молодых технократов, за 5 первых лет его пребывания на новом посту было арестовано более 30 тысяч человек, половина из которых являлись членами КПСС; ещё 40 тысяч были освобождены от своих постов. Именно тогда начинали свою теневую деятельность цеховики, которых потом стали называть предпринимателями, открывшими кооперативы, а сейчас этих деловых людей называют бизнесменами. Нет, этим коррупцию и непотизм в Грузии не искоренили, просто Шеварднадзе всюду насадил свои кадры, а цеховики откупились и стали исправно приносить дань, только особенно строптивые и бедные отсидели «от звонка до звонка».

   Путь Шеварднадзе к вершине власти стал примером для Саакашвили, который повторил его в точности. Став министром юстиции при Шеварднадзе (как Шеварднадзе стал министром внутренних дел при Мжаванадзе), Саакашвили, чтобы скинуть Шеварднадзе и занять его место (как Шеварднадзе скинул Мжаванадзе и занял его место), в 2003 году организовал «Революцию роз» - по сути тоже самое, что и вышеуказанное Постановление ЦК КПСС по Тбилисскому горкому. Беспроигрышным поводом для «Революции роз» - точно также, как Шеварднадзе для Постановления по Тбилисскому горкому от 22 февраля 1972 годаСаакашвили выбрал коррупцию. Да, кроме «загнившей в коррупции власти Шеварднадзе» Саакашвили, по совету из Вашингтона, выдвинул и второй лозунг «Выборы сфальсифицировали! Требуем провести перевыборы!» (что после 26 октября 2024 года точь-в-точь безуспешно пытается повторить экс-правящая партия Саакашвили и её сателлиты на проспекте Руставели), но лейтмотивом всё равно была коррупция, которая стала главным триггером госпереворота 23 ноября 2003 года под названием «Революция роз».

Извечная злость бедных к богатым, голодных - к сытым, накопившаяся злость из-за несправедливости, когда талантливых детей бедных родителей притесняли, продвигая в карьере бездарный детей номенклатурных родителей, сделала своё дело: поддержали молодого вождя Саакашвили с его большевистскими тезисами – отнять незаконно награбленное у богатых и раздать бедным (точь-в-точь, как обещал молодой 1-ый секретарь ЦК Компартии Грузии Шеварднадзе). Поразительно, что даже число впоследствии арестованных президентом Саакашвили было точно таким же, как новоназначенным 1-ым секретарём ЦК Шеварднадзе в ходе кампании борьбы с коррупцией – 30 тысяч (по количеству заключённых Грузия тогда вышла на 1-ое место в Европе и 2-ое в мире, количество оправдательных приговоров равнялось 0,01 от общего числа).

   Тему коррупции Саакашвили предусмотрительно развивал до «революции», будучи министром юстиции (как министр внутренних дел Шеварнадзе заранее сигнализировал в Москву), Саакашвили на заседании правительства размахивал перед носом президента Шеварднадзе фотографиями загородных вилл высокопоставленных чиновников. Коррупция в Грузии при президенте Шеварднадзе действительно была тотальной, снизу – доверху, взятка, которую брал ГАИшник, шла до самого министра ВД и выше… Это происходило в условиях безработицы, пенсий в один доллар и госбюджете в 600 млн долларов. Теневая экономика де-факто работала как альтернативная и даже основная. Поэтому жесточайшие методы экспроприации и даже нечеловеческие пытки, на которые «дал добро» Саакашвили своим «силовикам», долгое время не волновали грузинское общество. И ещё потому, что Саакашвили, родившийся в один и тот же день со Сталиным, одновременно радовал народ, как вождь всех времён и народов – после репрессий «врагов народа»: Саакашвили заменил ГАИшников вежливыми патрульными в красивой форме и на красивых автомобилях, которые не брали взяток; Саакашвили заменил коррумпированные домоуправления и десятки профильных ведомств домами юстиции, где за несколько минут можно было получить любую справку и зарегистрировать бизнес; а ещё Саакашвили аннулировал институт прописки и техосмотр автомобилей. После этого обывателю было как-то наплевать, если ночью богача пытали в камере, а потом привели нотариуса и он переписал своё имущество на близких друзей, или родственников власть имущих, а деньги перечислил на спецсчёт в Генпрокуратуре, которые, правда, шли не бедным, а в партийную кассу «Нацдвижения».

  Таким образом, Саакашвили действительно уничтожил бытовую коррупцию на низком и среднем уровне, но зато расцвела т.н. элитарная коррупция. Весь крупный бизнес обложили данью, а ещё вся зарубежная помощь, кредиты и гранты из США и ЕС «распиливалась» Саакашвили и его партийными «кассирами» - Адеишвили, Кезерашвили. Поэтому финансовые нарушения за нецелевые траты из госбюджета, за которые сегодня осудили Саакашвили, это «капля в море», мелочь, но копать глубже никто не будет, потому что «откаты» приведут к грантодателям из США и Евросоюза, к чиновникам USAID и даже в западные посольства.

   Почему Саакашвили стал таким? Ответ на Ваш вопрос надо искать в его биографии, в неблагополучной семье, где никто не мог похвастать высокими моральными качествами, где Мише с детства не привили иммунитет порядочного человека. Долговязый, постоянно утирающий сопливый нос, Миша всегда завидовал богатым и всегда мечтал иметь секс с женщинами, которые ему нравились, но они не обращали на него внимания, а кроме способностей к языкам он никакими талантами не отличался и денег не имел. Однажды в телеинтервью он оговорился, как в Бакуриани завидовал «пивному королю» Гоги Топадзе, у которого был спортивный костюм «Адидас», фирменные лыжи и лыжный костюм. Поэтому «Вовочка» Саакашвили взял за образец путь Эдуарда Шеварднадзе, спровоцированное им Постановлением по Тбилисскому горкому, и не прогадал - действительно стал президентом! Теперь все блага, о которых он мечтал, стали ему доступны, но через своих «силовиков» - настоящих упырей и палачей Ахалая, Мерабишвили и других, которые обеспечивали его наркотиками, женщинами и расправлялись с неугодными ему людьми. Как, например, с бизнесменом Гелашвили, который отказался уступить ему собственный дом у президентской «Авлабарской» резиденции. Так Саакашвили стал зависим от своих подручных, которые, исполняя его преступные желания, не забывали проворачивать и свои дела - богатеть и расправляться с неугодными под самым носом у Саакашвили, который не мог их ничем попрекнуть, потому что «рыльце у него самого было в пуху», то есть нос - в принесённом ими кокаине…

   Подобное в конце произошло с Шеварднадзе, который был шокирован, узнав, как за его спиной богатело его окружение.  В одном из телевыступлений он привёл в пример недавно вышеупомянутого Гоги Топадзе, который, мол, благодаря его протекции, стал «пивным королём». Того же самого Топадзе, дорогой спортивной экипировке которого завидовал Саакашвили…

23.03.2025
Грузия, Тбилиси